Дело № 2г-126/2011 Именем Российской Федерации 11 марта 2011 года гор.Галич Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Балашовой Е.В. с участием Галичского межрайонного прокурора Пенушкова Д.Е., при секретаре Чижовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галичского межрайонного прокурора о признании противоречащими закону и недействующими пункты 1.1 и 3 Решения собрания депутатов Галичского муниципального района № 45 от 27.01.2011 года, установил: Галичский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими пункты 1.1 и 3 Решения собрания депутатов Галичского муниципального района № 45 от 27.01.2011 года. Свои исковые требования Галичский межрайонный прокурор мотивирует тем, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в части обеспечения надлежащих условий для получения образования. По результатам проверки было установлено, что решением собрания депутатов Галичского муниципального района № 45 от 27.01.2011 года утверждён размер платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях Галичского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 1.1 данного Решения родительская плата установлена в размере 46 рублей за 1 день при режиме работы 9-10,5 часов и 43 рубля при режиме работы 7 часов пребывания ребёнка в ДОУ. Вышеуказанное решение отвечает всем признакам нормативного правового акта - в нём наличествуют правовые нормы, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц (несовершеннолетние, посещающие дошкольные образовательные учреждения в настоящее время, и которые будут посещать их в будущем), правовой акт рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений в сфере получения дошкольного образования. 28 января 2011 года оспариваемое Решение опубликовано в «Районном вестнике» № 1 (94). В соответствии с п.1 ст.52.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка в указанных организациях, если иное не установлено настоящим Законом и иными федеральными законами. В соответствии с уставом муниципальных дошкольных образовательных учреждении и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего возраста Галичского муниципального района учредителями последних является администрация Галичского муниципального района, а значит, по мнению Галичского межрайонного прокурора, установление решением представительного органа муниципального образования - в данном случае собрания депутатов Галичского муниципального района - размера родительской платы является незаконным, принятым за пределами полномочий представительного органа, то есть оспариваемый правовой акт противоречит приведённым требованиям Федерального законодательства, что в соответствии со ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года недопустимо. Кроме того, п.3 данного Решения так же не соответствует требованиям Закона № 3266-1, согласно п.2 ст.52.1 которого за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а так же с туберкулёзной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. При рассмотрении дела Галичский межрайонный прокурор Пенушков Д.Е. уточнил заявленные требования и просит признать незаконными и недействующими со дня принятия пункты 1 и 3 Решения собрания депутатов Галичского муниципального района № 45 от 27 января 2011 года. Заинтересованное лицо - Собрание депутатов Галичского муниципального района в лице его председателя Смирнова А.Б. заявленные требования Галичского межрайонного прокурора признал в полном объёме и не отрицал, что данные пункты Решения приняты действительно незаконно. Выслушав Галичского межрайонного прокурора Пенушкова Д.Е., председателя собрания депутатов Галичского муниципального района Смирнова А.Б., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года за № 48 № « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 года № 13) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Как установлено в судебном заседании, решением Собрания депутатов Галичского муниципального района от 27 января 2011 года за № 45 установлен размер платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях Галичского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. П.1 вышеуказанного Решения устанавливает с 1.02.2011 года размер платы за одно посещение ребёнком: - в муниципальных образовательных учреждениях муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования при режиме работы продолжительностью 9-10,5 часов в сумме 46 рублей ( п.п.1.1); - в муниципальных образовательных учреждениях муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования при режиме работы продолжительностью 7 часов в сумме 43 рубля ( п.п.1.2). Оспариваемое Решение собрания депутатов Галичского муниципального района от 27.01.2011 года за № 45 опубликовано в информационном бюллетене «Районный вестник» от 28.01.2011 года за № 1 (94). На основании ч.1 ст.7 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года ( в ред. ФЗ от 29.12.2010 года № 442-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. П.4 данной статьи предписано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 11 ч.1 ст.15 вышеуказанного Федерального Закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Согласно п.6 ч.10 ст.35 данного Федерального Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии с п.1 ст.52.1 Закона РФ « Об образовании» от 10.07.1992 года 3266-1 ( в ред. ФЗ от 02.02.2011 г. № 2-ФЗ) учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено названным Законом и иными федеральными законами. При рассмотрении дела установлено, что в 2010-2011 учебном году на территории Галичского муниципального района функционируют 4 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, а именно: МДОУ Россоловский детский сад, МДОУ Дмитриевский детский сад, МДОУ Толтуновский детский сад, МДОУ Михайловский детский сад. Также в состав 10 общеобразовательных школ входят структурные подразделения - детские сады ( справка отдела образования администрации Галичского муниципального района от 15.02.2011 года № 69). В соответствии с Уставами вышеперечисленных образовательных учреждений учредителем дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Галичского муниципального района является администрация Галичского муниципального района. Таким образом, установление Собранием депутатов Галичского муниципального района от 27.01.2011 года размера платы за одно посещение ребенком, т.е. пункт 1 Решения, противоречит Федеральному Закону « Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года. Согласно п.2 ст.52.1 вышеуказанного Закона РФ размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Однако пункт 3 Решения собрания депутатов Галичского муниципального района от 27.01.2011 года № 45 гласит «об освобождении от платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителей, чьи дети по заключению медицинского учреждения имеют недостатки в физическом или психическом развитии (в том числе дети с туберкулезной интоксикацией)». Таким образом, вышеуказанный пункт Решения собрания депутатов Галичского муниципального района противоречит Закону РФ « Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пункты 1 и 3 Решения собрания депутатов Галичского муниципального района от 27.01.2011 года за № 45 необходимо признать незаконными и недействующими со дня принятия. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконными и недействующими со дня принятия пункты 1 и 3 Решения собрания депутатов Галичского муниципального района № 45 от 27 января 2011 года «О размере платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях Галичского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней. Судья Е.В.Балашова