Дело № 2г-19/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 апреля 2011 года Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лыткиной А.Н. при секретаре Сухаревой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Юрия Михайловича, действующего в интересах Соколовой Софьи Александровны, к администрации городского округа-город Галич Костромской области и межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3 о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, установил: Решением Галичского районного суда Костромской области от <дата> Б.А.А. лишена родительских прав в отношении детей: сына У.Е.Н., <дата>, сына Б.В., <дата> и дочери Б.С.А., <дата>. Этим же решением у Б.А.В. отобрали детей: сына Б.В. и дочь Б.С.А. без лишения родительских прав. Все дети были переданы на попечение органов опеки и попечительства при Галичском горисполкоме Совета народных депутатов. Решением Галичского городского Совета народных депутатов -- от <дата> опекуном над несовершеннолетними У.Е.Н. и Б.С.А. назначена их бабушка - У.Ш., которая умерла <дата>. Соколов Ю.М., действующий по доверенности в интересах Соколовой Софьи Александровны, обратился в суд с иском к администрации городского округа-город Галич Костромской области и межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3 о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. Свои требования представитель истца мотивировал тем, что когда умерла У.Ш., его доверителю Соколовой (до брака Бециной) С.А. было 17 лет. Органы опеки и попечительства оставили её жить одну в <адрес>, в соцучреждение не направили, не закрепили за ней указанное жилое помещение и не поставили на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Начиная с 2004 года, его доверитель 2 раза в год обращалась в органы опеки и попечительства гор. Галича по вопросу предоставления жилого помещения, однако, никаких ответов не получала. Устно ей сообщали, что необходимо подождать какое-то время для решения данного вопроса. 16 марта 2010 года Соколова С.А. собрала необходимые документы и вместе с заявлением о предоставлении жилого помещения передала их в межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3. Ответа на своё заявление она (Соколова) не получила. 16 августа 2010 года Соколова С.А. направила заявление на имя начальника территориального управления социального обеспечения по гор. Галичу с просьбой направить ей письменный ответ на её заявление от 16.03.2010 года о предоставлении жилого помещения, полагая, что ими нарушен Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». 17 августа 2010 года Соколова С.А. обратилась с аналогичным заявлением в Галичскую межрайонную прокуратуру. В конце августа 2010 года его (Соколова) доверитель получила ответ из межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3 от 16.08.2010 года --, о том, что предоставленный ею в территориальное управление социального обеспечения по гор. Галичу пакет документов направлен в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. 1 сентября 2010 года Соколова С.А. обратилась с заявлением о даче письменного ответа к директору Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. 25 сентября 2010 года получила ответ от 23.09.2010 года -- о том, что её (Соколову) в возрасте 26 лет межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3 неправомерно включил в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на предоставление жилого помещения, так как возрастной критерий для данной категории граждан установлен до 23 лет. Он (Соколов) считает, что органы опеки и попечительства нарушили ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку не закрепили за Соколовой С.А. в связи со смертью опекуна жилое помещение, не направили её в соцучреждение, не поставили на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, несмотря на то, что на момент смерти опекуна последней не исполнилось 18 лет. Не выполнив возложенные на них обязанности по закреплению жилого помещения и постановке на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, органы опеки и попечительства нарушили конституционные права Соколовой С.А. Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности на территории Костромской области, Соколова С.А. не имеет. При изложенных обстоятельствах он (Соколов) просит обязать ответчиков предоставить его доверителю Соколовой С.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по месту её жительства (в черте гор. Галича Костромской обл.) в соответствии с установленными социальными нормами. Определением суда от 24.02.2011 года по ходатайству представителя истца Соколовой С.А. - адвоката Сизовой Л.Ю. к участию в процессе в качестве соответчика привлечена Администрация Костромской области. В ходе рассмотрения дела истец Соколова С.А. и её представитель Соколов Ю.М., действующий по доверенности, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным выше. Соколова С.