№2-359/2012, решение вступило в законную силу 20.10.2012 г.



                                                                                                             Дело № 2-359/2012

                                                             Р Е Ш Е Н И Е     

                                               Именем Российской Федерации

                  г. Галич                                                                              18 сентября 2012г.

     Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Дубова А.А.,

с участием прокурора Ермоловой Т.В.,

при секретаре Кузьменко И. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа - город Галич Костромской области, ООО «Полигон» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

                                                      У С Т А Н О В И Л:

Галичский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации городского округа - <адрес>, ООО «Полигон» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Свои требования мотивировал тем, что Галичской межрайонной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста представителя территориального отдела УФС Роспотребнадзора по Костромской области в Галичском районе проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации городского округа - город Галич и ООО «Полигон». В результате проверки установлено следующее.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно пп. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно пп. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.2012 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В результате прокурорской проверки, проведенной на территории городского округа - город Галич выявлены нарушения действующего законодательства при обращении с отходами на территории городского округа - город Галич.

Так в нарушение п. 1, 2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88 к проверке не был предъявлен генеральный план очистки. Согласно данного пункта система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких и неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта.

В нарушение п. 2.2.4 СанПиН 42-128-4690-88 не проводится мытье и дезинфекция металлических сборников для отходов в соответствии с требованиями санитарных правил - в летний период необходимо промывать (при «нес меняемой системе» - не реже 1 раза в 10 дней, при «сменяемой» - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать после каждого опорожнения.

В нарушение п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64 (в ред. от 27.12.2010 г.) «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10 (вместе с СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», п. 3.4.5.3 постановления Администрации Костромской области от 01.10.2010 г. № 344-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области» на территории городского округа - г. Галич не оборудованы площадки для контейнеров в соответствии с требованиями - на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

В нарушение п. 11 ст. 6 Закона Костромской области от 24.04.2008 г. № 304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» контейнерные площадки не содержатся в чистоте (<адрес> др.), не имеют ограждения с трех сторон высотой не менее 1, 5 метра <адрес> на всех контейнерных площадках не сделан уклон в сторону проезжей части. Ограждения контейнерных площадок не очищены от грязи, не промыты.

В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду необходимо оборудовать контейнерные площадки на территории городского округа - г. Галич в соответствии с требованиями действующего законодательства и не допускать захламления территории городского округа - г. Галич.

В соответствии с п. 1.2 Устава ООО «Полигон» общество в качестве одного из видов своей деятельности осуществляет удаление и обработку твердых бытовых отходов.

Согласно п. 1.2 договора аренды муниципального имущества ..... от <дата>, заключенного между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа - г. Галич и ООО «Полигон», последнему предоставляется имущество в соответствии с требованиями действующего законодательства для сбора и вывоза ТБО с территории городского округа - г. Галич. Согласно указанного договора администрацией городского округа - г. Галич переданы в аренду контейнерные площадки с установленными на них контейнерами.

В нарушение п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, которым предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов), в ряде микрорайонов находится более 5 контейнеров (<адрес> - 9 контейнеров, <адрес> - 6 контейнеров, <адрес> - 6 контейнеров).

В соответствии с п. 1.8. СанПиН 42-128-4690-88, которым предусмотрено, что планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы, указанные планы-графики ООО «Полигон» не разработал, с жилищными органами не согласовал. Со слов представителя ООО «Полигон» согласование произведено с администрацией городского округа - г. Галич.

Согласно информации, представленной ООО «Полигон» <дата>, установка контейнеров для сбора ТБО на территории городского округа - г. Галич произведена в сентябре-октябре 2011г. С указанного периода по настоящий момент времени контейнеры промывку не проходили.

Таким образом, администрация городского округа - г. Галич и ООО «Полигон» с сентября-октября 2011г. не предпринимают меры по обеспечению соблюдения действующего законодательства при организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа - г. Галич.

Просил признать бездействие администрации городского округа - г. Галич, выразившееся с неисполнении обязанности по оборудованию площадок для контейнеров на территории городского округа - г. Галич, незаконным.

Обязать администрацию городского округа - г. Галич в срок до <дата> оборудовать площадки для контейнеров на территории городского округа - г. Галич в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88 и Закона Костромской области от 24.04.2008 г. № 304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области».

Признать бездействие ООО «Полигон», выразившееся в неисполнении обязанности по промывке контейнеров, установленных на территории городского округа - г. Галич незаконным.

