Дело № 2г-187/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 июня 2011 года Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лыткиной А.Н., при секретаре Сухаревой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Марии Юрьевны к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Козлова Мария Юрьевна, <дата> года рождения, является медицинским работником. Она работала: с <дата> по <дата> в должности фельдшера Пронинского фельдшерско-акушерского пункта Галичской ЦРБ; с <дата> по <дата> в должности заведующей Иваньковским фельдшерским пунктом, фельдшером Галичской ЦРБ; с <дата> по настоящее время в должности заведующей, фельдшера Иваньковского фельдшерско-акушерского пункта МУЗ Галичского района «Ореховская участковая больница». <дата> Козлова М.Ю. обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением указанной комиссии от <дата> -- в назначении данной пенсии Козловой М.Ю. отказали. При этом комиссией не были приняты к зачёту в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды её учебы на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Кроме того, комиссия не приняла к зачёту в спецстаж Козловой М.Ю. семинар, имевший место <дата>, и период отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет с <дата> по <дата>. При этом периоды нахождения Козловой М.Ю. в отпусках по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а также в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с <дата> по <дата> комиссия засчитала в спецстаж в календарном, а не в льготном порядке. Не согласившись с указанным выше решением комиссии ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, Козлова М.Ю. обратилась с иском в суд. Она просила признать решение комиссии от <дата> об отказе в назначении досрочной пенсии неправомерным, включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды её нахождения на курсах повышения квалификации, день нахождения на семинаре, а также период отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет с <дата> по <дата>. Свои требования Козлова М.Ю. мотивировала тем, что повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения медицинской деятельности, поэтому за время работы она неоднократно: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> по направлению работодателя обучалась на курсах повышения квалификации. В эти периоды времени за ней сохранялось место работы и выплачивался средний заработок, из которого при этом производились соответствующие страховые отчисления в Пенсионный фонд. Поэтому считает, что периоды учёбы на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж. Период отпуска по уходу за ребёнком, имевший место с <дата> по <дата>, подлежит включению в спецстаж, по её мнению, в соответствии с п.п.3 п.1 ст.11 Федерального закона от 17.12.2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которого в трудовой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более трёх лет в общей сложности. В ходе рассмотрения дела Козлова М.Ю. уточнила заявленные требования. Она просила суд включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, только периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Кроме того, просила возложить на ответчика обязанность исчислить периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а также и в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с <дата> по <дата> на льготных условиях (один год работы за один год и три месяца) и, соответственно, с учётом зачтённых в спецстаж и исчисленных на льготных условиях периодов работы, назначить ей досрочную пенсию с даты возникновения права на получение таковой. В обоснование исчисления периодов нахождения в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком до полутора лет в льготном порядке истец сослалась на то, что в данное время она работала в должности, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, и при этом работа протекала в сельской местности. В спецстаж указанная работа засчитывалась в льготном порядке, из расчёта 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Несмотря на это, Пенсионный фонд засчитал в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, спорные периоды отпусков в календарном порядке, что, по её (Козловой) мнению, незаконно. Представитель ответчика Кузнецова Ирина Борисовна - ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) ГУ-Управление ПФ РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, действующая по доверенности, исковые требования Козловой М.Ю. не признала, пояснив, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, так как согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в специальный трудовой стаж включаются только периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации названным Постановлением не предусмотрены. Таким образом, как она (Кузнецова) считает, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную деятельность. Отпуска по беременности и родам и по уходу за ребёнком до полутора лет могут быть засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, по её мнению, только в календарном порядке, так как в указанный период сохраняются лишь трудовые отношения, при этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности в условиях сельской местности. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа. На момент обращения Козловой М.Ю. в Пенсионный фонд - <дата> - её стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составил <данные изъяты>, поэтому она права на досрочную пенсию не имеет. Изучив материалы дела, выслушав истца Козлову М.Ю., представителя ответчика Кузнецову И.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449) утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, в соответствии с п.п.20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по указанному основанию. В Списке среди прочих указана должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер», «фельдшер», а из учреждений - фельдшерско-акушерский пункт. Согласно п.4 указанных выше Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Как следует из материалов дела, <дата> Козлова М.Ю. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан данного пенсионного органа за -- от <дата> в назначении пенсии истцу отказали из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В то же время комиссия пришла к выводу, что Козловой М.Ю. в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, могут быть засчитаны периоды работы: в должности фельдшера Пронинского ФАП Галичской ЦРБ с <дата> по <дата> на льготных условиях (1 год работы за 1 год и 3 месяца, поскольку работа протекала в сельской местности и до <дата>); в должности заведующей Иваньковским ФАП, фельдшера Галичской ЦРБ с <дата> по <дата> на льготных условиях (1 год работы за 1 год и 3 месяца, поскольку работа протекала в сельской местности и до <дата>); в должности заведующей Иваньковским ФАП, фельдшера Галичской ЦРБ с <дата> по <дата>; в должности заведующей, фельдшера Иваньковского ФАП МУЗ Галичского района «Ореховская участковая больница» с <дата> по <дата> (день подачи заявления о назначении пенсии), за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации; семинара, имевшего место <дата>, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет с <дата> по <дата>. Кроме того, периоды нахождения Козловой М.