А. при этом пояснила, что на момент смерти бабушки ей фактически исполнилось 19 лет, а не 17, как ошибочно указано в исковом заявлении. Незадолго до смерти бабушки она в течение двух месяцев с <дата> по <дата> обучалась в профессиональном лицее № 2 гор. Галича, получала специальность продавца. После смерти опекуна в 2002 году обращалась по поводу предоставления жилья в администрацию города Галича к секретарю жилищной комиссии С.М.В. Она пояснила, что жилья в городе в настоящее время нет, ничего не строится, и дала перечень документов, которые требуется собрать. О том, что необходимо встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, ей (истцу) не разъяснили. Сама она полагала, что её в несовершеннолетнем возрасте на учёт поставили органы опеки и попечительства, необходимо только собрать требующиеся в настоящее время документы. По ряду причин, в том числе правовой неграмотности и материального характера, она не смогла собрать эти документы. В 2004 году вновь обратилась в администрацию города в отдел опеки и попечительства, где опять получила ответ, что пока жилья нет, и перечень документов, которые нужно собрать. По-прежнему её никто не предупредил, что до достижения 23-летнего возраста следует встать на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Только в 2010 году она (Соколова) узнала, что фактически на названном учёте она не стояла и уже не подходит по возрасту, чтобы быть включённой в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке. В доме опекуна по адресу: <адрес>, она в настоящее время не проживает, так как туда постоянно приходят дочери бабушки, проживающие в гор. Галиче, одна из которых, З.С.А., вместе с сыновьями в этом доме зарегистрирована. Дети другой тёти К.Р.А. приезжают из <адрес> на лето, также живут в названном доме. Тёти считают этот дом своим, она же права на данное жильё не имеет. При изложенных обстоятельствах ей (Соколовой) с семьёй (муж и двое малолетних детей) постоянно проживать в доме невозможно. Она полагает, что имеет право на получение жилья как ребёнок, оставшийся без попечения родителей и не имеющий закреплённого жилого помещения. Данное право, по её мнению, возникло после прекращения над ней опеки. Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на администрацию городского округа-город Галич. Представитель истца Соколовой С.А. - Соколов Ю.М. сообщил, что в 2010 году Соколову С.А. включили в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей. В управлении по опеки и попечительству Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> заявили, что его доверитель является кандидатом на получении жилья, в течение 2010 года требовали предоставить то одни, то другие документы. Однако когда все требующиеся документы собрали, заявили, что Соколова С.А. не имеет право на жилое помещение, поскольку уже достигла 23-летнего возраста. Он считает, что органы опеки и попечительства администрации гор. Галича не надлежащим образом контролировали исполнение опекуном У.Ш. возложенных на неё обязанностей. Опекун, являясь человеком престарелым и неграмотным, не решила вопроса о постановке Соколовой С.А. на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Органы опеки и попечительства надлежащих мер к защите жилищных прав Соколовой С.А. также не приняли, никакого жилого помещения за ней не закрепили, на учёт не поставили. В 1994 году в <адрес> случился пожар. В связи с этими обстоятельствами постановлением главы администрации гор. Галича -- от <дата> У.Ш. на семью из трёх человек (она и два находящихся под опекой внука) предоставили для проживания <адрес>. Зарегистрирована Соколова С.А. в названной квартире была в период с <дата> по <дата>. После этой даты с регистрационного учёта снята и с <дата> вновь зарегистрирована по месту жительства бабушки. Данные обстоятельства тоже, по его (Соколова) мнению, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении опекуном У.Ш., а также органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите жилищных прав Соколовой С.А. Указанную квартиру предоставляли У.Ш. не во временное пользование, снять Соколову С.А. с регистрационного учёта последняя могла только лишь с разрешения органов опеки и попечительства, которые либо разрешили это сделать, не закрепив при этом жильё за истцом, либо не проконтролировали действия опекуна. Он считает, что в настоящее время государственные органы в лице администрации городского округа-город Галич и администрации Костромской области пытаются всю вину за происходящее переложить на Соколову С.А., чьи жилищные права при нахождении её в несовершеннолетнем возрасте не были защищены ни опекуном, ни органами опеки и попечительства. Наследником опекуна У.Ш. истец не является. После смерти отца Соколовой С.А. - Б.А.В., последовавшей <дата>, осталось наследственное имущество в виде 1/2 доли <адрес>. Данный дом уже давно после пожара не пригоден для проживания. В права наследства после смерти отца Соколова С.А. не вступала. Какое-либо жильё у истца в настоящее время отсутствует. Брату Соколовой С.А. - У.Е.Н., также находящемуся под опекой бабушки и наравне с истцом проживавшему в доме последней, жилое помещение во внеочередном порядке уже предоставили. На момент предоставления последнему исполнилось 30 лет. Соколова С.