Дело № 2г-240/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 ноября 2011 года Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лыткиной А.Н. при секретаре Сухаревой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшова Евгения Владимировича к администрации городского округа-город Галич Костромской области, Администрации Костромской области, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» о признании имеющим право на предоставление единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, взыскании данной выплаты и компенсации морального вреда, установил: Кудряшов Евгений Владимирович проходил службу в рядах Вооружённых Сил РФ. Приказом командира 63 дорожно-строительного корпуса <адрес> от <дата> .....-ПМ его уволили с военной службы с зачислением в запас по ст.48 Закона РФ от 11.02.1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе). В соответствии с приказом начальника 876 базы ремонта и хранения техники <адрес> от <дата> ..... Кудряшова Е.В. исключили из списков личного состава базы. На момент увольнения из Вооружённых Сил РФ выслуга лет последнего составила: в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном - <данные изъяты>. Первоначально Кудряшов Е.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа - город Галич Костромской области, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Министерству обороны РФ в лице Костромского областного военного комиссариата и Министерству финансов РФ о признании имеющим право на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», взыскании социальной выплаты для приобретения жилья на территории Костромской области и компенсации морального вреда. Свои требования мотивировал тем, что пунктом 6 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 (в ред. от 24.11.1995 года) «О статусе военнослужащих», действующего на момент его увольнения, предусматривалось, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трёхмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трёхмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Перечисленные нормы закона не исполнены. Действующий нормативно-правовой документ - п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 года, с изменен. и дополнен., вступающими в силу с 15.01.2011 года) "О статусе военнослужащих" предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1-3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации. Решением органа местного самоуправления он (истец) признан нуждающимся в улучшении жилищных условии, поставлен на учёт в списках очереди военнослужащих за ..... - общая по состоянию на <дата>. В силу п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства, помещения определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.п. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, он (Кудряшов) относится к категории граждан, уволенных с военной службы, вставших в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года из числа граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Его неоднократные обращения во многие органы исполнительной власти Костромской области и России в целом оставлены без удовлетворения с мотивировкой о необходимости обращения в органы местного самоуправления. Однако орган местного самоуправления отказывает в предоставлении мер социальной поддержки на обустройство по выбранному месту жительства, мотивируя свою позицию необходимостью представления удостоверения, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 21.11.1998 года № 517 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (Приложение № 1). Те обстоятельства, что он был уволен за два года до издания названного Приказа, и, что он имеет удостоверение ветерана военной службы за ..... от <дата>, никак не повлияли на принятие положительного решения со стороны органов местного самоуправления. С целью участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» он в соответствии с требованиями 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов обратился к военному комиссару Костромской области С.Д.Н. с заявлением установленного образца с просьбой о включении в данную подпрограмму на получение государственного жилищного сертификата. В удовлетворении названного заявления ему отказали. Согласно ч. 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют: в) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). В силу п. 2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. В соответствии с п. 13 Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Как следует из п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; Согласно Приложению к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от <дата> ..... средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения в Костромской области установлена в размере 26 900 рублей. Исходя из норматива 33 кв.м. сумма социальной выплаты должна составлять 887 700 рублей. Как он (истец) считает, с момента переезда и до настоящего времени в отношении его органы местного самоуправления допускали противоправные действия, связанные с уклонением от исполнения возложенных на них обязательств. Они своевременного не оформили надлежащие документы, которые не передали в адрес Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области для принятия решения. Он был вынужден снимать жилое помещения, до настоящего времени не обустроен, не имеет постоянного места жительства; жилое помещение, в котором в настоящее время проживает, ему не принадлежит и не предоставлено по договору социального найма. В результате данных противоправных действий органов местного самоуправления он (Кудряшов) переживал, испытывал раздражение, что повлияло на его здоровье. Все названные обстоятельства относятся и к полномочным представителям Министерства обороны РФ, которые своевременно не предоставили ему жилое помещение. Всё перечисленное нанесло ему моральный вред, который, по его мнению, подлежит компенсации в порядке ст.