Дело №2-169/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«28» марта 2011г. п.г.т. Анна
Воронежской области
Аннинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Ржепецкой О.А.,
с участием прокурора Хатунцевой Ю.Н.,
представителя ответчика ООО «Агротех-Гарант Верхне-Тойденский» Петровой О.С.,
при секретаре Максименковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аннинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агротех-Гарант Верхне-Тойденский» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов и несовершеннолетних,
Установил:
Прокурор Аннинского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агротех-Гарант Верхне-Тойденский» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов и несовершеннолетних, указывая, что прокуратурой Аннинского района Воронежской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов ООО «Агротех-Гарант Верхне-Тойденский», в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и несовершеннолетних. Среднесписочная численность работников ООО составляет 151 человек, из которых один является инвалидом. В нарушение требований законодательства в организации не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, соответствующая информация ответчиком в службу занятости не предоставляется. Не произведено также квотирование мест для несовершеннолетних в установленном законодательством объеме. Таким образом ответчиком нарушаются конституционные права инвалидов и несовершеннолетних, не обеспечиваются установленные законом государственные гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов. На основании изложенного просил обязать ООО «Агротех-Гарант Верхне-Тойденский» устранить нарушения закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выпускников, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении в пределах установленной квоты.
В судебном заседании прокурор Хатунцева Ю.Н. уточнила заявленные требования, просила устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов и несовершеннолетних путем издания ответчиком соответствующих приказов с указанием в них сведений о количестве квот и должностей для инвалидов с ежемесячным уведомлением об этом ОГУ Центр занятости населения Аннинского района Воронежской области. Данные требования прокурор Хатунцева Ю.Н. поддержала, основываясь на изложенных в заявлении требованиях.
Представитель ответчика ООО «Агротех-Гарант» Верхнее-Тойденский Петрова О.С. с предъявленными требованиями согласилась, подтвердив изложенные прокурором обстоятельства.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в отдельности, и в совокупности, суд нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку инвалидов, а также социальную защиту инвалидов. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.
Правило 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993г., предписывает, что инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда.
ООО «Агротех-Гарант» Верхне-Тойденский» зарегистрировано в Едином реестре юридических лиц с 06 июля 2009г. /л.д. 15-16/.
В соответствии со ст.ст. 2, 9, 20-21 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентноспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда и др. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Размер квоты, в соответствии со ст. 4 Закона Воронежской области от 03.05.2005г. №22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов» равен 3% к среднесписочной численности работников.
Согласно ст. 4 Конвенции ООН «О правах ребенка», вступившей для СССР в силу 15.09.1990г., государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных данной Конвенцией.
В силу норм ст.ст. 12 и 24 Закона Воронежской области от 26.07.1999г. №101-П-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области, ребенок имеет право участвовать в трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, уровнем образовательной и профессиональной подготовки. Органы государственной власти обеспечивают квотирование рабочих мест на предприятиях и учреждениях численностью работников свыше 100 человек для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, путем установления квоты. Размер квоты составляет один процент от общей численности работников предприятий и учреждений. Учреждения и предприятия всех форм собственности обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места по направлению центров занятости. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ч.3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Как следует из штатного расписания ООО «Агротех-Гарант Верхне-Тойденский» /л.д. ______/, численность работников хозяйства составляет 151 человек, на которых работают также 151 работник /л.д. _____/.
Вместе с тем, согласно сведений ОГУ Центр занятости населения Аннинского района Воронежской области /л.д. 6-7/, в 2010г. ООО «Агротех-Гарант Верхне-Тойденский» не выделял рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, информация об этом в службу занятости не предоставлялась.
При таких обстоятельствах суд усматривает нашедшим свое подтверждение факт нарушения ответчиком конституционных прав инвалидов и несовершеннолетних, не обеспечивающем установленных законом государственных гарантий и мер, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов и несовершеннолетних, в связи с чем полагает правильным обязать его устранить приведенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил:
Обязать Общество с Ограниченной Ответственностью «Агротех-Гарант Верхне-Тойденский» устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и несовершеннолетних путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выпускников, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении в пределах установленной квоты, а также путем издания ООО «Агротех-Гарант Верхне-Тойденский» соответствующих приказов с указанием в них сведений о количестве квот и должностей для инвалидов с ежемесячным уведомлением об этом ОГУ «Центр занятости населения» Аннинского района Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Решение изготовлено 06.04.2011г.