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения как в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так и в силу ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, поскольку после прекращения опеки (попечительства) она являлась нуждающейся в жилом помещении. Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить, по его мнению, на Администрацию Костромской обл. Представитель ответчика Боровикина Светлана Вадимовна - главный специалист-эксперт межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3, действующая по доверенности, исковые требования не признала, полагая, что отдел не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет жилищного фонда, которым может распоряжаться. Органы опеки и попечительства обязаны проводить сбор документов, формировать «учётное дело» на предоставление жилого помещения и на основании поступивших документов формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих жилого помещения. Созданная в отделе комиссия рассматривает собранные документы и коллегиально принимает решение: - о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения; - об отказе во включении в данный список; - об исключении из указанного списка. В нарушение действующего законодательства, предусматривающего возрастной критерий постановки на учёт до 23 лет, Соколова С.А. в возрасте 26 лет приказом -- межрайонного отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3 от <дата> была неправомерно включена в названный список. В целях устранения данного нарушения приказом -- от <дата> указанный приказ признан утратившим силу. Представитель соответчика Поройкова Светлана Владимировна - консультант правового управления администрации Костромской области, действующая по доверенности, исковые требования Соколова Ю.М., заявленные в интересах Соколовой С.А., не признала, указав, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями такой категории граждан лежит на органе местного самоуправления в лице администрации городского округа-город Галич в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно ч.3 ст.57 ЖК РФ, поскольку администрация Костромской области не имеет в собственности свободных изолированных помещений. Кроме того, заявила, что в период нахождения истца под опекой бабушки и проживания в её доме, принятия решения о закреплении жилого помещения не требовалось, так как этот дом был основным местом жительства Соколовой С.А., с которого она не выбывала. По её (Поройковой) мнению, после смерти бабушки и матери при отсутствии завещания истец стала наследником первой очереди по закону на указанное жилое помещение. Соколова С.А. в течение 8 лет проживает в доме, принадлежащем бабушке. В права наследования последняя по непонятным причинам не вступила, но может это сделать и в настоящее время. При таких обстоятельствах она считает, что у органа опеки и попечительства отсутствовали какие-либо основания ставить Соколову на учёт для внеочередного получения жилья. Помимо этого, в соответствии со ст.1 Закона Костромской обл. от 19.12.2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» жилые помещения во внеочередном порядке должны предоставляться указанным лицам, поставленным на учёт до 23 лет. Поскольку до 23 лет Соколова не обращалась за постановкой на учёт (отсутствовали основания для этого), в настоящее время у неё нет права на внеочередное получение жилого помещения. Представитель ответчика от администрации городского округа-город Галич Костромской области в судебное заседание не явился. Начальник юридического отдела администрации Агафонов Алексей Михайлович, действующий по доверенности, заявил ходатайство рассмотреть дело в его отсутствие. В ходе судебного заседания, имевшего место 24.02.2011 года, Агафонов А.М. исковые требования Соколовой С.А. не признал, сославшись на то, что последняя на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, документов, подтверждающих право состоять на учёте, в администрацию не представила, поэтому основания предоставления ей жилого помещения в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ отсутствуют. Кроме того, как он считает, исходя из смысла ст.2, ст.3 и абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует сделать вывод, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и предполагает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а также издания соответствующего закона. В настоящее время такие полномочия городскому округу-город Галич не переданы. Представитель третьего лица Овчаренко Сергей Владимирович - заместитель начальника управления по опеке и попечительству - начальник отдела по защите прав граждан, находящихся под опекой и попечительством, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, действующий по доверенности, полагал, что исковые требования Соколовой С.А. удовлетворению не подлежат, поскольку она до 23 лет не обращалась за постановкой на учёт для внеочередного получения жилья, так как отсутствовали основания для этого, в настоящее время у последней нет права на внеочередное получение жилого помещения. Он считает, что Соколова С.