Дело №2-59/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Анна 11 января 2011 г.
Аннинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Сафонова В.В.,
с участием помощника прокурора Аннинского района Воронежской области Хатунцевой Ю.Н.
при секретаре Безруковой Ю.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аннинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону в целях исключения коррупционного фактора,
Установил:
Прокурор Аннинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в целях исключения коррупционного фактора, указывая, что Постановлением администрации Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района №30 от 07.09.2010 утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области бесхозяйных недвижимых вещей. Данное постановление обнародовано путем размещения в общедоступных местах.
В соответствии со ст.ст. 14, 14.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих вопросы местного значения поселения, а также право на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции поселения, установление порядка возникновения права собственности на бесхозяйные вещи не относится к компетенции органов местного самоуправления поселения.
Кроме того, Положение содержит отдельные нарушения норм действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 2.3. Положения в случае подтверждения факта выявления бесхозяйной движимой вещи администрация сельского поселения вправе принять решение о признании вещи бесхозяйной.
Пунктом 6.3. Положения установлено, что право собственности сельского поселения на движимую бесхозяйную вещь возникает с момента издания постановления о принятии в собственность бесхозяйной движимой вещи.
Однако, действующее законодательство не связывает признание вещи бесхозяйной с признанием ее таковой органами местного самоуправления.
Таким образом, порядок выявления бесхозяйных недвижимых вещей, признания вещей бесхозяйными, постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также принятия бесхозяйных вещей в собственность муниципального образования в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения, следовательно, отнесение указанной сферы правоотношений к компетенции администрации Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района является превышением установленных действующим законодательством полномочий и нарушает интересы неопределенного круга лиц.
Согласно п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №96 от 26.02.2010, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, является коррупциогенным фактором, который создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Артюшкинского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольнее решения, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц, руководителей организаций, увеличивает риск коррупционных проявлений, и потому подлежит исключению.
В связи с изложенным прокурор Аннинского района Воронежской области просил признать Постановление администрации Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района № 30 от 07.09.2010 « Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области бесхозяйственных недвижимых вещей» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заявитель – прокурор Хатунцева Ю.Н. поддержала заявленные требования изложив свои доводы в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрация Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, по телефонограмме просил рассмотреть дело без его участия.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, судья находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из представленных документов - Постановлением администрации Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района №30 от 07.09.2010 утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области бесхозяйных недвижимых вещей (л.д.4-9).
Указанное постановление обнародовано путем размещения в общедоступных местах (л.д.10).
В соответствии с п.п. 1, 2 Положения, данный нормативный правовой акт регулирует порядок выявления бесхозяйных недвижимых вещей, признания вещей бесхозяйными, постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также принятая бесхозяйных вещей в собственность муниципального образования - Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области.
Статьями 225 и 226 ГК РФ определяется порядок возникновения права собственности на бесхозяйные вещи, а также вещи, от которых собственник отказался.
Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федераций, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 14, 14.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих вопросы местного значения поселения, а также право на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции поселения, установление порядка возникновения права собственности на бесхозяйные вещи не относится к компетенции органов местного самоуправления поселения.
Кроме того, указанное положение содержит отдельные нарушения норм действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 2.3. Положения в случае подтверждения факта выявления бесхозяйной движимой вещи администрация сельского поселения вправе принять решение о признании вещи бесхозяйной.
Пунктом 6.3. Положения установлено, что право собственности сельского поселения на движимую бесхозяйную вещь возникает с момента издания постановления о принятии в собственность бесхозяйной движимой вещи.
Однако, действующее законодательство не связывает признание вещи бесхозяйной с признанием ее таковой органами местного самоуправления.
Таким образом, порядок выявления бесхозяйных недвижимых вещей, признания вещей бесхозяйными, постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также принятия бесхозяйных вещей в собственность муниципального образования в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения, следовательно, отнесение указанной сферы правоотношений к компетенции администрации Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района является превышением установленных действующим законодательством полномочий и нарушает интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона №273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона №273-03 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлено, что прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона №172-ФЗ от 17.0.7.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 253 ГПК РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования и признать Постановление администрации Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района № 30 от 07.09.2010 « Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области бесхозяйственных недвижимых вещей» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Аннинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону в целях исключения коррупционного фактора удовлетворить.
Признать Постановление администрации Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района № 30 от 07.09.2010 « Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области бесхозяйственных недвижимых вещей» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, а именно с 17 января 2011 года.
Решение изготовлено 17.01.2011г.
Председательствующий В.В. Сафонов