Дело № 12г - 22/2011 Р Е Ш Е Н И Е г. Галич Костромская область 25 мая 2011 года. Галичский районный суд Костромской области, под председательством судьи Воробьёва А.Л., с участием: заявителя жалобы Гладыш В.Б., при секретаре Фомичевой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Гладыш Валентины Борисовны на постановление по делу об административном правонарушении вынесенное государственным инспектором Костромской области по охране природы, У С Т А Н О В И Л: Постановлением по делу об административном правонарушении государственным инспектором Костромской области по охране природы от 18 марта 2011 года директор ООО «Гранд» Гладыш В.Б. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Наказание за совершение данного правонарушения ей было назначено в виде административного штрафа размером <данные изъяты> рублей. Не соглашаясь с обоснованностью и законностью привлечения к административной ответственности, Гладыш В.Б. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, которое просила отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В жалобе и судебном заседании Гладыш В.Б. обосновала данные требования следующим. Действительно она является директором ООО «Гранд», которое осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания в кафе «Дворик» расположенном на ул. <адрес> гор. <адрес>. Данное юридическое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, поскольку работают в нём 4 человека. Вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении, было вынесено 18 марта 2011 года государственным инспектором Костромской области по охране природы ФИО1 в отношении неё (Гладыш В.Б.) необоснованно и незаконно. При рассмотрении данного административного дела были грубо нарушены её права. 18 марта 2011 года как такового рассмотрения дела не было, ей сразу же сказали, что она виновна в совершении указанного административного правонарушения, дали заранее изготовленное постановление. При этом ей не разъяснили права, не предоставили возможности дать объяснения. До рассмотрения дела признали виновной в невнесении в установленные срок платы за негативное воздействие на окружающую среду. Данного правонарушения она не совершала никакого негативного воздействия на окружающую среду предприятие, которым она руководит, не произвело, соответственно и платить ничего не должно. В 2008-2009 году кафе «Дворик» находилось на реконструкции, и деятельность в нём не осуществлялась. На балансе предприятия нет автотранспорта, кафе не имеет своей котельной, а отапливается электроприборами. Паспорта на ТБО разработаны, находятся на согласовании в Росприроднадзоре. В ходе проверки она (Гладыш В.Б.) как директор ООО «Гранд» предоставила инспектору следующую отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Справки о количестве вывезенной стеклотары за 2010 года, о количестве вывезенных ТБО за 2010 год, о количестве пищевых отходов за 2010 год, договоры о вывозе ТБО с ООО «Полигон», вывозе стеклотары с ИП ФИО2., о заборе пищевых отходов с ФИО3 Кафе освещается лампами накаливания, которые не относятся к ртутьсодержащим. Люминесцентные ртутьсодержащие лампы в количестве трёх штук были установлены в декабре 2010 года как дополнительная подсветка места для танцев, включаются только в субботу на 3-5 часов, когда приходит потанцевать молодёжь. В обычные дни эти лампы не включаются, не были они включены и во время проверки. Ни одной такой лампы не перегорело и соответственно отходов первого класса опасности не образовалось. В связи с этим у ООО «Грант» не может быть актов выполненных работ, платежных документов и документов, подтверждающих факт передачи отработанных люминесцентных ламп специализированным организациям. С момента установки был выпущен приказ об их складировании в случае замены, что подтверждается копиями приказа. Забор мусора ООО «Полигон» осуществляет 3 раза в неделю, т.к. пропускная способность кафе очень низкая (в среднем 5 блюд в день), пищевые отходы сразу забираются ФИО3 для скотины. Стеклотара сортируется в ящики и вывозится 1 раз в неделю ИП ФИО2 А.О. Таким образом, мусора для контейнеров не остается, поэтому в оборудованной контейнерной площадке необходимости нет. Таким образом, все отходы от деятельности кафе «Дворик», объём которых очень мал, забираются или ООО «Полигон» для вывоза и размещения на свалке (ТБО), или ФИО3 для использования на корм скотине (пищевые отходы), или ИП ФИО2 (стеклотара). Никакого негативного воздействия на окружающую среду деятельность по общественному питанию осуществляемая ООО «Гранд» не производит. Сами должностные лица ДПР Костромской области не смогли пояснить, в чём заключается негативное воздействие деятельности ООО «Гранд» на окружающую среду и какова должна быть плата за это воздействие. Исследовав материалы административного дела, выслушав Гладыш В.Б., суд считает необходимым отменить обжалуемое постановление, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В ст. 24.5 КоАП РФ перечислены обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, в числе которых и отсутствие события административного правонарушения. Как следует из обжалуемого постановления, совершение директором ООО «Гранд» Гладыш В.Б. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ выразилось в следующем. В процессе производственной деятельности ООО «Гранд» образуется 3 наименования отходов производства и потребления. Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный. Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные. Из образующихся отходов производства и потребления на объекты конечного размещения (городская свалка бытовых отходов) вывозятся ТБО, передаются населению пищевые отходы. Объектов размещения отходов на балансе предприятия нет. Транспортировка отходов в места захоронения осуществляется транспортом ООО «Полигон». Как следует из договора по сбору, вывозу и захоронению ТБО от 02.08.2010 года № 215/6 с ООО «Полигон» и справкой ООО «Гранд» от 10.03.2011 года на городскую свалку в 2010 году вывезено и фактически размещено без передачи права собственности 14.4 куб.