А. с рождения проживала в <адрес> как член семьи бабушки, назначенной в дальнейшем её опекуном, поэтому она (Соколова) приобрела на это жилое помещение право проживания. Заслушав стороны, представителя третьего лица Овчаренко С.В., главного специалиста отдела городского хозяйства и инфраструктуры (секретаря жилищной комиссии) администрации городского округа-город Галич С.М.В., свидетелей В.О.А., Т.А.А., исследовав представленные документы, суд приходит к следующему: В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда. Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из ч.4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В Костромской области приняты и действуют: Закон Костромской области от 19.12.2005 года № 348-ЗКО (в редакции от 25.11.2010 года № 12-5-ЗКО) «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области»; Закон Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО (в редакции от 06.07.2009 года № 490-4-ЗКО) «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма; Постановление администрации Костромской области от 01.09.2008 года № 290-а (в редакции от 18.03.2011 года № 93-а) «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области». В соответствии с п.2 ст.3 Закона Костромской обл. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области». В силу ст.6 Закона Костромской обл. «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений настоящей статьи. Судом установлено, что Соколова (до брака Бецина) С.А. в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относилась к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Галичского районного суда от <дата> её мать Б.А.А. лишена родительских прав, а у отца Б.А.В. детей, в том числе и истца, отобрали без лишения родительских прав. Данным решением Соколову С.А. передали на попечение органов опеки и попечительства при Галичском горисполкоме Совета народных депутатов. Решением Галичского городского Совета народных депутатов -- от <дата> опекуном над Бециной (в барке Соколовой) С.А. и её родным братом У.Е.Н. назначили их бабушку У.Ш., <дата>. Жилого помещения за истцом не закреплялось ввиду того, что она не выбывала с основного места жительства. В силу ст.60 ЖК РСФСР (в редакции, действующей на момент назначения опеки) при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев. Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях: … помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37). Свидетель В.О.А., с 1994 года по 2004 год работавшая в отделе образования администрации гор. Галича в должности специалиста по охране прав детей, пояснила, что в этот период времени функции органов опеки и попечительства возлагались на отдел образования. При назначении У.Ш. опекуном над Соколовой С.А. жилое помещение за последней не закреплялось, поскольку она не выезжала из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда. И бабушка, и родители истца проживали в частном секторе. Закрепление такого рода жилых помещений ничем не предусматривалось. Жилищно-бытовые условия Соколовой С.А. регулярно проверялись. Опекуном истца никогда не поднимался вопрос об необходимости постановки последней на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Как следует из дела, Соколова С.А. до <дата> проживала в доме опекуна по адресу: <адрес>. Какие-либо сведения о регистрации истца по данному месту жительства до указанной даты отсутствуют. В связи с имевшем место пожаром в названном доме, постановлением главы администрации гор. Галича -- от <дата> У.Ш. на семью из трёх человек (она и два внука, находящихся под опекой) предоставили <адрес>, площадью <данные изъяты>. По данному адресу У.Ш. и Соколова С.А. были зарегистрированы в период с <дата> по <дата> (справка отделения УФМС России по Костромской обл. в Галичском р-не -- от <дата>, справка ООО «Галичская управляющая организация» от <дата>). С <дата>, исходя из выписки из домовой книги (л.д.81-82), Соколова (Бецина) С.А., её брат У.Е.Н. и опекун У.Ш. зарегистрировались по адресу: <адрес>. В данном доме истец проживала с момента регистрации до 2003 года, зарегистрирована по этому адресу она и в настоящее время. В данный момент проживает с семьёй в <адрес>, принадлежащей отцу мужа. По последнему месту жительства матери Б.А.А., умершей <дата>, и отца Б.А.В., умершего <дата>, - <адрес> (л.д.85-87) - истец никогда не проживала. <дата> Соколовой С.А. исполнилось 18 лет. С <дата> по <дата> она обучалась в профессиональном лицее № 2 гор. Галича по профессии «продавец» (л.д.44). Как следует из п.2 ст.40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет (п.3 ст.40 ГК РФ). Поскольку никакого закреплённого за ней жилого помещения не имелось, Соколова С.А. после прекращении опеки продолжала проживать в доме опекуна. <дата> опекун Соколовой С.А. - У.Ш. умерла. В соответствии со справкой Галичского отделения Костромского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от <дата> -- по имеющимся у них данным Соколова (Бецина) С.