ст.151,1099,1101 ГК РФ. На основании изложенного, истец просит суд признать его имеющим право на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», взыскать за счёт средств федерального бюджета социальную выплату для приобретения жилья на территории Костромской области, а также взыскать компенсацию морального вреда: с администрации городского округа-город Галич Костромской области в размере <данные изъяты>; с Министерства обороны РФ <данные изъяты>. С целью определения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определения достаточности доказательств, по делу было проведено предварительное судебное заседание. В ходе данного судебного заседания, имевшего место 28 июля 2011 года, истец Кудряшов Е.В. уточнил заявленные требования, просил: признать его и членов его семьи - супругу Кудряшову Руфину Владимировну и сына Кудряшова Юрия Евгеньевича - имеющими право на предоставление и получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в порядке п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 года) «О статусе военнослужащих»; обязать ответчика администрацию городского округа-город Галич подготовить документы, которые направить исполнителю - орган государственной власти субъекта Российской Федерации: в Администрацию Костромской области; обязать Администрацию Костромской области и Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства произвести ему (истцу) выплату в установленном порядке в размере, определяемом исходя из трёх человек (он и два члена его семьи), что составляет 54 кв.м., умноженное на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте при стоимости 1 кв.м. 26 900 руб., а всего взыскать <данные изъяты>. Кроме этого, взыскать компенсацию морального вреда: с администрации городского округа-город Галич Костромской области в размере 500 000 рублей; с Министерства обороны РФ <данные изъяты>, а с администрации городского округа, помимо этого, взыскать также расходы, понесённые на оплату услуг представителя Шкаликова Сергея Дмитриевича, в сумме <данные изъяты>. и расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб. Определением Галичского райсуда от <дата> к участию в процессе привлечены в качестве: соответчика Администрация Костромской области; третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Кудряшова Руфина Владимировна и Кудряшов Юрий Евгеньевич. Для представления интересов Министерства финансов РФ привлечено Управление Федерального казначейства по Костромской области. В ходе рассмотрения дела истец Кудряшов Е.В. отказался от требований, предъявленных к Министерству обороны РФ, о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> Определением суда от 26 сентября 2011 года производство по делу в этой части прекращено в соответствии со ст.220 ГПК РФ. Кроме того, этим же определением к участию в процессе в качестве соответчика привлечено Областное государственное учреждение «Центр социальных выплат» (в настоящее время Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат»), а также исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области. Окончательно истец Кудряшов Е.В. просил суд: 1) признать его и членов его семьи - супругу Кудряшову Р.В. и сына Кудряшова Ю.Е. - имеющими право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предусмотренной п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»; 2) взыскать с уполномоченного органа государственной власти Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в порядке, предусмотренном указанными выше нормами законов, и в размере, определяемом исходя из трёх человек (он и два члена его семьи), что составляет 54 кв.м., умноженное на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по состоянию на IV квартал 2011 года в субъекте при стоимости 1 кв.м. 27 750 руб., а всего взыскать <данные изъяты>; 3) взыскать с администрации городского округа-город Галич Костромской области компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> 4) взыскать с администрации городского округа-город Галич расходы, понесённые на оплату услуг представителя Шкаликова С.Д., в сумме <данные изъяты> и расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты>. При этом Кудряшов Е.В. пояснил, что, как ветеран Вооружённых сил РФ, состоял в списке льготной очереди военнослужащих, уволенных в запас, пользующихся льготами, с 1997 года. С этого времени он неоднократно обращался в администрацию гор. Галича и Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по вопросу предоставления жилья, но безрезультатно. 