Решение от 13.01.2011г.



№ 2-55/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Анна «13» января 2011 г.

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Борзакова Ю.И.,

с участием помощника прокурора Аннинского района Воронежской области Хатунцевой Ю.Н.,

при секретаре Пчельниковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Аннинского района Воронежской области об оспаривании нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Постановлением администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области № 16 от 08.09.2010г. утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области бесхозяйных недвижимых вещей. Данное постановление обнародовано путем размещения в общедоступных местах.

Прокурор Аннинского района Воронежской области обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления. В заявлении указал, что принятое администрацией Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района постановление № 16 от 08.09.2010г. является незаконным. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Порядок выявления бесхозяйных недвижимых вещей, признания вещей бесхозяйными, постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также принятия бесхозяйных вещей в собственность муниципального образования в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения. Следовательно, отнесение указанной сферы правоотношений к компетенции администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района является превышением установленных действующим законодательством полномочий и нарушает интересы неопределенного круга лиц. Просит признать Постановление администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области № 16 от 08.09.2010 «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области бесхозяйных недвижимых вещей» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Аннинского района Воронежской области Хатунцева Ю.Н. поддержала заявление прокурора, просила признать обжалуемое постановление администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области Л.О.А. в заявлении просит рассмотреть гражданское дело без ее участия.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы помощника прокурора Аннинского района Воронежской области Хатунцевой Ю.Н., суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1, 2 Положения о порядке принятия в муниципальную собственность Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области бесхозяйных недвижимых вещей, данный нормативный правовой акт регулирует порядок выявления бесхозяйных недвижимых вещей, признания вещей бесхозяйными, постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также принятия бесхозяйных вещей в собственность муниципального образования - Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Согласно п. 2. ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского Кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК РФ.

Кроме того, в соответствии п.п. 3, 4 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданские правоотношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам. На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

В частности, ст.ст. 225, 226 ГК РФ определяется порядок возникновения права собственности на бесхозяйные вещи, а также вещи, от которых собственник отказался.

Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003.

Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию России и законы.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федераций, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 14, 14.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих вопросы местного значения поселения, а также право на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции поселения, установление порядка возникновения права собственности на бесхозяйные вещи не относится к компетенции органов местного самоуправления поселения.

Кроме того, Положение содержит отдельные нарушения норм действующего законодательства.

Так, в соответствии с п. 2.3. Положения в случае подтверждения факта выявления бесхозяйной движимой вещи администрация сельского поселения вправе принять решение о признании вещи бесхозяйной.

Пунктом 6.3. Положения установлено, что право собственности сельского поселения на движимую бесхозяйную вещь возникает с момента издания постановления о принятии в собственность бесхозяйной движимой вещи.

Однако действующее законодательство не связывает признание вещи бесхозяйной с признанием ее таковой органами местного самоуправления.

Исходя из смысла ст.ст. 225, 226 Гражданского кодекса РФ признание вещей бесхозяйными, за исключением вещей, перечисленных в п. 2 ст. 226 ГК РФ, осуществляется судом.

Таким образом, порядок выявления бесхозяйных недвижимых вещей, признания вещей бесхозяйными, постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также принятия бесхозяйных вещей в собственность муниципального образования в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения, следовательно, отнесение указанной сферы правоотношений к компетенции администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района является превышением установленных действующим законодательством полномочий и нарушает интересы неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 253 ГПК РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона №273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона №273-03 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлено, что прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона №172-ФЗ от 17.0.7.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г., принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, является коррупциогенным фактором, который создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Краснологского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольнее решения, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц, руководителей организаций, увеличивает риск коррупционных проявлений, и потому подлежит исключению.

С учетом указанного суд находит заявление прокурора Аннинского района Воронежской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Аннинского района Воронежской области удовлетворить.

Признать Постановление администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области № 16 от 08.09.2010 «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области бесхозяйных недвижимых вещей» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: ____________ Ю.И. Борзаков

(подпись)

Решение в окончательной форме принято судом 14 января 2011 года.