Дело № 2г-368 /2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 октября 2011 года г. Галич Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Воронцовой Е.В. с участием помощника Галичского межрайонного прокурора Толковиткиной Е.А. при секретаре Шубаевой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа - город Галич и МБОУ средней общеобразовательной школе ..... о возложении обязанности по обеспечению реализации первичных мер пожарной безопасности посредством финансирования соответствующих мероприятий у с т а н о в и л : Галичский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации городского округа - город Галич и МБОУ средней общеобразовательной школе ..... о возложении обязанности по обеспечению реализации первичных мер пожарной безопасности посредством финансирования соответствующих мероприятий и приостановлении деятельности МБОУ СОШ ..... до устранения нарушений законодательства о безопасности жизни и здоровья граждан. Исковые требования мотивированы тем, что Галичской межрайонной прокуратурой совместно с территориальным отделом надзорной деятельности Галичского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МБОУ СОШ ....., расположенной по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено следующее. В соответствии со ст. 37 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, в которой устанавливаются обязанности учреждений соблюдать установленные правила пожарной безопасности, в МБОУ СОШ ..... выявлен ряд нарушений действующего законодательства в части соблюдения правил пожарной безопасности. В соответствии со ст. 130 ч.1 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью В соответствии с пунктом 13 части первой статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 (далее по тексту Закон №131-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии со ст. 11 Закона «Об образовании» (далее - Закон № 3266-1) учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В соответствии с частью первой статьи 31 Закона №3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На основании ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, включающую систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно - технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со ст. 6 указанного Закона пожарная безопасность считается обеспеченной, в том числе, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами и техническими регламентами. Пожарная безопасность обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления. Согласно ст. 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно - правового, финансового, материально - технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программа развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а так же дополнительных требований на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре и др. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года, данные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее -граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В нарушение изложенного, на момент проверки в МБОУ СОШ ..... выявлены следующие нарушения требований правил пожарной безопасности. В здании школы для отделки на путях эвакуации применяются горючие материалы (ППБ 01-03, п.53), на дверях, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров отсутствуют устройства для самозакрывания (ППБ 01-03, п.З, СНиП 21-01-97), планы эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ (ППБ 01-03, п.16, ГОСТ Р 12.2.143-2002), помещения дошкольной группы не оборудованы обособленными выходами (ППБ 01-03, п.З, СНиП 2.08.02.-89). Согласно ст.1 Федерального закона №69-ФЗ и ст.1 Закона Костромской области 22.11.2000 года № 124-ЗКО «О пожарной безопасности на территории Костромской области» (далее - Закон №124-ЗКО) первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Выявленные нарушения могут вызвать пожароопасную ситуацию в здании школы, которая может повлечь причинение вреда здоровью и гибель людей, в том числе несовершеннолетних. В связи с тем, что нарушения носят длительный характер, соответствующие меры для их устранения по предписаниям органов государственного пожарного надзора не принимаются, прокурором подано исковое заявление в суд, в котором он просит обязать администрацию городского округа город Галич обеспечить реализацию первичных мер пожарной безопасности в МБОУ средняя общеобразовательная школа ..... посредством финансирования следующих мероприятий: - отделка путей эвакуации негорючими материалами; оборудование дверей, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров, устройствами для самозакрывания; приведение планов эвакуации в соответствие с требованиями ГОСТ; оборудование помещений дошкольной группы обособленными выходами, а также приостановить деятельность МБОУ СОШ ..... до устранения нарушений законодательства безопасности жизни и здоровья граждан. В судебном заседании помощник Галичского межрайонного прокурора Толковиткина Е.А. исковые требования уточнила, просила суд обязать администрацию городского округа - город Галич обеспечить реализацию первичных мер пожарной безопасности в МБОУ СОШ ..... посредством финансирования следующих мероприятий: отделка путей эвакуации негорючими материалами в срок до 01 декабря 2011 года, оборудование помещений дошкольной группы обособленными выходами в срок до 01 августа 2012 года. Представитель администрации городского округа - город Галич Костромской области, действующий по доверенности Тирвахов С.С. уточнённые исковые требования прокурора признал. Директор МБОУ СОШ ..... Шувалова М.Н. с иском прокурора согласна. В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Суд принимает признание иска представителями ответчиков, считая, что оно не противоречит законодательству и не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц. Не возражал против исковых требований прокурора и главный государственный инспектор Галичского района по пожарному надзору Мурач М.Е. Руководствуясь ст.ст. 39, 173 и 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать администрацию городского округа - город Галич Костромской области обеспечить реализацию первичных мер пожарной безопасности в МБОУ средняя общеобразовательная школа ..... посредством финансирования следующих мероприятий: отделка путей эвакуации негорючими материалами в срок до 01 декабря 2011 года; оборудование помещений дошкольной группы обособленными выходами в срок до 01 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения. Федеральный судья Е.В.Воронцова