Обязать ООО «Полигон» в срок до <дата> обеспечить промывку контейнеров на территории городского округа - г. Галич в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88 и Закона Костромской области от 24.04.2008 г. № 304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области».

Впоследствии исковые требования Галичским межрайонным прокурором были изменены. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации городского округа город Галич, выразившееся в неисполнении обязанностей по оборудованию площадок для контейнеров под бытовые отходы на территории городского округа г. Галич.

Обязать администрацию городского округа г. Галич в срок до 01.10.2012г. разработать генеральную схему очистки населенного пункта - городского округа г. Галич и оборудовать площадки для контейнеров под твердые бытовые отходы на территории городского округа г. Галич в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88, а именно:

- обеспечить ограждениями высотой не менее 1, 5 м с трех сторон контейнерные площадки на <адрес>

- обеспечить твердое асфальтовое либо бетонное покрытие контейнерных площадок на <адрес>

- обеспечить на всех контейнерных площадках городского округа уклон в сторону проезжей части;

- сократить количество контейнеров до пяти на контейнерных площадках <адрес>

Признать незаконным бездействие ООО «Полигон», выразившееся в неисполнении обязанностей по промывке контейнеров под твердые бытовые отходы, установленных на территории городского округа г. Галич.

Обязать ООО «Полигон» в срок до 01.10.2012г. провести промывку контейнеров под твердые бытовые отходы на территории городского округа город Галич.

Обязать ООО «Полигон» в срок до 01.10.2012г. очистить ограждения контейнерных площадок под твердые бытовые отходы на территории городского округа г. Галич от грязи и промыть их.

В судебном заседании прокурор Ермолова Т.В. уточнила измененные исковые требования, просила признать незаконным бездействие администрации городского округа город Галич, выразившееся в неисполнении обязанностей по оборудованию площадок для контейнеров под бытовые отходы на территории городского округа г. Галич.

Обязать администрацию городского округа г. Галич в срок до 01.10.2013г. разработать генеральную схему очистки населенного пункта - городского округа г. Галич, в срок до 01.10.2014г. оборудовать площадки для контейнеров под твердые бытовые отходы на территории городского округа г. Галич в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88, а именно:

- обеспечить ограждениями высотой не менее 1, 5 м с трех сторон контейнерные площадки на <адрес>

- обеспечить твердое асфальтовое либо бетонное покрытие контейнерных площадок на <адрес>

- обеспечить на всех контейнерных площадках уклон в сторону проезжей части;

- сократить количество контейнеров до пяти на контейнерных площадках <адрес>

Признать незаконным бездействие ООО «Полигон», выразившееся в неисполнении обязанностей по промывке контейнеров под твердые бытовые отходы, установленные на территории городского округа г. Галич.

Обязать ООО «Полигон» в срок до 01.10.2012г. провести промывку контейнеров под твердые бытовые отходы на территории городского округа город Галич.

Обязать ООО «Полигон» в срок до 01.10.2012г. очистить ограждения контейнерных площадок под твердые бытовые отходы на территории городского округа г. Галич от грязи и промыть их.

Представитель ответчика администрации городского округа - город Галич по доверенности Виноградова М.Ю. исковые требования прокурора признала в части требований прокурора о разработке схемы очистки населенного пункта со сроком до 01.10.2013 года, об оборудовании контейнерных площадок на <адрес> г. Галич до 01.10.2014 года, исковые требования о сокращении количества контейнеров до пяти на контейнерных площадках <адрес> не признала, суду пояснила: все перечисленные в исковом заявлении контейнерные площадки принадлежат администрации городского округа - город Галич, с ООО «Полигон» заключен договор аренды на контейнеры и транспорт, ООО «Полигон» должно производить уборку мусора и содержание площадок в соответствии с требованиями законодательства. Генеральной схемы очистки города не разработано, т.к. составляет ее специализированная организация в г. Костроме, стоимость такой схемы составляет около 1 000 000 руб., их финансовое положение не позволяет в настоящее время разработать генеральную схему. Установка контейнеров более пяти штук на площадках на <адрес> вызвана тем, что в указанных местах технически невозможно расположить еще по одной площадке для контейнеров, поскольку невозможно соблюсти все требования и нормативы: либо мешают газо-, электросети, либо частные владения граждан и организаций, либо нет согласия жильцов многоквартирных домов на оборудование еще одной площадки и т.п. В случае установки пяти контейнеров на площадке, они переполняются мусором даже при своевременной уборке, т.к. в эти районах много многоквартирных домов. Сами жильцы на сходах просили оставить количество контейнеров, которые имеются в настоящее время.

