Дело № 2г-323/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 сентября 2011 года Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лыткиной А.Н., при секретаре Смирновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Татьяны Анатольевны к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Орлова Татьяна Анатольевна, работая воспитателем группы продлённого дня МОУ средняя общеобразовательная школа ..... городского округа - город Галич, 11 июля 2011 года обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением указанной комиссии от <дата> ..... в назначении данной пенсии Орловой Т.А. отказали. При этом комиссией не были приняты к зачёту в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды её работы: в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-20 с <дата> по <дата>; в должности пионервожатой Галичской школы-интерната с <дата> по <дата>; периоды нахождения в учебных отпусках: со <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, а также все имевшие место отпуска без содержания. Не согласившись с указанным выше решением комиссии ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, Орлова Т.А. обратилась с иском в суд. Она просила признать решение комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии от <дата> неправомерным, включить в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, указанные выше периоды её работы в должностях секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-20 и пионервожатой Галичской школы-интерната, а также периоды нахождения в учебных отпусках, и возложить на Управление Пенсионного фонда по гор. Галичу и Галичскому р-ну обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты обращения за её назначением. В обоснование требований сослалась на то, что с выводами комиссии Пенсионного фонда не согласна, считает исключение указанных периодов работы из льготного стажа неправомерным и противоречащим положениям Конституции Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П. Указывает на то, что Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действующим в период её работы в должностях секретаря комитета ВЛКСМ и пионервожатой, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Время такой работы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Она (истец) считает, что её педагогический стаж без времени работы в должностях секретаря комитета ВЛКСМ и пионервожатой составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, поэтому она имеет право на зачёт названных периодов работы в педагогический стаж. А то, что на момент рассмотрения вопроса о её праве на досрочную пенсию законодательство изменилось и поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать и ограничивать её (Орловой) конституционное право на социальное обеспечение. По её мнению, в соответствии со ст.198 Кодекса законов о труде РФ, действующего в период получения ею высшего педагогического образования, за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в высших учебных заведениях, за работниками сохранялось место работы и средняя заработная плата. При изложенных обстоятельствах полагает, что периоды отпусков для участия в экзаменационных сессиях подлежат зачёту в педагогический стаж. В судебном заседании истец Орлова Т.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным выше. Кроме того, просила суд зачесть ей в трудовой и страховой стаж период работы с <дата> по <дата> в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-20, исключённый ответчиком по причине оформления записей о приёме на работу и увольнению с работы с нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек, утверждённой Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10.10.2003 года № 69. Считает, что Пенсионный фонд необоснованно не включил ей в трудовой и страховой стаж этот период работы, поскольку он подтверждается записями в трудовой книжке, заверенными соответствующей печатью. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек несёт должностное лицо организации, её выдавшей. Отвечать за упущения в работе должностных лиц организации, в которой работала, она (истец) не должна. Представитель ответчика Кузнецова Ирина Борисовна-ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) ГУ-Управление ПФ РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, действующая по доверенности, исковые требования Орловой Т.А. не признала, пояснив, что при определении права на досрочную пенсию по основаниям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» используются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждённые Постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 года № 463, от 22.09.1999 года № 1067 и от 29.10.2002 года № 781. Должности «секретарь комитета ВЛКСМ» и «пионервожатая» данными Списками не предусмотрены. Таким образом, периоды работы Орловой Т.А. секретарём комитета ВЛКСМ СПТУ-20 с <дата> по <дата> не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Период нахождения истца в учебном отпуске также, по её (Кузнецовой) мнению, не может быть включён в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, так как согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в специальный трудовой стаж включаются только периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения в учебных отпусках этими Правилами не предусмотрены. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. На момент обращения Орловой Т.А. в Пенсионный фонд - 11 июля 2011 года - её стаж, дающий право на назначение названной выше пенсии, составил <данные изъяты>, поэтому она права на досрочную пенсию не имеет. Требования истца о включении в трудовой и страховой стаж периода работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-20, как она (представитель ответчика) считает, также не подлежат удовлетворению. В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утверждённой Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10.10.2003 года № 69, записи о приёме на работу и увольнении с работы подтверждаются только приказами или распоряжениями. В трудовой книжке Орловой Т.А. имеются записи о приёме на работу (запись .....) и об увольнении с работы (запись .....), внесённые на основании решения бюро. По представленной архивной справке ..... п/к, выданной ГУ «Государственный архив новейшей истории» <дата>, из спорного периода в трудовой стаж может быть засчитан только период с <дата> по <дата>, подтверждённый ведомостью заработной платы за декабрь 1985 года). Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск Орловой Т.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 01.07.2011 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства от 26.05.2009 года № 449). В разделе «Наименование должностей» этого Списка должности «секретарь комитета ВЛКСМ» и «пионервожатая» не указаны. Не предусматривались эти должности и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, как считает суд, требования Орловой Т.А. о включении периодов её работы с <дата> по <дата> в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-20 и с <дата> по <дата> в должности пионервожатой Галичской школы-интерната в специальный стаж для назначения пенсии оснований не лишены. В силу ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как следует из ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей лежат равенство всех перед законом, равенство прав на социальное обеспечение, равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Ранее, в периоды работы Орловой Т.