Решение от 12.12.2011г.



№ 2-636/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Анна «12» декабря 2011 г.

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

Судьи Аннинского районного суда Воронежской области Борзакова Ю.И.,

с участием помощника прокурора Аннинского района Воронежской области Максименковой Ю.Н.,

при секретаре Пчельниковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аннинского района Воронежской области к органам местного самоуправления Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействий органов местного самоуправления незаконным,

у с т а н о в и л:

Прокурор Аннинского района Воронежской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к органам местного самоуправления Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействий органов местного самоуправления незаконным. В заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Аннинского района Воронежской области в порядке контроля была проведена проверка исполнения представительным органом местного самоуправления Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области законодательства об антикоррупционной экспертизе издаваемых ими муниципальных правовых актов и их проектов. В ходе проведения проверки установлены существенные нарушения органами местного самоуправления законодательства об антикоррупционной экспертизе издаваемых ими муниципальных правовых актов и их проектов, а именно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», согласно которому одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, и п. 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии с которыми антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Кроме того, согласно ст. 4 Закона Воронежской области от 12 мая 2009 г. N 43-ОЗ «О профилактике коррупции в Воронежской области» органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, их должностные лица должны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении правовой экспертизы и мониторинге их применения. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении о результатах проведения антикоррупционной экспертизы. Заключение о результатах проведения антикоррупционной экспертизы направляется в орган (должностному лицу), принявший нормативный правовой акт (подготовивший проект нормативного правового акта). Постановлением администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Березовского сельского поселения, согласно которому обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы возложены на специалиста администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области. Согласно п. 2.3.2 указанного Положения, результаты экспертизы на коррупциогенность отражаются в заключении, подготовленном по итогам правовой экспертизы. Однако в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ является декларативным, а работа на данном направлении фактически не ведется. Так, за период с августа по октябрь 2011 г. включительно, Советом народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области были приняты следующие решения: «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Березовского сельского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ; «Об утверждении Положения по оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ; «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения» от ДД.ММ.ГГГГ. На момент проведения проверки и до настоящего времени антикоррупционная экспертиза названных нормативных правовых актов не проведена. Антикоррупционная экспертиза проектов решений также не осуществлялась. Выявленные нарушения противоречат принципу обязательности проведения антикоррупционной экспертизы, закрепленному в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в связи с чем подлежат незамедлительному устранению. Согласно п.п. «р» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ № 460 от 13 апреля 2010 г., одним из основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции является совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности. Антикоррупционная экспертиза является превентивной мерой борьбы с коррупцией, направлена на ликвидацию даже принципиальной возможности проявления коррупции, что следует из установленной необходимости проведения антикоррупционной экспертизы не только принятых нормативных правовых актов, но и их проектов. Значение антикоррупционной экспертизы связано с возможностями выявления коррупциогенных факторов в нормативных документах, формированием позитивных требований к разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих их необходимое качество, а также направленностью на превенцию коррупционных практик. Вышеуказанные нарушения законодательства приводят к принятию Советом народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, что влечет нарушение прав как самого муниципального образования, так и его граждан, в связи с чем бездействие Совета народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области должно быть признано незаконным, а органы местного самоуправления Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, глава Березовского сельского поселения, администрация Березовского сельского поселения обязаны осуществлять антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов и их проектов (л.д. 2-3).

В заявлении об уточнении исковых требований исполняющий обязанности прокурора Аннинского района Воронежской области просит признать незаконным бездействие органов местного самоуправления - администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области и Совета народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выразившееся в игнорировании требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы. При этом просит обязать администрацию Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в месячный срок в рамках мониторинга правоприменения нормативных правовых актов провести антикоррупционную экспертизу постановлений: «Об утверждении Положения о защите персональных данных работников администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области» от ДД.ММ.ГГГГ; «О внесении изменений в постановление администрации Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Указа президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ » от ДД.ММ.ГГГГ; «Об утверждении муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность территории Березовского сельского поселения на 2011-2012 годы» от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просит обязать Совет народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района <адрес> в месячный срок в рамках мониторинга правоприменения нормативных правовых актов провести антикоррупционную экспертизу решений: «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Березовского сельского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ; «Об утверждении Положения по оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ; «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-49).

В судебном заседании помощник прокурора Аннинского района Воронежской области Максименкова Ю.Н. поддержала иск прокурора Аннинского района Воронежской области, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица - Совета народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района <адрес> - глава администрации Березовского сельского поселения Ш.Е.А. просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 47).

Исследовав материалы дела, выслушав доводы помощника прокурора Аннинского района Воронежской области Максименковой Ю.Н., суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Согласно ст. 4 Закона Воронежской области от 12 мая 2009 г. N 43-ОЗ «О профилактике коррупции в Воронежской области» органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, их должностные лица должны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении правовой экспертизы и мониторинге их применения. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении о результатах проведения антикоррупционной экспертизы. Заключение о результатах проведения антикоррупционной экспертизы направляется в орган (должностному лицу), принявший нормативный правовой акт (подготовивший проект нормативного правового акта).

Вместе с тем согласно справке главы Березовского сельского поселения Ш.Е.А. , в 2010 году было принято Решений Совета народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области – 21, Постановлений администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области – 13. В 2011 году принято Решений Совета народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области – 13, Постановлений администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области – 9. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводилась, заключения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы не составлялись (л.д. 6).

Согласно справке председателя Совета народных депутатов Березовского сельского поселения Ш.Е.А., Советом народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области были приняты решения: от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Березовского сельского поселения; от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения по оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих Березовского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения». Антикоррупционная экспертиза вышеперечисленных нормативных правовых актов не проводилась (л.д. 50).

Согласно справке главы Березовского сельского поселения Ш.Е.А., администрация Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области приняла постановления: от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о защите персональных данных работников администрации Березовского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Указа Президента Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность территории Березовского сельского поселения на 2011-2012 годы». Антикоррупционная экспертиза вышеперечисленных нормативных правовых актов не проводилась (л.д. 51).

При изложенных обстоятельствах суд находит подтвердившимся довод прокурора Аннинского района Воронежской области о бездействие органов местного самоуправления - администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области и Совета народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района, выразившемся в неисполнении требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и их проектов.

Указанное бездействие суд находит незаконным, в связи с чем требование прокурора об обязании администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области и Совета народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в месячный срок провести антикоррупционную экспертизу указанных нормативных правовых актов подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Аннинского района Воронежской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления - администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области и Совета народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выразившееся в не выполнении требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в месячный срок в рамках мониторинга правоприменения нормативных правовых актов провести антикоррупционную экспертизу постановлений:

- «Об утверждении Положения о защите персональных данных работников администрации Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области» от ДД.ММ.ГГГГ;

- «О внесении изменений в постановление администрации Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Указа президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ » от ДД.ММ.ГГГГ;

- «Об утверждении муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность территории Березовского сельского поселения на 2011-2012 годы» от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Совет народных депутатов Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в месячный срок в рамках мониторинга правоприменения нормативных правовых актов провести антикоррупционную экспертизу решений:

- «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Березовского сельского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ;

- «Об утверждении Положения по оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих Березовского сельского поселения Аннинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ;

- «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения» от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: ____________ Ю.И. Борзаков

(подпись)

Решение в окончательной форме принято судом 12 декабря 2011 года.