Представитель ответчика ООО «Полигон» Кручинин С.А. исковые требования прокурора к ООО «Полигон» признал полностью. Пояснил суду, что между ними и администрацией города заключен договор аренды на 75 контейнеров и транспорт. Они обязаны вывозить мусор, промывать контейнеры и содержать площадки в чистоте. В настоящее время ими организуется промывка контейнеров. Оборудовать площадки в соответствии с требованиями законодательства должна администрация города. При строительстве площадок на <адрес> они рассматривали варианты создания двух площадок, чтобы на каждой было не более пяти контейнеров, но такой возможности не было, т.к. просто не имеется земельных участков под эти площадки. Поэтому они были вынуждены поставить на указанных площадках более пяти контейнеров, иначе бы была постоянная перенаполняемость контейнеров даже при своевременной уборке мусора. Сами жильцы домов просили их оставить то количество контейнеров, которые расположены в настоящее время.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав представленные в суд доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.2012г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88 (далее СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

В соответствии с п. 2.2.4 СанПиН 42-128-4690-88 металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе - не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).

Согласно п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Справкой специалиста-эксперта ТО УФС Роспотребнадзора по Костромской области ЕЛ**. подтверждается, что в ходе совместного со специалистом прокуратуры 05.06.2012г. обследования 35 контейнерных площадок г. Галича, принадлежащих ООО «Полигон» выявлены нарушения п.п. 1.2, 2.2.4, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88.

Свидетель ЕЛ** показала: она совместно с представителем Галичской прокуратуры проводила проверку исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе проверки выявлены нарушения: не составлен генеральный план очистки города, не проводится мытье контейнеров для мусора, не все площадки оборудованы в соответствии с требованиями законодательства, не очищены. Она составила справку по результатам проверки.

Свидетель НТ** суду показала: она работает в отделе архитектуры и градостроительства администрации городского округа - горд Галич. При оборудовании площадок под контейнеры районах <адрес> необходимо было устройство двух площадок по 5 контейнеров согласно нормативов, но в связи с отсутствием необходимых для вторых площадок территории, т.к. не выдерживаются разрывы от домов, инженерных сетей и т.д., комиссионно, с учетов мнения жильцом домов, было решено установить на этих площадках более пяти контейнеров. Если на данных площадках будет 5 контейнеров, то постоянно будет их перенаполняемость даже при своевременной уборке мусора.

Изучив представленные доказательства, суд считает, что следует удовлетворить исковые требования прокурора частично. По мнению суда, установка на площадках на <адрес> и <адрес> более пяти контейнеров было вызвано объективными причинами, сокращение на указанных площадках количества контейнеров до пяти штук негативно отразится на санитарном состоянии прилегающих территорий и санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, проживающих в прилегающих многоквартирных домах, поэтому в удовлетворении искового требования прокурора о сокращении количества контейнеров до пяти на контейнерных площадках на <адрес> следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации городского округа - город Галич Костромской области, выразившееся в неисполнении обязанностей по оборудованию площадок для контейнеров под бытовые отходы на территории городского округа - город Галич, незаконным.

Обязать администрацию городского округа - город Галич Костромской области в срок до 01 октября 2013 года разработать генеральную схему очистки городского округа - г. Галич Костромской области.

Обязать администрацию городского округа - город Галич Костромской области в срок до 01 октября 2014 года оборудовать площадки для контейнеров на территории городского округа - г. Галич в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88, а именно: обеспечить ограждениями высотой не менее 1,5 м с трех сторон контейнерные площадки на <адрес> г. Галич Костромской области; обеспечить твердое асфальтовое либо бетонное покрытие и обеспечить уклон в сторону проезжей части на контейнерных площадках на <адрес> г. Галич Костромской области.

Признать бездействие ООО «Полигон», выразившееся в неисполнении обязанности по промывке контейнеров, установленных на территории городского округа - г. Галич незаконным.

Обязать ООО «Полигон» в срок до 01 октября 2012 года обеспечить промывку контейнеров, а также очистить ограждения контейнерных площадок под твердые бытовые отходы от грязи и промыть их на территории городского округа - г. Галич в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

          Федеральный судья                                                       А.А. Дубов