Дело № 12г - 23/2011 Р Е Ш Е Н И Е г. Галич Костромская область 25 мая 2011 года. Галичский районный суд Костромской области, под председательством судьи Воробьёва А.Л., с участием: заявителя жалобы Гладыш В.Б., при секретаре Фомичевой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Гладыш Валентины Борисовны на постановление по делу об административном правонарушении вынесенное государственным инспектором Костромской области по охране природы, У С Т А Н О В И Л: Постановлением по делу об административном правонарушении государственным инспектором Костромской области по охране природы от 18 марта 2011 года директор ООО «Гранд» Гладыш В.Б. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Наказание за совершение данного правонарушения ей было назначено в виде административного штрафа размером <данные изъяты> рублей. Не соглашаясь с обоснованностью и законностью привлечения к административной ответственности, Гладыш В.Б. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, которое просила отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В жалобе и судебном заседании Гладыш В.Б. обосновала данные требования следующим. Действительно она является директором ООО «Гранд», которое осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания в кафе «Дворик» расположенном на ул. <адрес> гор. <адрес> Данное юридическое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, поскольку работают в нём 4 человека. Кафе «Дворик» является микропредприятием. Постановление по делу об административном правонарушении, было вынесено 18 марта 2011 года государственным инспектором Костромской области по охране природы ФИО1 в отношении неё (Гладыш В.Б.) необоснованно и незаконно. При рассмотрении данного административного дела были грубо нарушены её права. 18 марта 2011 года как такового рассмотрения дела не было, ей сразу же сказали, что она виновна в совершении указанного административного правонарушения, дали заранее изготовленное постановление. При этом ей не разъяснили права, не предоставили возможности дать объяснения. До рассмотрения дела признали виновной в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Данного правонарушения она не совершала никакого негативного воздействия на окружающую среду предприятие, которым она руководит, не произвело. В 2008-2009 году кафе «Дворик» находилось на реконструкции, и деятельность в нём не осуществлялась. На балансе предприятия нет автотранспорта, кафе не имеет своей котельной, а отапливается электроприборами. Паспорта на ТБО разработаны, находятся на согласовании в Росприроднадзоре. В ходе проверки она (Гладыш В.Б.) как директор ООО «Гранд» предоставила инспектору следующую отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Справки о количестве вывезенной стеклотары за 2010 года, о количестве вывезенных ТБО за 2010 год, о количестве пищевых отходов за 2010 год, договоры о вывозе ТБО с ООО «Полигон», вывозе стеклотары с ИП ФИО2., о заборе пищевых отходов с ФИО3. Кафе освещается лампами накаливания, которые не относятся к ртутьсодержащим. Люминесцентные ртутьсодержащие лампы в количестве трёх штук были установлены в декабре 2010 года как дополнительная подсветка места для танцев, включаются только в субботу на 3-5 часов, когда приходит потанцевать молодёжь. В обычные дни эти лампы не включаются, не были они включены и во время проверки. Ни одной такой лампы не перегорело и соответственно отходов первого класса опасности не образовалось. В связи с этим у ООО «Грант» не может быть актов выполненных работ, платежных документов и документов, подтверждающих факт передачи отработанных люминесцентных ламп специализированным организациям. С момента установки был выпущен приказ об их складировании в случае замены, что подтверждается копиями приказа. Забор мусора ООО «Полигон» осуществляет 3 раза в неделю, т.к. пропускная способность кафе очень низкая (в среднем 5 блюд в день), пищевые отходы сразу забираются ФИО3 для скотины. Стеклотара сортируется в ящики и вывозится 1 раз в неделю ИП ФИО2.. Таким образом, мусора для контейнеров не остается, поэтому в оборудованной контейнерной площадке необходимости нет. Нарушение Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленного приказом МПР РФ от 25.02.2010 года № 50 зарегистрированного в Минюсте РФ 02.04.2010 года № 16796 (далее Порядок) не может ставиться ей в вину. Государственный инспектор по охране природы не принял во внимание то, что этот Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства. Именно к таким и относится ООО «Гранд». Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. При вынесении обжалуемого постановления также не было учтено то, что было принято Постановление Правительства РФ от 07.02.2011года № 54 "О признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации в связи с изменением порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" которым признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение," Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2007 года № 545 "О внесении изменений в Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение." Исследовав материалы административного дела, выслушав Гладыш В.Б., суд считает необходимым отменить обжалуемое постановление, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В ст. 24.5 КоАП РФ перечислены обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, в числе которых и отсутствие события административного правонарушения. Как следует из обжалуемого постановления, совершение директором ООО «Гранд» Гладыш В.Б. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ выразилось в следующем. В процессе производственной деятельности ООО «Гранд» образуется 3 наименования отходов производства и потребления. Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный. Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные. Из образующихся отходов производства и потребления на объекты конечного размещения (городская свалка бытовых отходов) вывозятся ТБО, передаются населению пищевые отходы. Объектов размещения отходов на балансе предприятия нет. Транспортировка отходов в места захоронения осуществляется транспортом ООО «Полигон». Как следует из договора по сбору, вывозу и захоронению ТБО от 02.08.2010 года № 215/6 с ООО «Полигон» и справкой ООО «Гранд» от 10.03.2011 года на городскую свалку в 2010 году вывезено и фактически размещено без передачи права собственности 14.4 куб.м. (3.6 т.) мусора от бытовых помещений организаций. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»: отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе и размещение отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные Законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Результаты инвентаризации источников образования отходов совместно с результатами инвентаризации объектов размещения отходов используются для разработки Проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и для организации работ по первичному учету обращения с отходами. Таким образом, ООО «Гранд» занимаясь общественным питанием, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, должно проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объектов их размещения. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственник опасных отходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на опасные отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора сделки об отчуждении отходов. Таким образом, у ООО «Гранд» должны быть копии договоров об отчуждении отходов, актов выполненных работ, платежных документов и документов, подтверждающих факт передачи отработанных люминесцентных ламп специализированным организациям. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»: индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное урегулирование в области охраны окружающей среды; на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»: индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»: порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. В соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), установленным приказом МПР Российской Федерации от 16.02.2010 года № 30 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.04.2010 г. №16938), отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленного приказом МПР Российской Федерации от 25.02.2010 года № 50 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.04.2010 г. №16796), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Таким образом, у ООО «Гранд» должен быть второй экземпляр отчетности об образованных, использованных, обезвреженных и размещенных отходах за 2010 год с установленными лимитами на размещение отходов на 2011 год. В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» норматив образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. ООО «Гранд» осуществляет обращение с отходами производства и потребления, а именно - накопление отходов. Без учета рекомендаций и предложений органов экологического контроля невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности объекта на окружающую среду, проверить создается ли в процессе его эксплуатации реальная угроза загрязнения» засорения окружающей среды. Отсутствие согласования лимитов на размещение отходов производства и потребления с органами экологического надзора нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право жителей муниципального образования на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной деятельностью предприятия. Таким образом, при проведении деятельности по общественному питанию, должны в полной мере, в соответствии с законодательством, соблюдаться требования природоохранного законодательства. В нарушение указанных требований законодательства в результате деятельности ООО «Гранд», образуются отходы производства и потребления различных классов опасности, не соблюдаются экологические требования при осуществлении деятельности по общественному питанию. На 16.03.2011 года не проведена инвентаризация отходов производства и потребления, не представлена в Управление Росприроднадзора по Костромской области отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год, не получены лимиты на размещение отходов производства и потребления на 2011 год, не проведена паспортизация отходов 1-4 классов опасности. Директор ООО «Гранд» Гладыш В.Б. не приняла организационных мер по своевременному проведению инвентаризации отходов производства и потребления, представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год, получению лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2011 год, проведению паспортизации отходов 1-4 классов опасности. Суд считает, что в деле отсутствуют достаточные доказательства, на основании которых можно установить наличие события указанного административного правонарушения. В вину Гладыш В.Б. ставится то, что она не соблюдала экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В то же время из постановления и материалов дела следует то, что ООО «Гранд» не занимается складированием, использованием, сжиганием, переработкой, обезвреживанием, транспортировкой, захоронением отходов производства и потребления или иных опасных веществ. Из обжалуемого постановления и материалов административного дела можно предположить только то, что ООО «Гранд» занимается сбором отходов производства и потребления образующимися в ходе деятельности кафе «Дворик» в сфере общественного питания, а также их накоплением перед транспортировкой для захоронения или использования. Не занимается ООО «Гранд» складированием, использованием, сжиганием, переработкой, обезвреживанием, транспортировкой и захоронением отходов производства и потребления. В связи с этим нет оснований для признания Гладыш В.