Дело № 2(г)-188/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 мая 2011 года гор. Галич. Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лебедева В.К., с участием Галичского межрайонного прокурора Пенушкова Д.Е., при секретаре Виноградовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к УВД по Костромской области и ОВД по городскому округу г. Галич и Галичскому муниципальному району о возложении обязанности приостановить деятельность медицинского вытрезвителя МОБ ОВД по городскому округу г. Галич и Галичскому муниципальному району, У С Т А Н О В И Л: Галичский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к УВД по Костромской области и ОВД по городскому округу г. Галич и Галичскому муниципальному району о возложении обязанности приостановить деятельность медицинского вытрезвителя МОБ ОВД по городскому округу г. Галич и Галичскому муниципальному району, мотивируя тем, чтов соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 № 926, в милицию общественной безопасности входят медицинские вытрезвители при органах внутренних дел. В соответствии с Положением о медицинском вытрезвителе милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району, утвержденного приказом начальника ОВД по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району от 27.09.2007 № 213 (далее Положение), медицинский вытрезвитель милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району (далее Медицинский вытрезвитель) предназначен для содержания граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и оказания им неотложной медицинской помощи. Он является специализированным учреждением милиции и входит в состав милиции общественной безопасности ОВД по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району (пункт 1 Положения). Одной из основных задач Медицинского вытрезвителя является организация и оказание медицинской помощи лицам в состоянии алкогольного опьянения в средней или тяжелой степени опьянения (пункт 17 Положения) Медицинский вытрезвитель обеспечивает медицинское обследование доставленных лиц для установления степени алкогольного опьянения и оказание им необходимой медицинской помощи (пункт 21 Положения). В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 г., лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.2001 г. (далее Закон), к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и т.п., и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В соответствии с п.п.96 п.1 ст. 17 Закона, лицензированию подлежит медицинская деятельность. В соответствии со ст.7 Закона, на такой вид деятельности, как медицинская деятельность, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании медицинской В соответствии с перечнем (приложением) к Положению, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по: медицинским осмотрам, медицинскому (наркологическому) освидетельствованию. В нарушение перечисленных положений федерального законодательства медицинский вытрезвитель МОБ ОВД по городскому округу г. Галич и Галичскому муниципальному району, лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет, а значит, не может обеспечить соблюдение прав граждан на охрану здоровья. В то же время, сотрудниками вытрезвителя такая деятельность осуществляется в виде медицинских осмотров, что подтверждается копиями листов медицинского журнала Медицинского вытрезвителя. При таких обстоятельствах осуществление Медицинским вытрезвителем милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району медицинской деятельности является незаконным и подлежит запрету. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор просил суд обязать ОВД по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району и УВД по Костромской области приостановить деятельность Медицинского вытрезвителя милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району по осуществлению медицинской деятельности до получения лицензии на осуществление такой деятельности. В судебном заседании Галичский межрайонный прокурор Пенушков Д.Е. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчиков - специалист-эксперт группы правого обеспечения ОВД по городскому округу гор. Галич и Галичскому муниципальному району Костин Д.С., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал. Отсутствие у медицинского вытрезвителя МОБ ОВД по городскому округу г. Галич и Галичскому муниципальному району лицензии на право осуществления медицинской деятельности не оспаривал, но в то же время полагал, что приостанавливать деятельность медицинского вытрезвителя в настоящее время нецелесообразно, так как, в соответствии с приказом начальника УВД по Костромской области от <дата> № ..... медицинский вытрезвитель МОБ ОВД по городскому округу гор. Галич и Галичскому муниципальному району подлежит ликвидации в срок до <дата>. Согласно указанного приказа в настоящее время проводятся ликвидационные мероприятия, создана ликвидационная комиссии. В настоящее время помещение в медицинский вытрезвитель граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, не производится. В отношении таких граждан медицинскими работниками медвытрезвителя производится только их медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Медицинский персонал медвытрезвителя подлежит увольнению с <дата>. После указанный даты медицинское освидетельствование доставляемых граждан будет прекращено. В медицинском вытрезвителе будут проходить только ликвидационные мероприятия. Представитель третьего лица - начальник медицинского вытрезвителя МОБ ОВД по городскому округу гор. Галич и Галичскому муниципальному району поддержал позицию представителя ответчиков. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статьей 7 вышеуказанного Закона установлено, что на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Из подпункта 96 ст. 17 того же Закона следует, что медицинская деятельность подлежит лицензированию Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (ред. от 24.09.2010) "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности") установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Согласно указанного приложения, к медицинской деятельности относится выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам и медицинскому (наркологическому) освидетельствованию. В соответствии с Положением о медицинском вытрезвителе милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району, утвержденного приказом начальника ОВД по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району от <дата> ..... (далее Положение), медицинский вытрезвитель милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району (далее Медицинский вытрезвитель) предназначен для содержания граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и оказания им неотложной медицинской помощи. Он является специализированным учреждением милиции и входит в состав милиции общественной безопасности ОВД по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району (пункт 1 Положения). Одной из основных задач Медицинского вытрезвителя является организация и оказание медицинской помощи лицам в состоянии алкогольного опьянения в средней или тяжелой степени опьянения (пункт 17 Положения) Медицинский вытрезвитель обеспечивает медицинское обследование доставленных лиц для установления степени алкогольного опьянения и оказание им необходимой медицинской помощи (пункт 21 Положения). Медицинским журналом Медицинского вытрезвителя милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району подтверждается, что в период с <дата> по <дата> в медицинском вытрезвителе регулярно оказывалась медицинская помощь доставляемым гражданам и производилось их медицинское (наркологическое) освидетельствование. Из объяснений представителей ответчиков и третьего лица следует, что медицинское (наркологическое) освидетельствование граждан производится в медвытрезвителе до настоящего времени, и будет продолжаться до увольнения медицинского персонала медвытрезвителя. Результаты медицинских (наркологических) освидетельствований граждан отражаются в протоколах. На основании изложенного суд находит доказанным, что Медицинский вытрезвитель милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по городскому округу город Галич и Галичскому муниципальному району, в нарушение требований федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, не имея соответствующей лицензии, осуществляет медицинскую деятельность в виде оказания услуг по медицинским осмотрам и медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, в связи с чем, указанная деятельность подлежит приостановлению до получения лицензии. Доводы ответчиков о нецелесообразности приостановления деятельности указанного учреждения суд находит несостоятельными, так как они не основаны на требованиях закона. На основании ст.ст. 4, 7, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"), руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, районный суд Р Е Ш И Л: Обязать Управление внутренних дел по Костромской области и Отдел внутренних дел по городскому округу г. Галич и Галичскому муниципальному району приостановить до получения лицензии деятельность Медицинского вытрезвителя МОБ ОВД по городскому округу г. Галич и Галичскому муниципальному району Костромской области в части осуществления медицинской деятельности, требующей получения лицензии на осуществление такой деятельности. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Лебедев В.К.
деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от
22.01.2007 г., вступившем в силу 07.02.2007 г. (далее Положение), медицинская
деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию
доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.