Дело № 2-374/2012 Именем Российской Федерации 26 июля 2012 года г.Галич Костромской области Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Балашовой Е.В., при секретаре Власовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григорьевой Таисии Александровны о признании отказа администрации городского округа - город Галич Костромской области в предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство незаконным, и обязании предоставить в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, установил: Григорьева Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании отказа администрации городского округа - город Галич Костромской области в предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на <адрес> незаконным, и обязании предоставить в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на вышеуказанной улице. Свои требования заявитель мотивирует тем, что в середине апреля 2012 года она обратилась в администрацию городского округа - город Галич с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства как гражданин, имеющий на момент его подачи троих несовершеннолетних детей. 1 июня 2012 года она (заявитель) получила от администрации городского округа - город Галич Костромской области отказ, где указано, что предоставить в собственность под индивидуальное жилищное строительство уже сформированный и поставленный на кадастровый учёт до её (Григорьевой) обращения земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный на <адрес>, не имеют возможности. О каком конкретно участке ведётся речь, непонятно. С данным отказом она не согласна, поскольку случаи бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков установлены Законом Костромской области от 21.10.2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным гражданам земельных участков на территории Костромской области». В соответствии с данным Законом в месячный срок поле поступления её заявления администрация городского округа - город Галич должна была утвердить и выдать ей, как заявителю, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После этого она (Григорьева) обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка. После этого администрация городского округа - город Галич в течение 14 дней со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства Данное решение выдаётся в семидневный срок. Вышеуказанный Закон Костромской области администрацией городского округа - город Галич Костромской области надлежащим образом не исполнен, что привело к нарушению прав на бесплатное получение в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. В судебном заседании заявитель Григорьева Т.А. поддержала заявление по изложенным в нём доводам и пояснила, что по постановлению главы Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района она принята на учёт в списки очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, отнесена к категории «Многодетная семья». По этому основанию имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Данный отказ администрации городского округа - город Галич считает незаконным, поскольку в заявлении, поданном в администрацию, <адрес> она указывала со слов работников комитета. До этого она не знала о том, где именно предоставляются участки под индивидуальное жилищное строительство. В отказе администрации не указано, о каком участке на <адрес> идёт речь. Предоставление земельного участка в районе <адрес> её не устраивает, так как данная улица является отдалённой, сырой, туда не подведена электроэнергия. Кроме этого, заявитель Григорьева Т.А. просит взыскать с администрации городского округа - город Галич Костромской области расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей и госпошлину в размере <данные изъяты> рублей. Представитель заявителя - Виноградов С.И. поддержал позицию Григорьевой Т.А. В суде представитель пояснил, что они не оспаривают того, что администрацией городского округа - город Галич Костромской области 97 земельных участков на <адрес> поставлены на кадастровый учёт. Однако решения о проведении торгов (аукционов) в отношении 30 земельных участков длительное время не принимаются. Поэтому, по его мнению, непредоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на <адрес> заявителю нарушает и ущемляет её права. Закон Костромской области № 672-4-ЗКО указывает на проведение работ по формированию земельного участка за счёт заявителя, но не запрещает предоставлять ему (заявителю) уже сформированный земельный участок. Представитель заинтересованного лица администрации городского округа - город Галич Костромской области в лице начальника отдела по управлению земельными ресурсами комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Тимощука В.П., действующий по доверенности, с заявлением не согласился, и пояснил, что согласно п.6 ст.3.1 Закона Костромской области от 21.10.2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным гражданам земельных участков на территории Костромской области» обязанность по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, и постановке его на учет возложена на гражданина, обратившегося за предоставлением земельного участка. Предоставление сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 ст.30 ЗК РФ посредством проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка. На момент обращения Григорьевой Т.А. в администрацию городского округа - город Галич с заявлением о предоставлении ей земельного участка 29 мая 2012 года ( вх.. .....) земельные участки на территории кадастрового квартала с КН ..... в районе <адрес> были уже сформированы и поставлены на кадастровый учёт на основании постановлений администрации от <дата> ..... и от <дата> ..... «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>». Кроме того, изначально предоставление гражданам в данном квартале сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства планировалось только посредством проведения аукциона. Иных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в районе <адрес> не имеется. Поэтому, Григорьевой Т.А. был дан ответ на её заявление, который он отказом не считает. В ходе судебного заседания Тимощук В.