м. (3.6 т.) мусора от бытовых помещений организаций. Правовой основой платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7- ФЗ), где в ст. 3 в числе других принципов, на которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, закреплен принцип «платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде». Этот принцип конкретизирован в ст. 16 ФЗ № 7-ФЗ «Плата за негативное воздействие на окружающую среду». Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится следующее. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления. Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую Внесение платы, определенной пунктом 1 ст. 16 не освобождает субъектов В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер вышеуказанных платежей напрямую зависит от характера и объема негативного воздействия плательщика на природную среду. Правительство РФ своим Постановлением от 28 августа 1992 г. № 632 утвердило «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», положения которою распространяются на все предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросами загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, образованием, хранением и захоронением отходов производства и потребления и другими видами негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ приказ № 9725 от 27.06.2007 г.) расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты. Размещение отходов производства и потребления. Расчет представляется плательщиком в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения объекта негативного воздействия не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Таким образом, у ООО «Гранд» должны быть согласованные с Управление Ростехнадзора по Костромской области расчеты платы за негативное воздействие на 2010-2011г.г.. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ приказ № 8077 от 17.06.2006 г.) для природопользователей установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-0 (п. 5), внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, связанную с таким воздействием. Таким образом, по мнению вынесшего постановление должностного лица, ООО «Гранд» осуществляющее деятельность по общественному питанию, в результате которой образуются отходы производства и потребления различных классов опасности, оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду и в соответствии с действующим законодательством должно осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Как считает должностное лицо, вынесшее постановление Гладыш В.Б. в нарушение указанных требований законодательстваявляясь директоромООО «Гранд», в результате деятельности которого образуются вышеуказанные отходы производства и потребления различных классов опасности, не произвела платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год. Тем самым нарушила Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Суд считает, что в деле отсутствуют достаточные доказательства, на основании которых можно установить наличие события указанного административного правонарушения. В силу ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Понятие негативного воздействия на окружающую среду вытекает из толкования положений указанного выше Федерального закона, Постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 г., которым утвержден Порядок платы за загрязнения окружающей среды и ее размеры и Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 26.01.1993 года. К понятию негативного воздействия на окружающую среду можно отнести выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов. Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц лишь в том случае, если происходит негативное воздействие на окружающую среду, которое прямо указано в перечисленных выше нормативных актах. Таких обстоятельств должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление установлено не было, поэтому основания для привлечения Гладыш В.Б. к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП отсутствуют. В обжалуемом постановлении и материалах дела не указано то, какое неблагоприятное воздействие на окружающую среду, влекущее за собой обязанность внесения за это платы производит хозяйственная деятельность ООО «Гранд» и каким образом. Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления в своей деятельности ООО «Гранд» руководимое Гладыш В.Б. не производит выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Таким образом, ООО «Гранд» руководимое Гладыш В.Б. не должно вносить плату за неблагоприятное воздействие на окружающую среду, поскольку такого воздействия подлежащего оплате не осуществляет. Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Суд считает, что должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не установлено совершение Гладыш В.Б. вменяемого ей административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.41 КоАП РФ. Не лишены основания доводы заявительницы жалобы об установлении её виновности до рассмотрения должностным лицом данного административного дела, поскольку в обжалуемом постановлении не содержится объяснений данных Гладыш В.Б. при рассмотрении дела, и нет оценки тех обстоятельств, на которые она указывала. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В данном случае государственный инспектор Костромской области по охране природы привлек Гладыш В.Б. к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств совершения указанного административного правонарушения, с нарушением указанных выше положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.10, 30.1, 30.2, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л : Постановление по делу об административном правонарушении от 18 марта 2011 года вынесенное государственным инспектором Костромской области по охране природы в отношении директора ООО «Гранд» Гладыш Валентины Борисовны о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и наложении на неё административного наказания в виде штрафа размером <данные изъяты> рублей отменить. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении директора ООО «Гранд» Гладыш Валентины Борисовны прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Данное решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 суток. Судья - Воробьёв А.Л.
ионизирующими и другими видами физических воздействий. Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей
среды и возмещения вреда окружающей среде.