А. в приватизации не участвовала, жилых строений и помещений на территории гор. Галича и Галичского р-на в собственности у неё нет (л.д.17). По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от <дата> -- Соколова С.А. не имеет в собственности жилых помещений на территории Костромской области (л.д.18). Собственником дома, в котором зарегистрирована в настоящее время истец, является У.Ш. (л.д.16). Наследственного дела к имуществу У.Ш., умершей <дата>, нотариусами Галичского нотариального округа не заводилось (л.д.48). Утверждения представителя третьего лица Овчаренко С.В., что Соколова С.А. до установления над ней опеки вселялась У.Ш. в дом в качестве члена своей семьи, по мнению суда, ничем объективно не подтверждаются. Исходя из адресной справки ОУФМС России по Костромской обл. в Галичском р-не от <дата>, Соколова С.А. по адресу: <адрес> первоначально была зарегистрирована <дата>. Какие-либо сведения о регистрации истца по данному месту жительства до указанной даты отсутствуют. В ходе судебного заседания установлено, что органами опеки и попечительства отдела образования администрации гор. Галича неоднократно до совершеннолетия Соколовой С.А. обследовались её жилищные условия, что подтверждается имеющимися в опекунском деле, представленном суду для обозрения, актами. Из данных актов следует, что Соколова С.А. и её брат У.Е.Н. проживают в доме опекуна У.Ш., своего жилья не имеют. Как следует из акта обследования жилищно-бытовых условий от <дата> <адрес> сгорел, опекун У.Ш. и её внуки получили двухкомнатную коммунальную квартиру на <адрес>, которую бабушка собирается приватизировать. Из материалов дела видно, что названную квартиру У.Ш. по неизвестной причине не приватизировала, а <дата> вообще снялась с регистрационного учёта по данному адресу. Как следует из справки ОУФМС России по Костромской обл. в Галичском р-не от <дата> -- документально снятие с регистрационного учёта подтвердить невозможно, так как заявления о снятии с учёта хранятся 5 лет. Данные документы уничтожены в 2001 году. Документы, подтверждающие, что с регистрационного учёта У.Ш. по указанному адресу снялась с согласия органов опеки и попечительства, в администрации городского округа-город Галич отсутствуют (справка -- от <дата>). Отсутствуют таковые и в опекунском деле. Таким образом, установлено, что при прекращении над Соколовой С.А. опеки у неё отсутствовало жилое помещение. С момента установления над Соколовой С.А. опеки на её опекуна У.Ш. в соответствии с действующим законодательством (ст.119 КоБС РСФСР, утратившим силу с <дата>, ст.148.1 СК РФ) была возложена обязанность по защите прав и законных интересов последней. Судом установлено, что соответствующего заявления о постановке истца на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в администрацию гор. Галича от её опекуна У.Ш. не поступило. Органами опеки и попечительства надлежащих мер к защите жилищных прав Соколовой С.А. не принималось. По достижении совершеннолетия Соколова С.А. дважды обращалась администрацию городского округа-город Галич с вопросами о предоставлении ей жилого помещения (в жилищную инспекцию в 2002 году и в органы опеки и попечительства в 2004 году), где получала ответ, что жильё отсутствует, а также список документов, которые ей необходимо собрать, чтобы получить жильё. При этом заявления о внесении на обсуждение администрации города просьбы о принятии её на учёт для получения жилой площади написать Соколовой С.А. предложено не было. Главный специалист отдела городского хозяйства и инфраструктуры (секретарь жилищной комиссии) администрации городского округа-город Галич С.М.В., действующая по доверенности, подтвердила указанный выше факт. Как следует из материалов дела брат Соколовой С.А. - У.Е.Н., также находящийся под опекой У.Ш. и проживающий в равных с истцом условиях, с подобного рода заявлением в администрацию города обратился <дата>. При этом из документов представил лишь выписку из домовой книги и техпаспорт на дом. Остальные требующиеся документы (свидетельство о смерти опекуна, паспорт, справку ГП Костромской обл. по техническому учёту и инвентаризации объектов недвижимости в отношении жилого дома, принадлежащего опекуну и т.п.) У.Е.Н. представил <дата>. <дата> данные документы внесли в личное дело У.Е.Н. (информация председателя жилищной комиссии администрации городского округа-город Галич от <дата> --). Постановлением главы самоуправления гор. Галича -- от <дата> У.Е.Н. поставили на учёт в списки общей очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Приказом -- межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3 от <дата> У.Е.Н., <дата>, включили в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилья, в качестве нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Костромской обл., предоставляемых по договорам социального найма. <дата> У.Е.Н. по договору социального найма предоставили жилое помещение по адресу: <адрес> (справка МТОСЗН, О и П № 3 от <дата> --). Суд считает, что при изложенных выше обстоятельствах доводы представителя соответчика Поройковой С.