Б. виновной в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении данных видов деятельности. В обжалуемом постановлении указано на то, что ООО «Гранд» занимаясь общественным питанием, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, должен проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объектов их размещения. В чём это должно заключаться и как осуществляться в постановлении не указано. Как следует из обжалуемого постановления ООО «Грант» не имеет объектов размещения отходов производства и потребления. К нарушениям, допущенным ООО «Гранд» должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление относит отсутствие копии договоров об отчуждении отходов, актов выполненных работ, платежных документов и документов, подтверждающих факт передачи отработанных люминесцентных ламп специализированным организациям. При этом не было установлено, имелись ли у ООО «Гранд» отработанные люминесцентные лампы и если имелись то, в каком количестве. В связи с этим суд принимает как достоверные объяснения Гладыш В.Б. о том, что ни одной такой лампы не перегорело и соответственно отходов первого класса опасности не образовалось. Кафе освещается лампами накаливания, которые не относятся к ртутьсодержащим. Люминесцентные ртутьсодержащие лампы в количестве трёх штук были установлены в декабре 2010 года как дополнительная подсветка места для танцев, включаются только в субботу на 3-5 часов. Таким образом, у ООО «Грант» не может быть актов выполненных работ, платежных документов и документов, подтверждающих факт передачи отработанных люминесцентных ламп специализированным организациям. С момента установки был выпущен приказ об их складировании в случае замены, что подтверждается копией этого приказа. В обжалуемом постановлении и материалах дела не указано то, какое неблагоприятное воздействие на окружающую среду производит хозяйственная деятельность кафе «Дворик» и каким образом. При вынесении обжалуемого постановления не был учтён объём хозяйственной деятельности кафе «Дворик» и то, что Гладыш В.Б. имела в наличии отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Справки о количестве вывезенной стеклотары за 2010 года, о количестве вывезенных ТБО за 2010 год, о количестве пищевых отходов за 2010 год, договоры о вывозе ТБО с ООО «Полигон», вывозе стеклотары с ИП ФИО2 о заборе пищевых отходов с ФИО3. Также не принято во внимание то, что забор мусора ООО «Полигон» осуществляет 3 раза в неделю, т.к. пропускная способность кафе очень низкая (в среднем 5 блюд в день), пищевые отходы сразу забираются ФИО3 для скотины. Стеклотара сортируется в ящики и вывозится 1 раз в неделю ИП ФИО2.. Таким образом, мусора для контейнеров не остается, поэтому в оборудованной контейнерной площадке необходимости нет. Данные доводы Гладыш В.Б. доказательствами, имеющимися в деле, не опровергаются. Государственный инспектор по охране природы не принял во внимание то, что указанный выше Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства. Именно к таким и относится ООО «Гранд». Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Также при вынесении обжалуемого постановления не принято во внимание то, что Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 года № 54 "О признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации в связи с изменением порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" были признаны утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и от 29 августа 2007 года № 545 "О внесении изменений в Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение." Должностным лицом, которое провело проверку, не установлено, связана ли деятельность ООО «Гранд» с воздействием на окружающую среду и, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется данным юридическим лицом. Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Суд считает, что должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не установлено совершение Гладыш В.Б. вменяемого ей административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.2 КоАП РФ. Не лишены основания доводы заявительницы жалобы об установлении её виновности до рассмотрения должностным лицом данного административного дела, поскольку в обжалуемом постановлении не содержится объяснений данных Гладыш В.Б. при рассмотрении дела, и нет оценки тех обстоятельств, на которые она указывала. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В данном случае государственный инспектор Костромской области по охране природы привлек Гладыш В.Б. к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств совершения указанного административного правонарушения, с нарушением указанных выше положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.10, 30.1, 30.2, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л : Постановление по делу об административном правонарушении от 18 марта 2011 года вынесенное государственным инспектором Костромской области по охране природы в отношении директора ООО «Гранд» Гладыш Валентины Борисовны о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и наложении на неё административного наказания в виде штрафа размером <данные изъяты> рублей отменить. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении директора ООО «Гранд» Гладыш Валентины Борисовны прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Данное решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 суток. Судья - Воробьёв А.Л.