№2-391/2010, решение вступило в законную силу 22.10.2010 г.



Дело № 2-391/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 октября 2010 года Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Лыткиной А.Н.,

при секретаре Сухаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Светланы Леонидовны к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Соколова Светлана Леонидовна, *** года рождения, является медицинским работником.

Она работала: с 7 сентября 1981 года по 1 марта 1992 года в должности зубного врача линейной амбулатории станции Галич; со 2 марта 1992 года по 1 февраля 1994 года в должности зубного врача совхоза «Кировский»; со 2 февраля 1994 года по 31 декабря 2003 года в должности зубного врача Степановского фельдшерско-акушерского пункта Галичской центральной районной больницы; с 1 января 2004 года по настоящее время в должности зубного врача Степановского фельдшерско-акушерского пункта МУЗ Галичского района «Ореховская участковой больница».

14 мая 2010 года Соколова С.Л. обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Однако решением указанной комиссии от 11 июня 2010 года № 129 в назначении данной пенсии Соколовой С.Л. отказали.

При этом комиссией не были приняты к зачёту в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период её работы в должности зубного врача совхоза «Кировский» со 2 марта 1992 года по 1 февраля 1994 года, а также периоды её учебы на курсах повышения квалификации: с 8 октября 1998 года по 5 ноября 1998 года, с 20 октября 2003 года по 14 ноября 2003 года, со 2 июня 2008 года по 6 июня 2008 года, с 22 сентября 2008 года по 26 сентября 2008 года, с 13 октября 2008 года по 16 октября 2008 года, а также все имевшие место отпуска без сохранения заработной платы и отпуск по уходу за ребёнком с 15.08.1994 года по 01.10.1996 года.

Не согласившись с указанным выше решением комиссии ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, Соколова С.Л. обратилась с иском в суд.

Она просила признать решение комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии от 11.06.2010 года неправомерным, включить в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, указанные выше период её работы в должности зубного врача совхоза «Кировский», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и возложить на Управление Пенсионного фонда по гор. Галичу и р-ну обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права.

В обоснование требований сослалась на то, что совхозом «Кировский» была принята на работу в фельдшерско-акушерский пункт зубным врачом для выполнения лечебной деятельности. В её обязанности, как зубного врача, входили приём и лечение жителей Степановского сельского поселения Галичского района.

Степановский фельдшерско-акушерский пункт построил и открыл на свои средства совхоз «Кировский», на балансе которого последний и находился. При реорганизации совхоза в 1992 году ФАП передали на баланс сельской администрации. В 1994 году весь штат ФАП, в том числе и её, как зубного врача, перевели в штат Галичской центральной районной больницы

По её (Соколовой) мнению, в соответствии с действующим до 01.11.1999 года правовым регулированием (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464) работа в должности зубного врача ФАП включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет независимо от профиля данного учреждения.

При изложенных обстоятельствах считает, что спорный периоды работы в должности зубного врача с 01.03.1992 года по 01.02.1994 года подлежит включению в спецстаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Указала, что повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения медицинской деятельности, поэтому за время работы она с 08.10.1998 года по 05.11.1998 года, с 20.10.2003 года по 14.11.2003 года, с 02.06.2008 года по 06.06.2008 года, с 22.09.2008 года по 26.09.2008 года, с 13.10.2008 года по 16.10.2008 года по направлению работодателя обучалась на курсах повышения квалификации. В эти периоды времени за ней сохранялось место работы, и выплачивался средний заработок, из которого при этом производились соответствующие страховые отчисления в Пенсионный фонд. Поэтому считает, что периоды учёбы на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж.

В судебном заседании истец Соколова С.Л. поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям, дополнив, что она была принята на работу зубным врачом совхоза «Кировский», а фактически работала в Степановском фельдшерско-акушерском пункте, стоящим на балансе этого совхоза, поскольку последний этот пункт построил и оборудовал вместо старого Степановского ФАП.

ФАП состоял из приёмного покоя, процедурного, акушерского, зубного кабинетов, физиокабинета, аптечного пункта.

Она, как зубной врач, всё время занималась лечебной деятельностью, вела приём больных не только дер. Степаново и близь лежащих деревень, но и больных из других районов, выписывала больничные листы.

