Дело № 12А-26/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Антропово «31» августа 2011 года. Галичский районный суд Костромской области в составе: Председательствующего Соболева В.А., При секретаре Моревой М.А., Рассмотрев в судебном заседании жалобу Департамента образования и науки Костромской области на постановление мирового судьи судебного участка № 37 п. Антропово и Антроповского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 п. Антропово и Антроповского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ в отношении Карпова В.Ю. прекращено за отсутствием состава и события административного правонарушения. Считая постановлением мирового судьи незаконным и необоснованным, департамент образования и науки Костромской области обратился в Галичский районный суд Костромской области с жалобой об его отмене, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной плановой проверки МОУ Антроповской СОШ ведущим специалистом-экспертом отдела по надзору и контролю в сфере образования департамента образования и науки Костромской области были выявлены грубые нарушения лицензионных требований (п.п. «б» п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года №), выразившимся в несоответствии учебно-методической документации по реализуемой образовательной программе требованиям, установленным законодательством РФ в области образования. Эти нарушения состоят в том, что в учебном плане среднего (полного) общего образования МОУ Антроповской СОШ в инвентарной (обязательной) части отсутствуют два недельных учебных часа за два года обучения на изучение мировой художественной культуры и два недельных часа за два учебных года на изучение технологии, что является нарушением требований Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», согласно которому в инариантной (обязательной) части примерного учебного плана для универсального обучения предусмотрены два недельных учебных часа за два учебных года на изучение мировой художественной культуры и два недельных учебных часа за два учебных года на изучение технологии. Учебный план МОУ Антроповской СОШ на 2010-2011 учебный год (среднее общее образование) относится к учебным планам для универсального (непрофильного обучения). Базисным учебным планом для среднего (полного) образования и примерным учебным планом универсального обучения (непрофильное обучение) предусмотрены в качестве обязательных предметы: «Искусство» (Мировая художественная литература) и «Технология». Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 «об утверждении федеральных компонентов государственных стандартов начального основного образования, основного общего и среднего (полного образования) по вышеуказанным предметам установлен федеральный компонент государственного стандарта среднего полного общего образования. Согласно указанного выше приказа № 1312 от 09.03.204 года образовательное учреждение самостоятельно определяет круг учебных предметов только в рамках компонента образовательного учреждения. В учебном плане для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид), разработанного на основе федерального базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, в инвариантной (обязательной) части отсутствуют часы коррекционной работы, что является нарушением Требований Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», и Закона РФ «Об образовании». Тем самым, в действиях директора МОУ Антроповской СОШ Карпова В.Ю. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ. Кроме того, не согласны с тем, что мировым судьей судебного участка № 37 п. Антропово и Антроповского района Костромской области, было признано, что должностное лицо департамента образования и науки Костромской области не имело права составлять административный протокол в отношении Карпова В.Ю. В судебном заседании представители департамента образования и науки Костромской области по доверенности Деулина М.И. и Федотова Т.П. жалобу поддержали и просили удовлетворить. Директор МОУ Антроповская СОШ Карпов В.Ю. не отрицал, что в процессе проведенной проверки департаментом образования и науки Костромской области в конце июня 2011 года, после окончания учебного года 2010-2011 были выявлены нарушения лицензионные требования, но это не повлияло на приобретение знаний учениками по предметам изучения мировой художественной литературы 2 часа и технологии 2 часа. Изменять учебный процесс школы в конце учебного года на основании постановления Правительства № 174 от 16.03.2011 года не было смысла. В настоящее время на новый учебный 2011-2012 года выявленные нарушения устранены, учебный план приведен в соответствии с требованиями законодательства. Выслушав стороны, изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему. Административная ответственность по части 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечания к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с п.5 Постановления Правительства Российской Федерации № 174 от 16.03.2011 года лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса. 6. Осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Грубым нарушением лицензионных требований и условий являются: а) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения; б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "в" и "д" пункта 5 настоящего Положения. Как установил суд в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой выездной проверки, проведенной департаментом образования и науки Костромской области в МОУ Антроповской средней общеобразовательной школе» были выявлены вышеперечисленные нарушения (л.д.11-16), в том числе перечисленные в жалобе заявителей, на основании чего в отношении директора МОУ «Антроповской средней общеобразовательной школы» Карпова В.Ю. был составлен административный протокол по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» в пункте 6 даны понятия грубого нарушения лицензионных требований и условий, при выявлении которых виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ. Ссылка заявителя на грубое нарушение п.п. «б» п.5 Постановления о наличии у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ в области образования, суд считает необоснованной, поскольку как видно из материалов дела лицензия на право ведения образовательной деятельности Антроповской средней общеобразовательной школе Департаментом образования и науки Костромской области была выдана ДД.ММ.ГГГГ на 5 лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ и каких-либо нарушений по заключению эксперта по итогам документальной проверки в вышеуказанном учебном плане не имелось. МОУ Антроповская СОШ имеет право веления образовательной деятельности по перечисленным в приложении к лицензии образовательным программам, программам профессиональной подготовки (л.д.57-58; 60-64). Как правильно установил мировой суд в ходе проверки МОУ Антроповская СОШ были выявлены не соблюдение лицензиатом установленных законодательством РФ в области образования требований к организации образовательного процесса (п.п. «д» пункта 5 Постановления», что является нарушением п.п. «б» п.6 Постановления Правительства РФ № 174), но данное нарушение было выявлено впервые. Таким образом, суд не усматривает в действиях директора МОУ Антроповская СОШ Карпова В.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ по вышеизложенным обстоятельствам. Что касается ссылки мирового судьи в своем постановлении на отсутствие полномочий должностных лиц департамента образования и науки Костромской области по составлению административных протоколов по ст.19.20 КоАП РФ, то суд считает данную мотивацию не обоснованной. В соответствии с частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа. Как видно из Положения о департаменте образования и науки Костромской области (в ред. постановлений губернатора Костромской области от 21.09.2009 № 184, от 17.02.2010 № 21, от 07.07.2010 № 141, от 26.01.2011 №5) в главе 2п.10 п.п.3в полномочия департамента, преданные Российской Федерацией в области образования входит лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ (за исключением образовательных учреждений, указанных в п.п. 24 ст.28 Закона РФ «Об образовании»), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории субъекта РФ и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений. Таким образом, должностные лица органов исполнительной власти Костромской области, в частности департамента образования и науки, осуществляющих переданные полномочия РФ в области образования, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.20 КоАП РФ. В связи с изложенных суд считает, что указание мирового судьи в резолютивной части постановления об отсутствиях в действиях директора МОУ Антроповская СОШ Карпова В.Ю. события административного правонарушения необходимо исключить, как не нашедшего своего подтверждения, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 30.4-30.9 КоАП РФ, суд- РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка № 37 п. Антропово и Антроповского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Карпова В.Ю. , которым административное производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения оставить без изменения, а жалобу Департамента образования и науки Костромской области без удовлетворения. Исключить из резолютивной части постановления указание о прекращении производства по делу за отсутствием события административного правонарушения. Решение вступает в законную силу с момента вынесения и кассационному обжалованию не подлежит. Председательствующий: ( В.А.Соболев.)