Ю. в отпусках по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а также в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с <дата> по <дата> комиссия засчитала в спецстаж в календарном, а не в льготном порядке. С выводом комиссии об исключении из спецстажа истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд не согласен. Как следует из чч.4-5 ст.196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В силу специальных нормативных актов (Федеральный закон от 08.08.2001 года № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 (в редакции Постановления от 24.09.2010 года № 749)) для работников юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, обязательным условием выполнения работы является повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет. Как следует из ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (в ред. от 28.09.2010 года) повышение квалификации является обязанностью Козловой М.Ю. Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Козлова М.Ю. направлялась на курсы повышения квалификации работодателем (приказы: -- § 6 от <дата>, -- § 1 от <дата>, -- от <дата>, -- от <дата>). В период нахождения на курсах за Козловой М.Ю. сохранялся средний заработок, из которого производились предусмотренные законом удержания во внебюджетные фонды единого социального страхования (в том числе в Пенсионный фонд). Таким образом, периоды нахождения Козловой М.Ю. на курсах повышения квалификации (с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, всего 3 месяца 3 дня) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В судебном заседании установлено, что в период работы истца в должности заведующей Иваньковским ФАП, фельдшером Галичской ЦРБ с <дата> по <дата>, она с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> находилась в отпуске по беременности и родам, а с <дата> по <дата> - в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет. Данные периоды отпусков засчитаны Пенсионным фондом в специальный стаж Козловой М.Ю. в календарном порядке. Истец просит суд исчислить его в льготном порядке, как один год работы за 1 год и 3 месяца. Суд считает, что данные требования Козловой М.Ю. оснований не лишены. В соответствии с подп. «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), год работы в сельской местности или в посёлке городского типа (рабочем посёлке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в посёлке городского типа. В спорные периоды времени нахождения Козловой М.Ю. в названных выше отпусках действовали Список и Правила, утверждённые Постановлением Совета Министров РСФСР № 464, в соответствии с которыми порядок подсчёта трудового стажа для исчисления досрочной трудовой пенсии до 1 ноября 1999 года следует исчислять как один год работы в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке) за один год и три месяца. Согласно ст.167 КЗоТ РСФСР, действовавшей до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в Российской Федерации» (до 06.10.1992 года) периоды нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет включались в стаж работы по специальности в случае назначения досрочной пенсии по старости. Таким образом, на данные периоды отпусков, имевших место до 06.10.1992 года, распространяются установленные правила исчисления периодов работы. Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, действовавшего в период нахождения Козловой М.Ю. в отпуске по уходу за ребёнком, время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. При изложенных обстоятельствах, исходя из приведённых правовых норм, суд считает, что периоды нахождения Козловой М.Ю. в отпусках по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а также в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с <дата> по <дата> также подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца). В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специальный стаж истца для назначения льготной пенсии должен составлять не менее 25 лет. По состоянию на <дата> и в настоящее время Козлова М.Ю. работает в должности заведующей, фельдшера Иваньковского фельдшерско-акушерского пункта МУЗ Галичского района «Ореховская участковая больница». Работа в данной должности засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Данного факта представитель ответчика Кузнецова И.Б. в суде не отрицала. При этом пояснила, что по произведённым ею расчётам в случае удовлетворения требований истца Козловой М.Ю. о зачёте в специальный стаж времени нахождения на курсах повышения квалификации и исчислении периодов нахождения в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком до полутора лет на льготных условиях, требуемого стажа - 25 лет - она достигает <дата>. Истец Козлова М.Ю. с данными утверждениями представителя ответчика Кузнецовой И.Б. согласилась, просила суд обязать Пенсионный фонд назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>. При изложенных обстоятельствах, оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что у Козловой М.Ю. с <дата> возникнет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку стаж её работы в учреждениях здравоохранения на названную дату составит 25 лет. Настоящим решением указанную трудовую пенсию истцу и следует назначить именно с <дата>. На основании ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», ст.ст.187,196 ТК РФ, руководствуясь ст. ст.12,198 ГПК РФ, суд решил: 1. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от <дата> -- в части невключения Козловой Марии Юрьевне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; а также в части отказа Козловой М.Ю. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости - признать неправомерным. 2. Включить Козловой Марии Юрьевне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, указанные в п.1 резолютивной части решения. 3. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области исчислить Козловой Марии Юрьевне периоды её нахождения в отпусках по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а также в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с <дата> по <дата> на льготных условиях (один год работы за один год и три месяца). 4. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области назначить Козловой Марии Юрьевне с <дата> досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 5. Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. в пользу Козловой М.Ю. государственную пошлину в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней. Судья А.Н.Лыткина