Всю статистическую отчётность она сдавала в Галичскую ЦРБ, в документах которой в тарификационных списках Степановской врачебной амбулатории за 1993 год и Степановского фельдшерского пункта за 1994 год значилась в должности зубного врача.

При передаче 06.10.1992 года ФАП с баланса совхоза «Кировский» на баланс администрации Степановского сельсовета, а затем при переводе всего штата фельдшерского пункта в штат Галичской ЦРБ её (истца) функциональные обязанности не изменились.

С 01.03.1992 года и по настоящее время она продолжает работать зубным врачом Степановского ФАП.

Считает, что 01.03.1992 года в приказе и трудовой книжке ошибочно не указали, что она принята на работу именно в фельдшерско-акушерский пункт совхоза «Кировский», а не просто в совхоз «Кировский».

Поскольку в спорный период её работа протекала в сельской местности, просит суд не только включить его в спецстаж, но и применить льготный порядок исчисления: один год работы за один год и три месяца.

Представитель ответчика Кузнецова Ирина Борисовна-ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) ГУ-Управление ПФ РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, действующая по доверенности, исковые требования Соколовой С.Л. не признала, пояснив, что при определении права на досрочную пенсию по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» используются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утверждённых Постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 года № 464, от 22.09.1999 года № 1066 и от 29.10.2002 года № 781.

Данными Списками предусмотрено, что в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, может быть засчитана лишь работа в следующих должностях: врачи-специалисты всех наименований; заведующий амбулаторией фельдшер (медсестра).

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, учитываемый для досрочного назначения пенсии, засчитываются периоды работы в учреждениях, указанных в Списках.

Период работы истца с 02.03.1992 года по 01.02.1994 года в должности зубного врача совхоза «Кировский» не может быть засчитан в спецстаж, поскольку такая организация, как совхоз, Списками не предусмотрена.

Периоды нахождения Соколовой С.Л. на курсах повышения квалификации также не могут быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, так как согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в специальный трудовой стаж включаются только периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим медицинскую деятельность.

На момент обращения Соколовой С.Л. в Пенсионный фонд - 14 мая 2010 года - её стаж, дающий право на назначение указанной выше пенсии, составил 27 лет 9 месяцев 13 дней, поэтому она права на досрочную пенсию не имеет.

Изучив материалы дела, выслушав истца Соколову С.Л., представителя ответчика Кузнецову И.Б., свидетелей ФИО11., ФИО6, ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449) утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, в соответствии с п.п.20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по указанному основанию.

В Списке среди прочих указана должность «врачи - специалисты всех наименований», а из учреждений - фельдшерско-акушерский пункт.

В соответствии с пунктом 3 указанных выше Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, 14 мая 2010 года Соколова С.Л. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан данного пенсионного органа за № 129 от 11.06.2010 года в назначении пенсии истцу отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В то же время комиссия пришла к выводу, что Соколовой С.Л. в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, могут быть засчитаны периоды работы в должности зубного врача: с 07.09.1981 года по 01.03.1992 года линейной амбулатории станции Галич; с 01.02.1994 года по 31.12.2003 года Степановского фельдшерско-акушерского пункта Галичской центральной районной больницы; с 01.01.2004 года по 13.05.2010 года (день обращения с заявлением о назначении пенсии) Степановского фельдшерско-акушерского пункта МУЗ «Ореховская участковая больница». При этом периоды работы в ФАП включены в стаж на льготных условиях (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Кроме того, из всех периодов работы исключены имевшие место отпуска без сохранения заработной платы и отпуск по уходу за ребёнком с 15.08.1994 года по 01.10.1996 года.

С выводом Управления Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну в этой части суд согласен.

Вместе с тем суд не может согласиться с выводом последнего об исключении из специального стажа истца Соколовой С.Л. периода работы в должности зубного врача совхоза «Кировский» с 02.03.1992 года по 01.02.1994 года.

Как установлено в судебном заседании, Соколова С.Л. в спорный период времени фактически работала зубным врачом фельдшерско-акушерского пункта совхоза «Кировский».

Данный факт подтверждается справкой администрации Степановского сельского поселения от 25.08.2010 года № 457.