П. подтвердил, что в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство земельные участки предлагаются только в районе <адрес>. Однако все от них отказываются, поскольку местность эта является отдалённой, земля там сырая, отсутствуют коммуникации и электроснабжение. Кроме этого, показал, что часть земельных участков в районе <адрес> продана путем проведения аукциона. В ближайшее время другая часть земельных участков также будет продана. 30 земельных участков пока на аукцион не выставлены, но предоставить один из них Григорьевой Т.А. невозможно в силу Закона, т.к. участки сформированы. Аминистрация понесла в связи с получением документов по их формированию расходы примерно около <данные изъяты> рублей за один участок. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления возлагаются на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Данное требование Закона разъяснено представителю администрации городского округа - город Галич Костромской области. Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области от <дата> за ..... Григорьева Т.А. принята на учёт в списки общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях за ....., по основанию обеспечения общей площадью жилого помещения на одного человека семьи менее учетной нормы (п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ). Этим же постановлением Григорьева Т.А. отнесена к категории «многодетная семья» в соответствии с Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма». В судебном заседании установлено, что заявитель действительно имеет троих несовершеннолетних детей: дочь ФИО6, <дата> года рождения, сына ФИО7, <дата> года рождения, и сына ФИО8, <дата> года рождения. В соответствии с п. «к» ч.1 ст.72 и ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Согласно ст.36 Конституции Российской Федерации (часть 3) условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В Костромской области принят, и действует Закон Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным гражданам земельных участков на территории Костромской области» от 21.10.2010 года № 672-4-ЗКО с последующими изменениями и дополнениями. Как гласит п.1 ч.1.1 ст.3 данного Закона Костромской области (в ред. Закона Костромской области от 29.12.2011 года № 180-5-ЗКО), гражданам Российской Федерации, указанным в п.п.1-11 ч.1 настоящей статьи, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, расположенные в границах сельских населенных пунктов, городских населенных пунктов (за исключением административного центра Костромской области), для индивидуального жилищного строительства в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка, на момент представления (направления) заявления состоит на учёте в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с жилищным законодательством. В силу п.1 ч.1 ст.3 вышеуказанного Закона Костромской области бесплатное предоставление в собственность земельного участка в целях эксплуатации индивидуального жилого дома осуществляется, если на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано гражданином в установленном законодательством порядке, в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка имеет на момент представления (направления) заявления о предоставлении в собственность земельного участка троих и более детей. Как следует из ч.3 ст.3.1 данного Закона Костромской области, земельные участки в случае, указанном в ч.1.1 ст.3 настоящего Закона, предоставляются в порядке, установленном ч.ч. 4-8 настоящей статьи. Так, ч.4 Закона Костромской области предусмотрено, что «предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случае, указанном в ч.1.1 ст.3 настоящего Закона, осуществляется в следующем порядке: 1) представление (направление) заявления о предоставлении земельного участка; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) предоставление земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения объектов на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка». Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства в случае, указанном в ч.1.1 ст.3 настоящего Закона, представляют (направляют) заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков в собственность бесплатно и основания для отказа в предоставлении земельных участков, определяется постановлением администрации Костромской области. По выбору заявителя заявление может быть представлено посредством личного обращения, направления по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в соответствии с требованиями действующего законодательства (ч.5). Из ч.6 настоящего Закона следует, что «орган местного самоуправления на основании указанного в ч.5 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия (ч.7). В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области" постановлением администрации Костромской области 1.09.2011 года № 321-а (в ред. постановления от 04.02.2012 года № 19-а) утверждён Перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (приложение № 1). П.1 данного Перечня предусматривает «для граждан, имеющих на момент представления (направления) заявления о предоставлении в собственность земельного участка троих и более детей: 1) заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с указанием основания предоставления земельного участка, цели его использования, предполагаемого размера и местоположения; 2) документ, удостоверяющий личность заявителя либо личность представителя заявителя; 3) документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (в случае подачи заявления представителем); 4) свидетельства о рождении (усыновлении) детей или паспорта граждан Российской Федерации при достижении ими 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность; 5) справку об обучении в образовательном учреждении по очной форме обучения - при наличии детей старше 18 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях; 6) справку о прохождении военной службы по призыву - при наличии детей старше 18 лет, проходящих военную службу по призыву; 7) выписку из решения органов опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства над несовершеннолетними (для опекунов, попечителей); 8) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости (либо сообщение об отказе в представлении запрашиваемых сведений в связи с отсутствием зарегистрированных прав); 9) справку уполномоченного органа, осуществляющего учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выданная не ранее чем за 10 дней до даты обращения. Как установлено в судебном заседании, Григорьева Т.А. имеет право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью 1000 кв.