В. об отсутствии оснований для постановки Соколовой С.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе и до достижения ею 18 лет, не нашли своего подтверждения. Не нашли подтверждения и доводы представителя соответчика о том, что истец не могла быть поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине приобретения права на жилое помещение опекуна. Документов и других доказательств этому со стороны соответчика не представлено. <адрес>, 1/2 доля в праве собственности которого принадлежит умершему отцу Соколовой С.А. - Б.А.В., после пожара не восстановлен и в настоящее время не пригоден для проживания. Данный факт в судебном заседании подтвердила представитель ответчика Боровикина С.В. Кроме того, прав на данное жилое помещение после смерти Б.А.В., последовавшей <дата>, истец не приобрела. Наследственного дела по факту смерти последнего нотариусами Галичского нотариального округа не заводилось (л.д.74). Таким образом, следует считать установленным, что Соколова С.А. имеет право на предоставление жилого помещения. То, что истец не стоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе из-за юридической неграмотности как её самой, так и её опекуна, а также из-за ненадлежащего контроля этого вопроса со стороны органов опеки и попечительства, не должно влиять на её право на получении жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закреплённого жилого помещения. При этом суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления - муниципальное образование городской округ город Галич в лице администрации городского округа является надлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Поскольку местом жительства Соколовой С.А. при приобретении ею статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлся город Галич, то жилое помещение должно быть предоставлено ей в черте гор. Галича. Предоставление жилого помещения указанным категориям граждан (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) является обязанностью муниципального образования по норме ч.3 ст. 57 ЖК РФ, которая указывает, что жилое помещение предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005 года № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом Костромской области от 06.07.2009 года № 490-4-ЗКО учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения Костромской области. Статья 5 названного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма. Из пункта 2 данной статьи следует, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области не реже двух раз в год обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения о наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории. Однако данное положение противоречит требованиям п. 2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, которая предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта РФ. Кроме того, Жилищным кодексом РСФСР, действующим на момент возникновения у Соколовой С.А. права на внеочередное предоставление жилья (в момент достижения ею совершеннолетия) предусматривалось, что жилые помещения предоставляются гражданам решением органа местного самоуправления (ст.42) на основании которого выдавался ордер на жилое помещение (ст.47), после чего заключался договор найма жилого помещения (ст.50). Помимо этого, п. 4 статьи 5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» в первоначальной редакции предусматривал, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения органа местного самоуправления. Таким образом, изменения редакции п.4 ст.5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», в том числе связанные с изменением порядка ведения учета указанных категорий граждан на получение жилья в настоящее время в связи с принятием Закона № 490-4-ЗКО, не должны влиять на право истца Соколовой С.А. на обеспечение её жилым помещением в порядке установленном ч. 3 ст. 57 ЖК РФ. При изложенных обстоятельствах, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд считает, что требования Соколова Ю.М., заявленные в интересах Соколовой С.А. следует удовлетворить. Соколовой С.А. предоставить по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения. Обязанность по предоставлению данного помещения возложить на администрацию городского округа-город Галич. Суд не находит оснований указывать в решении суда обязанность предоставить истцу жилое помещение вне очереди, поскольку это прямо предусмотрено законом и данное требование закона является основанием для вынесения решения суда о предоставлении Соколовой С.А. жилого помещения. На основании ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», руководствуясь ст.ст. 12,198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Соколова Юрия Михайловича, заявленные в интересах Соколовой Софьи Александровны, удовлетворить. Обязать администрацию городского округа - город Галич Костромской области предоставить Соколовой Софье Александровне по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней. Судья А.Н.Лыткина