Из архивной справки № 333/04-6, выданной отделом по делам архивов администрации городского округа-город Галич 23.08.2010 года, следует, что в документах Галичской центральной районной больницы в тарификационных списках Степановской врачебной амбулатории за 1993 год, и Степановского фельдшерского пункта за 1994 год значится Соколова С.Л., должность - зубной врач.

Тарификационные списки по Степановской врачебной амбулатории или Степановскому фельдшерскому пункту за 1992 год на хранение в отдел не поступали.

Свидетель ФИО11., работавшая с 29.05.1987 года по 23.02.1994 года директором совхоза «Кировский», рассказала, что фельдшерско-акушерский пункт в дер. Степаново, куда в 1992 году на должность зубного врача приняли Соколову С.Л., был построен взамен старого, имеющегося в деревне ФАП, на средства совхоза.

Совхоз «Кировский» являлся государственным предприятием, относящимся к Министерству сельского хозяйства РСФСР. Данный ФАП был структурным подразделением совхоза

По ошибке отдела кадров истцу в трудовой книжке не указали, что она принята в ФАП. Соколова С.Л. действительно работала зубным врачом в фельдшерско-акушерском пункте дер. Степаново и продолжает работать там и в настоящее время.

6 октября 1992 года ФАП по распоряжению главы администрации Галичского р-на передали на баланс администрации Степановского сельсовета, а в 1994 году весь штат ФАП перевели в штат Галичской ЦРБ.

Показания свидетеля ФИО11. подтверждаются актом передачи объектов соцкультбыта совхоза «Кировский» на баланс администрации Степановского сельсовета от 06.10.1992 года, копия которого имеется в материалах дела. Из данного акта усматривается, что на баланс сельской администрации с баланса совхоза передали ряд объектов, в том числе фельдшерско-акушерский пункт с жилыми помещениями, расположенный в дер. Степаново, полезной площадью 270 кв.м. Здание кирпичное двухэтажное с центральным отоплением, построено в 1991 году.

Свидетель ФИО6 - заведующая Степановским фельдшерско-акушерским пунктом - показала, что работает в ФАП с *** года. Первоначально была принята на работу в Галичскую центральную больницу и зачислена на должность акушерки Степановского медпункта.

Когда совхозом «Кировский» было построено новое здание ФАП, перешла на работу туда, при этом никаких записей в трудовой книжке не делали, она продолжала числиться в штате Галичской ЦРБ.

В 1994 году в фельдшерско-акушерский пункт на должность зубного врача приняли Соколову С.Л., которая работает в этой должности и на данный момент. При передаче ФАП с баланса совхоза «Кировский» на баланс Степановской сельской администрации, и при переводе истца в штат Галичской ЦРБ, функциональные обязанности последней не изменились, она как занималась лечебной деятельностью, так и продолжает ею заниматься и в настоящее время.

Свидетель ФИО5 объяснила, что работать в Степановском ФАП она стала практически одновременно с Соколовой С.Л. Соколова в должности зубного врача, а она - заведующей физиокабинетом.

При этом ей (свидетелю) в трудовой книжке сделали запись, что она принимается на работу в совхоз «Кировский» на должность заведующей физиокабинетом ФАП.

По какой причине истцу в трудовой книжке не указали, что она принимается на работу в ФАП, ей неизвестно. Она (ФИО5) подтверждает, что Соколова С.Л. с 1992 года работала зубным врачом именно в фельдшерско-акушерском пункте.

Суд принимает во внимание показания указанных выше свидетелей, поскольку они хорошо знают истца по совместной работе, и в исходе дела никак не заинтересованы.

Суд считает, что действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях. Поэтому суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение стажа документально невозможно по причинам, не зависящим от работника.

Суд приходит к выводу, что по причинам, не зависящим от Соколовой С.Л., она не может представить документы, подтверждающие, что она фактически в спорный период времени работала зубным врачом именно фельдшерско-акушерского пункта совхоза «Кировский».

При изложенных обстоятельствах, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд считает установленным, что истец в период с 02.03.1992 года (с учётом того, что в соответствии с трудовой книжкой 01.03.1992 года - последний день работы Соколовой С.Л. зубным врачом линейной амбулатории ст. Галич) по 01.02.1994 года работала в должности зубного врача ФАП совхоза «Кировский».