метров. Данное обстоятельство представитель Тимощук В.П. не отрицает. 29 мая 2012 года Григорьева Т.А. обратилась в администрацию городского округа - город Галич Костромской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство, с приложением необходимых документов. Доводы Григорьевой Т.А. о подаче данного заявления в администрацию городского округа - город Галич 17.04.2012 года ничем не подтверждаются. В суде представитель Тимощук В.П. подтвердил, что Григорьевой Т.А. вместе с данным заявлением представлены все необходимые документы, за исключением выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, которую администрация запрашивает самостоятельно. 1 июня 2012 года администрация городского округа - город Галич Костромской области направила Григорьевой Т.А. ответ на заявление ...... В нём указано, что «администрация городского округа - город Галич Костромской области не имеет возможности предоставить в собственность под индивидуальное жилищное строительство уже сформированный и поставленный на кадастровый учёт до её (Григорьевой) обращения земельный участок, расположенный на <адрес>. Согласно п.6 ст.3.1 Закона Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области" обязанность по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, и постановке его на учёт возложена на гражданина, обратившегося за предоставлением земельного участка. Если участок сформирован и постановлен на кадастровый учёт, то его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с п.п.3 и 4 ст.30 ЗК РФ посредством проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка». Одновременно Григорьева Т.А. поставлена в известность, что администрация городского округа - город Галич имеет возможность предоставления другого земельного участка, расположенного в районе <адрес>. Вышеуказанный ответ на заявление Григорьевой Т.А. об отсутствии возможности предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство от 1 июня 2012 года ..... суд считает отказом, а доводы представителя Тимощука В.П. в этой части несостоятельным. При этом суд исходит из того, что в предусмотренный ст.6 Закона Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области", в месячный срок со дня поступления заявления Григорьевой Т.А. администрация городского округа - город Галич должна либо утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в предоставлении земельного участка. В данном случае администрацией дан ответ на заявление, который фактически свидетельствует об отказе в предоставлении земельного участка на <адрес>. Других документов иного характера администрация городского округа - город Галич по поводу заявления Григорьевой Т.А. не выносила и не направляла последней. Формирование земельного участка как объекта недвижимости, должно осуществляться с соблюдением как требований, установленных статьёй ЗК РФ, так и законодательства о землеустройстве и законодательства о государственном кадастре недвижимости. Согласно п.1 ст.38 ЗК РФ, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 ст.30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. Согласно подпункта 1 п.4 ст.30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка включает в себя: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Согласно п.6 ст.30 ЗК РФ, в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. Вышеуказанные пункты ст.30 ЗК РФ гласят, что «проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (п.п.3); подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов)(п.п.4). В судебном заседании тщательным образом проверено утверждение представителя администрации городского округа - город Галич Тимощука В.П. о том, что все 96 земельных участков на <адрес> сформированы и поставлены на кадастровый учёт на основании постановлений администрации от <дата> ..... и от <дата> ..... «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>», т.е. проведены кадастровые работы, земельные участки поставлены на кадастровый учёт; несколько земельных участков проданы посредством проведения аукциона. Так, из выкопировки - схемы расположения земельных участков на территории кадастрового квартала с КН ..... города Галича Костромской области в районе <адрес> видно, что в данном районе расположено 96 земельных участков (со ..... по ..... включительно). Выписками из кадастрового паспорта земельных участков по данному кадастровому кварталу от <дата>, <дата> и <дата>действительно подтверждается, что в отношении земельных участков выполнены кадастровые работы; определено разрешенное использования земельного участка: под индивидуальное жилищное строительство. Также определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Однако, как пояснил представитель Тимощук В.П., тридцать земельных участков не выставлены на аукцион. Следовательно, не приняты решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); не опубликованы сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), т.е. не проведены подготовительные мероприятия по организации аукциона, что согласно ст.30 п.4 п.п. 1 ЗК РФ, является стадией формирования земельных участков. Поэтому, тридцать земельных участков прошли не все стадии формирования, и один из них может быть предоставлен Григорьевой Т.А. Доводы, указанные в ответе на заявление Григорьевой Т.А. от 1.06.2012 года за ..... в части указания на подпункт 3 и 4 п.4 ст.30 ЗК РФ, суд в связи с этим считает несостоятельными. По мнению суда, постановка земельного участка на кадастровый учёт в данном случае не является основанием к отказу в предоставлении Григорьевой Т.А. земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на <адрес>. При рассмотрении дела проверены все основания для отказа в предоставлении Григорьевой Т.А. земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Наряду с вышеназваннымПеречнем документов, необходимых для предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (приложение № 1), постановлением администрации Костромской области 1.09.2011 года № 321-а (в ред. постановления от 04.02.2012 года № 19-а) утверждён Перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков данной категории (приложение № 2). В нём, как основания для отказа, указаны: 1. отсутствие нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; 2. ограничение в родительских правах, лишение родительских прав в отношении одного ребёнка или нескольких детей; 3. повторное обращение гражданина после предоставления ему земельного участка по основаниям, установленным Законом Костромской области от 21 октября 2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области"; 4. гражданин не относится к категории граждан, указанных в части 1 ст.3 данного Закона; 5. предоставление испрашиваемого земельного участка не соответствует установленному градостроительному регламенту территориальной зоны, в границах которой располагается испрашиваемый земельный участок, либо иной градостроительной документации; 6. обращение в ненадлежащий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации; 7. в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о распоряжении им иным способом либо ранее поступило заявление иного физического или юридического лица о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование. В судебном заседании установлено, что Григорьева Т.А. обратилась в надлежащий орган исполнительной власти, она нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. С заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно она обратилась впервые, родительских прав не лишена и в не ограничена в них. Как видно из материалов дела, целевое назначение земельных участков на <адрес> : под индивидуальное жилищное строительство, что в данном случае соответствует испрашиваемому. Каких-либо решений о распоряжении земельных участков иным способом администрацией городского округа - город Галич не принималось, что не оспаривает представитель Тимощук В.П. Доводы о том, что изначально предоставление гражданам в данном квартале сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства планировалось только посредством проведения аукциона, нигде не закреплены и являются только намерением администрации пополнить городской бюджет. Одним из принципов Земельного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним актов является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Данный принцип означает, что правовая регламентация реализации прав на землю должна основываться на взаимном интересе всех субъектов земельных правоотношений, находить воплощение в нормах земельного законодательства, регулирующих использование земельных участков правообладателями, и определять ограничения и требования, направленные на защиту и обеспечение интересов всего общества. Администрацией городского округа - город Галич Костромской области должна быть обеспечена возможность реализации Григорьевой Т.А. права, предусмотренного Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области", которую она (администрация) имеет. Заявитель вправе приобрести бесплатно в черте города Галича земельный участок для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в порядке, установленном вышеуказанным Законом, без проведения торгов (п.3 ч.4 Закона Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области»). Иной подход к сложившейся ситуации породил бы нарушение прав Григорьевой Т.А. Согласно ст.ст.15 и 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Более того, судом учитывается, что с <дата> года (момента последней даты выдачи кадастровых паспортов) администрацией городского округа - город Галич Костромской области не приняты решения о проведении аукционов, что, по мнению суда, является нарушением прав граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Кроме этого, предоставление земельного участка на <адрес> ущемляет интересы заявителя: местность сырая, коммуникации и электроэнергия отсутствуют. Что касается п.2 ч.4 Закона Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области" в части возложения на заявителя работ по формированию земельного участка, то суд считает возможным в данной конкретной ситуации возложить обязанность возмещения расходов, понесённых с формированием земельного участка, на Григорьеву Т.А. При этом суд учитывает, что заявитель выразила в суде согласие на возмещение этих затрат. В связи с вышеизложенным, суд считает отказ администрации городского округа - город Галич от 1 июня 2012 года ..... в предоставлении Григорьевой Т.А. в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Администрацию городского округа - город Галич Костромской области после возмещения ей (администрации) заявителем расходов, понесённых в связи с формированием земельного участка, необходимо обязать предоставить Григорьевой Т.А. бесплатно в собственность земельный участок, расположенный в на <адрес>, для индивидуального жилищного строительства площадью 1000 кв. м, что в настоящее время является единственно возможным способом восстановления ее нарушенных прав. В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в частности и другие признанные судом необходимыми расходы. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Как видно из материалов дела, Григорьева Т.А. по квитанции ..... от 16 июля 2012 года уплатила <данные изъяты> рублей за оказанную ей адвокатом Виноградовым С.И. юридическую помощь по подготовке заявления в суд. Вышеуказанная сумма подлежит взысканию с администрации городского округа - город Галич Костромской области в пользу заявителя. Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. В силу вышеуказанного требования с администрации городского округа - город Галич не может быть взыскана госпошлина в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст.ст.28, 30, 38 ЗК РФ, Законом Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», ст.ст.12, 88, 94, 98, 100, 103 и 198, 249 и 254 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать отказ администрации городского округа - город Галич Костромской области от 1 июня 2012 года ..... в предоставлении в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать администрацию городского округа - город Галич Костромской области после возмещения Григорьевой Таисией Александровной расходов, понесённых в связи с формированием земельного участка, предоставить в собственность бесплатно Григорьевой Таисии Александровне под индивидуальное жилищное строительство земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.метров. Взыскать с администрации городского округа - город Галич Костромской области в пользу Григорьевой Таисии Александровны расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Е.В. Балашова Решение в окончательной форме вынесено - 31 июля 2012 года Судья