6 сентября 1998 года постановлением Правительства РФ № 1054 были утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. С этого времени в администрации городского округа с него (истца) стали требовать удостоверение на право пользование льготами по форме согласно приложению № 1 к названным Правилам, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении. Данное удостоверение он нигде получить не мог, в том числе и по той причине, что уволился из Вооружённых Сил РФ 11.11.1996 года, то есть ещё до утверждения этих Правил. Постановлением главы администрации городского округа-город Галич от <дата> ..... его исключили из списка льготной очереди военнослужащих, уволенных в запас, пользующихся льготами, по какой причине, неизвестно, видимо, в связи с отсутствием в личном деле упомянутого выше удостоверения на право пользования льготами. Считает, что требование администрации городского округа о предоставлении удостоверения на право пользование льготами незаконны, он, будучи уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, и принятый до 1 января 2005 года органом местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также совместно проживающие с ними членов семьи (супруга и сын), имеют право на обеспечение жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Полагает, что бездействием администрации городского округа по длительному рассмотрению документов ему причинён моральный вред, поскольку нарушено его право на жилое помещение. Компенсацию морального вреда оценивает в <данные изъяты>., которую просит взыскать с администрации городского округа. Представитель истца Шкаликов С.Д. в обоснование требований о взыскании с администрации городского округа компенсации морального вреда пояснил, что данное требование не связано с порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Он считает, что именно по вине администрации городского округа Кудряшов Е.В. длительное время проживает в ненадлежащих условиях, в связи с чем страдает и переживает. Требования о взыскании расходов, понесённых на оплату услуг представителя, также предъявлены к администрации городского округа, поскольку Кудряшов Е.В. вынужден обратиться с иском в суд исключительно по причине неудовлетворения его требований по предоставлению жилого помещения со стороны ответчика. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Кудряшова Р.В. и Кудряшов Ю.Е. требования Кудряшова Е.В. поддержали. Представитель ответчика Тирвахов Сергей Сергеевич - заместитель начальника юридического отдела администрации городского округа-город Галич, действующий по доверенности, исковые требования Кудряшова Е.В. не признал, полагая, что вина администрации в неполучении последним жилого помещения отсутствует. Со стороны администрации, по его мнению, были предприняты все необходимые действия по защите жилищных прав истца, однако последний не представил требующихся документов, в связи с чем и не получил жилого помещения. При изложенных обстоятельствах считает, что моральный вред Кудряшову Е.В. какими-либо действиями либо бездействием администрации городского округа не причинялся, поэтому в удовлетворении требований о взыскании морального вреда просит истцу отказать. При этом представитель ответчика Тирвахов С.С. высказал мнение, что Кудряшов Е.В., исходя из установленных обстоятельств дела, имеет право на предоставление спорной единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Обязанность по предоставлению этой выплаты следует, по его мнению, возложить на Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Представитель ответчика от Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в суд не явился. Первый заместитель директора департамента Шилов В.А. просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. По существу иска указал, что порядок предоставления гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставление им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» определяется законодательством субъектов Российской Федерации. В Костромской области данный порядок проходит согласование в установленном порядке. Кроме того, истец Кудряшов Е.В. в департамент о включении в список граждан, изъявивших желание получить сертификат, не обращался. Департамент права истца на обеспечение жильём не нарушал. При изложенных обстоятельствах он (Шилов) считает, что в иске Кудряшову Е.В. следует отказать. Представитель соответчика от Администрации Костромской области на рассмотрение дела не явился. Консультант отдела правового управления Администрации Морозова Светлана Витальевна, действующая по доверенности, просила провести судебное заседание без участия представителя Администрации. В возражениях относительно исковых требований Кудряшова Е.В. указывает, что Администрация Костромской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена полномочиями по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.», а также не наделялась полномочиями по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.». В соответствии с п.п.19 и 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 53 (в ред. Постановления от 12.07.2011 года № 561) учёт граждан, имеющих право на участие в указанной программе ведут воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или органы местного самоуправления. Согласно п.25 названных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат. Ранее по целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г.» действовал аналогичный порядок учёта граждан, имеющих право на участие в данной программе. Как следует из письма департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 20.11.2009 года № КУ-1134 Кудряшов Е.В. не значится в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В соответствии с письмом администрации городского округа-город Галич от 04.02.2011 года № 549 истец исключён из списка льготной очереди военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в получении жилого помещения и пользующихся установленными льготами. Каких-либо сведений, подтверждающих право Кудряшова Е.В. на получение жилого помещения либо социальной выплаты на приобретение жилья, в Администрации области не имеется. Истец за предоставлением жилищного сертификата либо предоставлением жилого помещения в Администрацию не обращался. Таким образом, как она (Морозова) считает, Администрация законные права и интересы Кудряшова Е.