Дело № 2-90/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 марта 2011 года Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лыткиной А.Н., при секретаре Сухаревой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майоровой Татьяны Васильевны к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Майорова Татьяна Васильевна, <дата> года рождения, является медицинским работником. Она работала: <дата> по <дата> в должности фельдшера здравпункта медикосанитарной части овчинно-меховой фабрики им. Калинина; <дата> по <дата> в должности заведующей здравпунктом Галичского совхоза-техникума; <дата> по <дата> в должности медицинской сестры детских яслей № 2; <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры детских яслей № 2; <дата> по <дата> в должности фельдшера детских яслей № 2; <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры отделения переливания крови Галичской ЦРБ; <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 6; с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 2; <дата> по настоящее время в должности старшей медицинской сестры детского сада № 6. 15 сентября 2010 года Майорова Т.В. обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением указанной комиссии от 10 ноября 2010 года -- в назначении данной пенсии Майоровой Т.В. отказали. При этом комиссией не были приняты к зачёту в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды её работы <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры детских яслей № 2; <дата> <дата> по <дата> в должности фельдшера детских яслей № 2; <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 6; <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 2; <дата> по <дата> (день подачи заявления о назначении пенсии) в должности старшей медицинской сестры детского сада № 6. Не согласившись с указанным выше решением комиссии ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, Майорова Т.В. обратилась с иском в суд. Она просила признать решение комиссии от 10.11.2010 года об отказе в назначении досрочной пенсии неправомерным, включить в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, указанные выше периоды её работы и возложить на Управление Пенсионного фонда по гор. Галичу и р-ну обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права. В обоснование требований указала, что её работа в названных детских воспитательных учреждениях являлась лечебно-профилактической и занимала всё рабочее время, поэтому, как она считает, спорные периоды работы должны включаться в специальный стаж независимо от ведомственной принадлежности этих детских учреждений. От перемены ведомства ни её должностные обязанности, ни условия труда не изменялись. В судебном заседании истец Майорова Т.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным выше. При этом пояснила, что её обязанности фельдшера и старшей медицинской сестры в бытность работы в детских яслях № 2; в яслях-саду № 2 и № 6, а также при работе в настоящее время в детском саду № 6 были и остаются аналогичными обязанностям фельдшера и старшей медицинской сестры в учреждениях здравоохранения. Свои обязанности, как медицинский работник, она выполняла и выполняет полный рабочий день. Основная задача её трудовой деятельности - охрана жизни и здоровья малолетних детей. Она (Майорова) считает, что досрочная трудовая пенсия должна быть её назначена в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на выслугу лет, утверждённым Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397. Данный Перечень предусматривает включение в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по старости, периоды работы в должности фельдшера и медицинской сестры в детских садах, детских яслях, объединённых яслях-садах. По её мнению, данный Перечень продолжает действовать и в настоящее время. При указанных обстоятельствах, учитывая характер её деятельности, просит суд удовлетворить заявленные требования, при этом пенсию назначить с даты обращения с заявлением о её (пенсии) назначением. Представитель ответчика Кузнецова Ирина Борисовна-ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, действующая по доверенности, исковые требования Майровой Т.В. не признала, пояснив, что при определении права на досрочную пенсию по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» используются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утверждённые Постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 года № 464, от 22.09.1999 года № 1066 и от 29.10.2002 года № 781. Данными Списками предусмотрено, что в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, может быть засчитана лишь работа в должностях: «фельдшер», «заведующий здравпунктом, фельдшер», «медицинская сестра», «старшая медицинская сестра». При этом работа в этих должностях в силу названных Списков должна осуществляться в таких учреждениях, как медико-санитарные части, больницы, в том числе районные и городские. Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, учитываемый для досрочного назначения пенсии, засчитываются периоды работы в учреждениях, указанных в Списках. Периоды работы Майоровой Т.В. <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры детских яслей № 2; с <дата> по <дата> в должности фельдшера детских яслей № 2; <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 6; <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 2; с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры детского сада № 6 не могут быть засчитаны в спецстаж, так как работа протекала в учреждениях образования, о чём свидетельствуют записи в трудовой книжке. Приём и увольнение истца производили заведующие данными учреждениями, заработная плата начислялась и выплачивалась бухгалтерией отдела образования. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. На момент обращения Майоровой Т.В. в Пенсионный фонд - 15 сентября 2010 года - её стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составил <данные изъяты>, поэтому она права на досрочную пенсию не имеет. Изучив материалы дела, выслушав истца Майорову Т.В., представителя ответчика Кузнецову И.Б., свидетеля Х.Л.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449) утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, в соответствии с п.п.20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по указанному основанию. В Списке среди прочих указаны должности «фельдшер», «медицинская сестра», «старшая медицинская сестра», а из учреждений - медико-санитарные части, больницы всех наименований. Однако данным Списком не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим фельдшерами либо старшими медицинскими сёстрами в детских яслях, детских садах и яслях-садах. Не предусматривалось право на установление названной пенсии указанной категории лиц и действующими ранее: Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также Правилами исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066; Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464. В Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утверждённую Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 года № 627 (в ред. Приказа от 19.11.2008 года), зарегистрированном в Минюсте РФ 12.10.2005 года № 7070, детские ясли, ясли-сады и детские сады не включены. При этом суд учитывает, что до 1 октября 1993 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности фельдшера, а также в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединённых яслях-садах. Этот Перечень относил детские ясли, детские сады, ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Как следует из абз.3 п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. При изложенных обстоятельствах периоды работы истца Майоровой Т.В. в должностях старшей медицинской сестры и фельдшера детских яслей № 2, в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 6, в должности старшей медсестры яслей-сада № 2 и в должности старшей медсестры детского сада № 6 <дата> по <дата> подлежат частичному включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно - до 1 октября 1993 года. С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Ссылка истца Майоровой Т.В. на то обстоятельство, что обязанности фельдшера и старшей медицинской сестры в указанных учреждениях аналогичны обязанностям фельдшера и старшей медицинской сестры в учреждениях здравоохранения, не имеет значения для дела, поскольку право определять виды учреждений, работ, профессий и должностей, работа в которых даёт право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принадлежит уполномоченному государственному органу - Правительству Российской Федерации. Суд таковым правом не наделён. Таким образом, истцу следует зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды её работы: в должности старшей медицинской сестры детских яслей № 2 <дата> по <дата> (2 года 8 месяцев); в должности фельдшера детских яслей № 2 <дата> по <дата> (3 года 9 месяцев 14 дней); в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 6 <дата> по <дата> (9 месяцев 11 дней); в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 2 <дата> по <дата> (1 год 1 месяц). Итого - <данные изъяты> Суд считает, что периоды работы Майоровой Т.В., исходя из анализа законодательства, приведённого выше, <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 2 и с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры детского сада № 6 ответчиком на законных основаниях не включены в её специальный стаж. Таким образом, в иске о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, указанных периодов работы истцу следует отказать. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специальный стаж Майоровой Т.В. для назначения льготной пенсии должен составлять не менее 30 лет. Специальный стаж работы истца на дату подачи заявления о назначении пенсии составляет <данные изъяты>, из них <данные изъяты>, засчитанных ответчиком + <данные изъяты>, которые следует засчитать настоящим решением. Таким образом, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у Майоровой Т.В. не возникает. При изложенных обстоятельствах в иске Майоровой Т.В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следует отказать. На основании ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», руководствуясь ст. ст.12,198 ГПК РФ, суд решил: 1. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от 10 ноября 2010 года -- в части невключения Майоровой Татьяне Васильевне в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы: с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры детских яслей № 2; с <дата> по <дата> в должности фельдшера детских яслей № 2; с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 6; с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 2 признать неправомерным. 2. Включить Майоровой Татьяне Васильевне в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды её работы, указанные в п.1 резолютивной части решения. 3. В иске Майоровой Татьяне Васильевне к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы: с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры яслей-сада № 2; с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры детского сада № 6, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать. 4. Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. в пользу Майоровой Т.В. государственную пошлину в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней. Судья А.Н.Лыткина