А. с <дата> по <дата>, пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей также учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет (Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»). Согласно подп. «а» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого указанным выше Постановлением Совета Министров СССР, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. В силу п.2 этого же Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также работа в качестве штатных пионервожатых подлежала включению в стаж при определённом условии. В соответствии с п.4 названного Положения периоды работы в должностях секретаря комитета ВЛКСМ и пионервожатой засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в указанном выше Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определённости, в результате чего педагогические работники, в том числе и Орлова Т.А., не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периоды работы в должности секретаря комсомольской организации. С учётом этого обстоятельства и исходя из приведённой выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии соблюдения правила зачёта, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Из дела усматривается, что Орлова Т.А. имеет высшее педагогическое образование. Её педагогический стаж без времени работы в должностях секретаря комитета ВЛКСМ и пионервожатой составил <данные изъяты>, то есть не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу, что истец имеет право на зачёт периодов работы с <дата> по <дата> (1 год 4 месяца 11 дней), с <дата> по <дата> (3 месяца 19 дней) в спецстаж. Подлежат удовлетворению и требования Орловой Т.А. о включении в спецстаж периодов нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. В эти спорные периоды времени также действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого данным Постановлением Совета Министров СССР, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно следовала педагогическая деятельность. Данная работа подлежала включению в стаж тоже при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Из дела усматривается, что Орлова Т.А. <дата> была переведена работать воспитателем Галичской школы-интерната, где проработала до <дата>. В 1984 году истец поступила в Костромской государственный педагогический институт имени Н.А. Некрасова, который окончила в 1989 году по специальности «история». Учебные отпуска имели место с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Таким образом, данным учебным отпускам непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность Орловой Т.А. Педагогический стаж истца без времени нахождения в учебном отпуске, как уже выше указано в решении, составил <данные изъяты>, то есть не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Орлова Т.А. имеет право на зачёт периодов нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (1 месяц 4 дня) в спецстаж. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о её (Орловой) праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать права последней. Иное толкование и применение пенсионного законодательства, по мнению суда, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение. При изложенных обстоятельствах суд приходит к твёрдому выводу, что у Орловой Т.А. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку стаж её педагогической работы, засчитанный ответчиком (23 года 2 месяца 27 дней), с учётом спорных периодов, засчитанных настоящим решением, составляет более 25 лет. Такая пенсия должна быть назначена Орловой Т.А. с момента обращения с заявлением о её назначении, то есть с 11 июля 2011 года. Суд считает, что требование Орловой Т.А. о включении в трудовой и страховой стаж периода работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-20 с <дата> по <дата> также оснований не лишено. Согласно записи ..... в трудовой книжке, представленной Орловой Т.А. в Пенсионный фонд, последняя <дата> была уволена с должности контролёра ОТК цеха ..... Костромского электромеханического завода по статье 29 пункт 5 КЗоТ РСФСР в связи с переводом в Свердловский райком ВЛКСМ. Запись ..... в трудовой книжке гласит, что истец в соответствии с решением бюро Свердловского РК ВЛКСМ от <дата> утверждена секретарём комитета ВЛКСМ ПТУ-20. Как усматривается из записи ....., Орлова Т.А. освобождена от занимаемой должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ ..... в связи с переводом на работу по специальности. Основание - решение бюро от <дата>. При этом записи об утверждении и об освобождении от занимаемой должности секретаря комитета ВЛКСМ заверены печатью Свердловского райкома ВЛКСМ гор. Костромы. Как пояснила при рассмотрении дела Орлова Т.А., она не придала значение тому факту, что принималась на работу и увольнялась с работы секретаря ВЛКСМ на основании решения бюро, а не в соответствии с приказом либо распоряжением, как того требует Инструкция по заполнению трудовых книжек, так как понадеялась на лиц, оформляющих трудовую книжку. В настоящее время исправить данную ошибку не представляется возможным, учитывая, что Свердловского районного комитета ВЛКСМ гор. Костромы не существует, а ряд документов райкома, в том числе касающихся заработной платы, на хранение в архив не поступали. Суд приходит к выводу, что по причинам, не зависящим от Орловой Т.А., она не может представить иные, кроме трудовой книжки, документы, подтверждающие её работу в спорные периоды времени. При этом суд считает, что оформление трудовой книжки с нарушением Инструкции, не может влиять на права работника, в том числе и на назначение пенсии, поскольку ответственность за своевременное и правильное её (трудовой книжки) оформление несёт должностное лицо организации, где работник в то время работал. Кроме того, следует учесть, что в соответствии с п.15 «Устава Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи», принятого XIV съездом ВЛКСМ, действующего в бытность работы Орловой Т.А. секретарём комитета ВЛКСМ, бюро комитета являлось исполнительным органом и руководило всей текущей работой комсомольской организации, соответственно, осуществляло функции приёма на работу и увольнения с работы в комитеты первичных комсомольских организаций. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что по делу имеется достаточно оснований для удовлетворения требований истца Орловой Т.А. Таким образом, истцу следует включить в трудовой и страховой стаж периоды её работы с <дата> по <дата> в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-20. На основании ст.ст.19,39 Конституции Российской Федерации, ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 01.07.2011 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, ст. ст.12.198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Орловой Татьяны Анатольевны удовлетворить. Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от <дата> ..... об отказе Орловой Татьяне Анатольевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Включить Орловой Татьяне Анатольевне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды её работы: с <дата> по <дата> в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-20; с <дата> по <дата> в должности пионервожатой Галичской школы-интерната, а также периоды нахождения в учебных отпусках: со <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. Зачесть Орловой Татьяне Анатольевне в трудовой и страховой стаж период работы с <дата> по <дата> в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-20. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области назначить Орловой Татьяне Анатольевне с 11 июля 2011 года досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области в пользу Орловой Т.А. государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней. Судья А.Н.Лыткина