Абзац 3 пункта 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» устанавливает, что, сохраняя для лиц, осуществлявших лечебную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочее, поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Как следует из абз.3 п.11 данного Пленума, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Согласно п.3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

В соответствии с п.1 названного Списка, утверждённого Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 устанавливал правила исчисления сроков выслуги, в силу которых: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считался за один год и 3 месяца.

При этом в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

При изложенных обстоятельствах, с учётом того, что в интересах Соколовой С.Л., претендующей на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, суд считает необходимым включить ей (истцу) в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности зубного врача совхоза «Кировский» с 02.03.1992 года по 01.02.1994 года.

Принимая во внимание, что фельдшерско-акушерский пункт, в котором Соколова С.Л. работала в названный период, находился в сельской местности (справка администрации Галичского муниципального района от 27.07.2010 года № 1355), исчислять данный стаж последней следует в льготном порядке (один год работы за один год и три месяца).

Таким образом, стаж, который следует исчислить истцу в льготном порядке, составляет 1 год 11 месяцев (с 02.03.1992 года по 01.02.1994 года). Соответственно, в кратном исчислении он составит 2 года 4 месяца 22 дня.

Требование истца Соколовой С.Л. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, как считает суд, оснований не лишены.

В соответствии с чч.4-5 ст.196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу специальных нормативных актов (Федеральный закон от 08.08.2001 года № 128-ФЗ (ред. от 28.09.2010 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 (в редакции Постановления от 24.09.2010 года № 749)) для работников юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, обязательным условием выполнения работы является повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

В соответствии со ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (в ред. от 28.09.2010 года) повышение квалификации является обязанностью Соколовой С.Л.

Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Соколова С.Л. была направлена на курсы повышения квалификации работодателем (приказы: № 128 § 1 от 29.09.1998 года, № 65 от 19.10.2003 года, № 42 от 14.05.2008 года).

В период нахождения на курсах за истцом сохранялся средний заработок, из которого производились предусмотренные законом удержания во внебюджетные фонды единого социального страхования (в том числе в Пенсионный фонд).

Таким образом, периоды нахождения Соколовой С.Л. на курсах повышения квалификации (с 08.10.1998 года по 05.11.1998 года, с 20.10.2003 года по 14.11.2003 года, с 02.06.2008 года по 06.06.2008 года, с 22.09.2008 года по 26.09.2008 года, с 13.10.2008 года по 16.10.2008 года, всего 3 месяца 7 дней) подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специальный стаж истца для назначения льготной пенсии должен составлять не менее 30 лет.

По состоянию на 14 мая 2010 года и в настоящее время Соколова С.Л. работает в должности зубного врача Степановского фельдшерско-акушерского пункта МУЗ «Ореховская участковая больница». Работа в данной должности засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к твёрдому выводу, что у Соколовой С.Л. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку стаж её работы в учреждениях здравоохранения, засчитанный ответчиком (27 лет 9 месяцев 13 дней), с учётом спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации (3 месяца 7 дней) и льготного исчисления стажа в период работы в должности зубного врача совхоза «Кировский» (2 года 4 месяца 22 дня), составляет более 30 лет.

Такая пенсия должна быть назначена Соколовой С.Л. с момента обращения с заявлением о её назначении, то есть с 14 мая 2010 года.

На основании ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.187,196 ТК РФ, руководствуясь ст. ст.12,198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Соколовой Светланы Леонидовны удовлетворить.

Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от 11 июня 2010 года № 129 об отказе Соколовой Светлане Леонидовне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Включить Соколовой Светлане Леонидовне в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период её работы в должности зубного врача совхоза «Кировский» со 2 марта 1992 года по 1 февраля 1994 года на льготных условиях 9один год работы за один год и три месяца), а также периоды её нахождения на курсах повышения квалификации: с 8 октября 1998 года по 5 ноября 1998 года, с 20 октября 2003 года по 14 ноября 2003 года, со 2 июня 2008 года по 6 июня 2008 года, с 22 сентября 2008 года по 26 сентября 2008 года, с 13 октября 2008 года по 16 октября 2008 года.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области назначить Соколовой Светлане Леонидовне с 14 мая 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. в пользу Соколовой С.Л. государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.Н.Лыткина