Дело № 2г-401/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5 декабря 2011 года гор. Галич Галичский районный суд Костромской области в составе: судьи Лыткиной А.Н. при секретаре Сухаревой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Смирновой Марии Васильевны к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и администрации городского округа-город Галич Костромской области об обязании предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий, установил: Смирнова М.В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и администрации городского округа-город Галич Костромской области об обязании предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий. В обосновании требований указала, что является вдовой инвалида войны. Её супруг С.М.Ф., умерший <дата>, принимал участие в боевых действиях во время войны с Финляндией, имевшей место с <дата> по <дата>, являлся инвалидом второй группы и имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», она обратилась в администрацию городского округа-город Галич Костромской области с целью предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий. Однако в предоставлении данной выплаты ей (истцу) отказали на основании того, что её супруг принимал участие в боевых действиях, не относящихся к периоду боевых действий в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годов). С данным отказом она не согласна, поскольку в указанном выше Указе Президент Российской Федерации постановил считать необходимым завершить обеспечение жильём, нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Указывает на то, что в Федеральном законе «О ветеранах», с учётом внесённых в него изменений, предусмотрены различные подходы к реализации жилищных гарантий различных категорий ветеранов, Федеральным законом от 29.06.2009 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» уточнена терминология, используемая в законодательстве о социальной поддержке ветеранов. Так вместо понятия «инвалид войны» теперь используются два относительно самостоятельных понятия: а) инвалид Великой Отечественной войны - гражданин, ставший инвалидом вследствие ранения, увечья, травмы, контузии или заболевания, полученных в связи с участием в Великой Отечественной войне и в войне против Японии (1941-1945 годы); б) инвалид боевых действий - гражданин, ставший инвалидом вследствие ранения, увечья, травмы, заболевания, полученных в связи с участием в боевых действиях, вооружённых конфликтах и контртеррористических операциях (исчерпывающий перечень государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведён в приложении к Федеральному закону «О ветеранах»). В силу ст.4 Федерального закона «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды указанные в настоящем Федеральном законе. В первом разделе приложения к Федеральному закону «О ветеранах», где обозначен перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, включена война с Финляндией (с <дата> по <дата>). Также согласно данному приложению на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II (приложения к ФЗ «О ветеранах»), распространяется действие ст.ст.2 и 4 данного Закона. Таким образом, она (Смирнова) считает, что является вдовой умершего инвалида войны и относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах». При изложенных обстоятельствах просит суд возложить на ответчиков Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и администрацию городского округа-город Галич обязанность оказать ей социальную поддержку в форме социальной выплаты на обеспечение жильём. Определением суда от <дата> к участию в процессе в качестве соответчика привлечено Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат». При рассмотрении дела по существу представитель истца Смирновой М.В. - Шкаликов Сергей Дмитриевич, действующий по доверенности, уточнил заявленные требования, просил суд обязанность по предоставлению его доверителю мер социальной поддержки в форме социальной выплаты в соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» возложить на Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Соответственно, исключить администрацию городского округа-город Галич Костромской области из числа ответчиков и привлечь к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора. В обоснование указал, что администрация городского округа-город Галич не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку решение о предоставлении социальной выплаты принимает Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, а ОГКУ «Центр социальных выплат» данную социальную выплату на основании этого решения предоставляет. Администрация городского округа прав истца Смирновой М.В. не нарушала, на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении приняла последнюю в соответствии с её заявлением. Представитель истца Смирновой М.В. - Карепина Ольга Александровна, действующая по доверенности, поддержала ходатайство представителя истца Шкаликова С.Д. Представитель ответчика Тирвахов Сергей Сергеевич - заместитель начальника юридического отдела администрации городского округа-город Галич, действующий по доверенности, не возражал против удовлетворения ходатайства представителя истца Шкаликова С.Д. При этом пояснил, что администрация городского округа считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку органы соцзащиты не входят в структуру администрации (как это было ранее). Деньги по программе обеспечения членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на приобретение жилья выделяются из федерального бюджета и распределяются без участия муниципальных властей. Представитель ответчика от Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства в судебное заседание не явился. Первый заместитель директора департамента Шилов В.А. просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. При этом по существу заявленных требований сообщил, что департамент исковые требования Смирновой М.В. не признаёт. Последняя является вдовой инвалида войны и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.21 Федерального закона «О ветеранах». Указанная статья предусматривает обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, а также нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года. Истец является членом семьи умершего инвалида боевых действий, состоящей на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 апреля 2010 года. Таким образом, по его (Шилова) мнению, у Смирновой М.В. отсутствует право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета. Кроме этого, Шилов В.А. заявил, что надлежащими ответчиками по настоящему делу являются: Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат», предоставляющее социальные выплаты гражданам. При изложенных обстоятельствах просит суд передать дело на рассмотрение в Свердловский районный суд гор. Костромы. Представитель ответчика от ОГКУ «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился. Директор Центра Христофорова Г.Н. ходатайствовала рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Учитывая тот факт, что ходатайство об исключении из числа ответчиков администрации городского округа-город Галич и привлечении её к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявлено стороной истца, суд, исходя из принципа диспозитивности и характера спорного правоотношения, считает, что имеются все основания для его (ходатайства) удовлетворения. Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с п.9 и п.10 Порядка предоставления социальных выплат на обеспечение жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Костромской области за счёт средств федерального бюджета, утверждённого постановлением Администрации Костромской области от 08.07.2008 года № 224-а, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области принимает решение о предоставлении гражданину социальной выплаты и информирует об этом ОГКУ «Центр социальных выплат», которое, в свою очередь, предоставляет социальную выплату гражданину. Финансирование расходов по предоставлению социальных выплат производится в пределах субвенций, поступающих из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в установленном для исполнения федерального бюджета порядке (п.11 Порядка). Таким образом, денежные средства, поступающие из федерального бюджета на обеспечение жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, распределяются без участия муниципальных властей. При изложенных обстоятельствах, суд считает, что администрация городского округа-город Галич действительно не является надлежащим ответчиком по делу. Согласно ст.41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. Ходатайство об исключении администрации городского округа-город Галич из числа ответчиков, как ненадлежащего, заявлено представителем истца Шкаликовым С.Д. Как следует из п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил статьи 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. При замене ненадлежащего ответчика надлежащим необходимо учитывать, что дело может рассматриваться тем же судом, если с учётом нового ответчика его подсудность не изменилась. Если подсудность дела изменилась (например, ответчик находится на территории юрисдикции другого суда), дело, исходя из положений, закреплённых в части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, должно быть передано в суд, которому оно стало подсудно. В силу ст.28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области расположен по адресу: <адрес>, на территории юрисдикции Свердловского районного суда гор. Костромы. Представители истца Шкаликов С.Д. и Карепина О.А. не возражали против передачи дела по подсудности в Свердловский районный суд гор. Костромы. При изложенных обстоятельствах, учитывая мнение сторон, суд пришёл к выводу, что настоящее дело следует передать по подсудности в Свердловский районный суд города Костромы. На основании изложенного, руководствуясь п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», ст.41 ГПК РФ, определил: По делу по иску Смирновой Марии Васильевны к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и администрации городского округа-город Галич Костромской области об обязании предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий исключить из числа ответчиков, как ненадлежащего, администрацию городского округа-город Галич Костромской области. Привлечь администрацию городского округа-город Галич Костромской области к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Гражданское дело по иску Смирновой Марии Васильевны к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об обязании предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий передать на рассмотрение в Свердловский районный суд города Костромы. На определение может быть подана частная жалоба в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья А.Н.Лыткина