В. не нарушила. Кроме того, исходя из уточнённого искового заявления Кудряшова Е.В., требований к администрации им не предъявляются. На основании изложенного просит исключить Администрацию Костромской области из числа ответчиков по делу. Представитель соответчика от ОГКУ «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился. Первый заместитель директора Центра Поцелуев В.П. просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. По существу иска указал, что ОГКУ «Центр социальных выплат» исковые требования Кудряшова Е.В. не признаёт, поскольку полномочия Центра установлены главой 4 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Костромской области, утверждённого постановлением Администрации Костромской области от 20.10.2011 года № 377-а. Согласно указанному Порядку Центр предоставляет гражданам единовременные выплаты на основании решения о предоставлении выплаты, принимаемого Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. В настоящее время такого решения в отношении Кудряшова Е.В. Департаментом не принято. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, Управления Федерального казначейства по Костромской области в судебное заседание не явился. Руководитель Управления Ложников М.М. просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Заслушав стороны, третьих лиц Кудряшову Р.В. и Кудряшова Ю.Е., главного специалиста отдела городского хозяйства и инфраструктуры (секретаря жилищной комиссии) администрации городского округа-город Галич Смирнову М.В., свидетеля И.В., исследовав представленные документы, суд приходит к следующему: В соответствии с п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ (в ред. от 21.04.2011 года, с изменен. от 17.05.2011 года) «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации. Согласно п.4 ст.15.1 данного Федерального закона норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов или предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 года № 303 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что при расчёте размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчёта размера социальной выплаты, установлены пунктами 16, 16(1) и абзацем первым пункта 16 (2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, для участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Как следует из п.16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 (в ред. от 12.07.2011 года) норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В силу ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) (ч.1 ст.4 ФЗ от 08.12.2010 года № 342-ФЗ). В Костромской области принято и действует постановление Администрации Костромской области от 20.10.2011 года № 377-а «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Костромской области». Судом установлено, что Кудряшов Е.В., уволенный с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на службе в соответствии с приказом командира 63 дорожно-строительного корпуса гор. <данные изъяты> от <дата> ..... имел на момент увольнения выслугу лет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном - <данные изъяты> (л.д.5). <дата> истцу выдали удостоверение ветерана военной службы (л.д.32). Исходя из сообщения ..... от <дата>, направленного администрацией города Галича Кудряшову Е.В., следует, что он состоит на учёте в списках очереди военнослужащих, уволенных в запас, пользующихся льготами за .....-общая (л.д.7). Как следует из справки администрации городского округа-город Галич от <дата> ....., истец был поставлен на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города <дата> (постановление главы администрации гор. Галича за .....). На данный момент в общей очереди за ..... (л.д.31). В настоящее время Кудряшов Е.В. с супругой Кудряшовой Р.В. и сыном Кудряшовым Ю.Е. проживают в <адрес> села <адрес>а (справка <адрес> сельского поселения Галичского р-на от <дата> ..... на л.д.69). Данное жилое помещение принадлежит супруге истца Кудряшовой Р.В на праве собственности на основании договора передачи жилья в собственность в порядке приватизации от <дата> ..... (л.д.36). Таким образом, суд считает, что Кудряшов Е.В., как уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и принятый органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 января 2005 года, а также члены его семьи - супруга Кудряшова Р.В. и сын Кудряшов Ю.Е. - должны быть обеспечены жилым помещением в порядке, предусмотренном п.2.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Как следует из материалов дела, Кудряшова Е.В. постановлением администрации городского округа-город Галич от <дата> ..... сняли из списка льготной очереди военнослужащих, уволенных в запас, пользующихся льготами по причине отсутствия в личном деле удостоверения на право пользования льготами (л.д.28). Главный специалист отдела городского хозяйства и инфраструктуры (секретарь жилищной комиссии) администрации городского округа-город Галич Смирнова М.В., действующая по доверенности, в судебном заседании подтвердила, что семью Кудряшова Е.В. по ходатайству Военного Комиссариата гор. Галича поставили на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общую очередь и выведена в списки военнослужащих, уволенных в запас, пользующихся льготами в соответствии с постановлением главы администрации города ..... от <дата>. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054 были утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В соответствии с п.8 этих Правил Кудряшова Е.В. обязали предоставить удостоверение по форме согласно приложению № 1, которое подтверждало бы его право как военнослужащего, уволенного с военной службы, на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий на льготных основаниях. Истец названного удостоверения не предоставил, поэтому его и сняли из списка льготной очереди военнослужащих, уволенных в запас, пользующихся льготами. При этом Смирнова М.В. пояснила, что Кудряшов Е.В. с 1997 по <дата> состоял в льготной очереди, поскольку ожидалось, что он всё же предоставит требуемое удостоверение. Ей (Смирновой) известно, что истец предпринимал попытки получить удостоверение, но безрезультатно. Из-за отсутствия данного документа учётное дело Кудряшова в Департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства не принималось, поэтому он ни жильём, ни жилищным сертификатом не обеспечивался. При этом все другие необходимые документы истец представил. Как следует из п.8 упомянутых выше Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению № 1 выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ. Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию. Судом установлено, что Кудряшов Е.В. предпринимал неоднократные попытки получить требуемое ответчиком удостоверение. Согласно информационному письму военного комиссара Костромской области от <дата> ..... (л.д.9) в пенсионном личном деле старшего прапорщика запаса Кудряшова Е.В. копия удостоверения на право пользования льготами отсутствует. Для уточнения выдачи данного удостоверения предложено обратиться в воинскую часть, подписавшую приказ об увольнении военнослужащего. Как следует из сообщения начальника управления кадров и образования Спецстроя России от <дата> ..... (л.д.17), выдать удостоверение о праве на льготы Кудряшову не представляется возможным, поскольку он военную службу по контракту в Росспецстрое и Спецстрое России не проходил. Воинские части Федерального дорожно-строительного управления при Минобороны России включены в состав Росспецстроя Указом Президента РФ от <дата> ...... Архивы ликвидированных дорожно-строительных воинских формирований ФДСУ при Минобороны России в Росспецстрой не поступали. Свидетель П.И.В., являвшийся начальником отдела кадров 876 базы ремонта и хранения техники и подписавший приказ ..... от <дата> об исключении Кудряшова из списков личного состава базы, в судебном заседании подтвердил, что при увольнении последнему удостоверения о праве на льготы не выдавалось, поскольку это ничем не предусматривалось. Кудряшову выдали справку, что он за время прохождения службы жилой площадью не обеспечивался и проживал на частной квартире. По его (свидетеля) мнению, спустя два года после увольнения истец «задним» числом получить подобного вида удостоверение не смог бы, в том числе и по той причине, что воинская часть из <адрес> передислоцировалась. Таким образом, следует считать установленным, что истец Кудряшов Е.В. не предоставил требуемое органом местного самоуправления удостоверения о праве на льготы, поскольку названное удостоверение ему не выдавалось. Возможность получить это удостоверение у истца отсутствовала. Суд также учитывает, что уволился с военной службы Кудряшов по приказу от <дата>, а Правила, предусматривающие предоставление данного удостоверения, Правительство РФ утвердило <дата>. Кроме того, следует учесть, что в соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Костромской области, утверждённым постановлением Администрации Костромской области от <дата> .....-а, подобного рода удостоверение не входит в перечень документов, которые должны содержаться в учётном деле гражданина после прохождения процедуры перерегистрации. При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, отсутствие указанного удостоверения не должно влиять на право Кудряшова на обеспечение жилым помещением как лица, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеющего общую продолжительность военной службы более 10 лет и принятого органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 января 2005 года. Как уже выше указано в решении, в соответствии с п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих», Кудряшов и члены его семьи имеет право на обеспечение жилым помещениям в форме предоставления по выбору: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Кудряшовым Е.В. заявлено требование о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в сумме 1 498 500 руб., исходя из общей площади жилого помещения 18 кв.м. на каждого члена семьи и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади 27 750 руб. Суд соглашается с расчётами истца, поскольку размер общей площади соответствует нормативу, утверждённому упомянутым выше в решении Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 (в ред. от 12.07.2011 года), - по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 26.09.2011 года № 462 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года», зарегистрированному в Минюсте РФ 04.10.2011 года № 21967, средняя рыночная стоимость1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) в Костромской области составляет 27 750 рублей. Соответственно, Кудряшов Е.В. и совместно проживающие с ним члены его семьи - супруга Кудряшова Р.В. и сын Кудряшов Ю.Е. - имеют право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 498 500 рублей (18 кв.м. х 3 х 27 750 руб.). Таким образом, требования истца в данной части подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению истцу и членам его семьи названной единовременной выплаты следует возложить, как считает суд, на Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. При этом суд исходит из того, что в соответствии с п.33 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Костромской области, утверждённого постановлением Администрации Костромской области от <дата> .....-а, решение о предоставлении единовременной выплаты принимается Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Не лишены оснований, как считает суд, и требования Кудряшова о взыскании с администрации городского округа-город Галич компенсации морального вреда. В соответствие со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Заявленные требования истец обосновывал нарушением его неимущественных прав, ссылаясь на то, что по вине ответчика он нравственно страдал и переживал, поскольку был лишён права на достойное жильё, право на которое ему, как военнослужащему, гарантировало государство. Право на жилище, по мнению суда, носит смешанный характер, включает правомочия как имущественного, так и неимущественного толка, и имеет сложную природу. Это право носит как имущественный, так и неимущественный характер. В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Судом установлено, что с 1997 года по настоящее время Кудряшов с семьёй проживают в неблагоустроенной квартире, расположенной по адресу: <адрес>а, <адрес>. Суд также установил, что вина истца в непредоставлении ему жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», отсутствует. В результате действий администрации городского округа-город Галич, как считает суд, Кудряшов на протяжении длительного времени (более 10 лет) был вынужден проживать в ненадлежащих условиях. При этом суд исходит из того, что именно со стороны администрации городского округа, необоснованно требующей представления удостоверения о праве на льготы, затягивался процесс отправки учётного дела Кудряшова в Департамент социального развития, опеки и попечительства Костромской области для предоставления ему жилья. При изложенных обстоятельствах суд признаёт, что истцу Кудряшову Е.В. действиями ответчика причинён моральный вред, из-за проживания на протяжении длительного времени в ненадлежащих условиях он испытывал нравственные страдания и неоправданные негативные переживания. Что же касается заявленной истцом суммы компенсации морального вреда <данные изъяты>., суд находит её завышенной. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред (ст.151 ГК РФ). Статья 1101 ГК РФ обязывает суд при взыскании компенсации морального вреда учитывать требования разумности и справедливости. С учётом фактических обстоятельств дела, при которых причинён моральный вред, степени вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости суд приходит к выводу о необходимости возмещения Кудряшову Е.В. морального вреда в сумме <данные изъяты>. В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Кудряшов Е.В. уплатил представителю Шкаликову С.Д. по соглашению об оказании юридической помощи от <дата> ..... (л.д.71) <данные изъяты> по квитанции к приходному кассовому ордеру ..... от <дата> (л.д.72). Суд считает, что <данные изъяты> расходов Кудряшова Е.В. на оплату услуг его представителя Шкаликова С.Д. соответствует объёму и сложности работы, которую тот выполнил, защищая интересы доверителя. К такому выводу суд пришёл, приняв во внимание обстоятельства дела и степень его сложности, ценность подлежащего защите блага, а также участие в рассмотрении дела Шкаликова С.Д. Соответственно, названная сумма расходов на оплату услуг представителя, по мнению суда, вполне разумна и справедлива. Ходатайство истца Кудряшова Е.В. об оплате имеется. Таким образом, с ответчика администрации городского округа-город Галич в пользу истца следует взыскать <данные изъяты>. - расходов, понесённых на оплату услуг представителя. Ответчика в соответствии с п. 19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ следует освободить от уплаты государственной пошлины. На основании ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ (в ред. от ред. от 21.04.2011 года, с изм. от 17.05.2011 года) «О статусе военнослужащих», ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», постановления Администрации Костромской области от 20.10.2011 года № 377-а «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Костромской области», ст.ст.151,1101 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 12,100,198 ГПК РФ, суд решил: Признать Кудряшова Евгения Владимировича, <данные изъяты> и совместно проживающих с ним членов его семьи: супругу Кудряшову Руфину Владимировну, 1 <данные изъяты>; сына Кудряшова Юрия Евгеньевича, <данные изъяты>, имеющими право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предусмотренной п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области предоставить Кудряшову Евгению Владимировичу с учётом членов его семьи: Кудряшовой Руфины Владимировны и Кудряшова Юрия Евгеньевича единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере <данные изъяты>. Взыскать с администрации городского округа-город Галич Костромской области в пользу Кудряшова Евгения Владимировича компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> и расходы, понесённые на оплату услуг представителя, в сумме <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>. Администрацию городского округа-город Галич Костромской области освободить от уплаты государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней. Судья А.Н.Лыткина