Решение от 09.12.2011г.



Дело № 2-641/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Анна 9 декабря 2011 г.

Воронежская область

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Сафонова В.В.,

с участием помощника прокурора прокуратуры Аннинского района Воронежской области Максименковой Ю.Н.,

представителя заинтересованного лица Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области Фроловой В.А.,

при секретаре судебного заседания Максименковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Аннинского района Воронежской области к органу местного самоуправления - администрации Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области и Совету народных депутатов Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействия указанных органов незаконным,

установил:

Прокурор Аннинского района Воронежской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением к органу местного самоуправления - администрации Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области и Совету народных депутатов Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействия указанных органов незаконным, указывая, что прокуратурой Аннинского района Воронежской области в порядке контроля была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области законодательства об антикоррупционной экспертизе издаваемых ими муниципальных правовых актов и их проектов. В ходе проведения проверки установлены существенные нарушения указанным органом местного самоуправления законодательства об антикоррупционной экспертизе издаваемых ими муниципальных правовых актов и их проектов, а именно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273 - ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», согласно которому одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, и п. 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172 - ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии с которыми антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Кроме того, согласно ст. 4 Закона Воронежской области от 12 мая 2009 г. № 43 - ОЗ «О профилактике коррупции в Воронежской области» органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, их должностные лица должны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении правовой экспертизы и мониторинге их применения. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении о результатах проведения антикоррупционной экспертизы. Заключение о результатах проведения антикоррупционной экспертизы направляется в орган (должностному лицу), принявший нормативный правовой акт (подготовивший проект нормативного правового акта). Однако, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы, органами местного самоуправления Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области не разработан и не утвержден. Несмотря на это, в 2010 году Садовским муниципальным образованием принят 31 нормативный правовой акт, за истекший период 2011 года – 23, однако, в нарушение требований действующего законодательства, в администрации сельского поселения на момент проверки не имелось ни одного соответствующего заключения о результатах экспертизы, учет нормативных правовых актов, подлежащих антикоррупционной экспертизе, не ведется. Вместе с тем, прокуратурой района по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов сельского поселения за указанный период выявлено 3 нормативных правовых акта, содержащий 6 коррупциогенных факторов. С целью исключения выявленных коррупциогенных факторов в адрес главы Садовского сельского поселения направлено 3 требования об изменении нормативного правового акта. Выявленные нарушения противоречат принципу обязательности проведения антикоррупционной экспертизы, закрепленному в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в связи с чем подлежат незамедлительному устранению. Согласно п.п. «р» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ № 460 от 13 апреля 2010 г., одним из основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции является совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности. Антикоррупционная экспертиза является превентивной мерой борьбы с коррупцией, направлена на ликвидацию даже принципиальной возможности проявления коррупции, что следует из установленной необходимости проведения антикоррупционной экспертизы не только принятых нормативных правовых актов, но и их проектов. Значение антикоррупционной экспертизы связано с возможностями выявления коррупциогенных факторов в нормативных документах, формированием позитивных требований к разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих их необходимое качество, а также направленностью на превенцию коррупционных практик. Вышеуказанные нарушения законодательства приводят к принятию администрацией Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, что влечет к нарушению прав как самого муниципального образования, так и его граждан, в связи с чем бездействие администрации Садовского сельского поселения должно быть признано незаконным, а антикоррупционная экспертиза вышеперечисленных нормативных правовых актов проведена в месячный срок.

В судебном заседании прокурор уточнил ранее заявленные требования и просил обязать администрацию и Совет народных депутатов Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов исполнительного органа муниципального образования. Обязать администрацию Садовского Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в месячный срок в рамках мониторинга правоприменения нормативных правовых актов провести антикоррупционную экспертизу постановления №105 от 23.08.2011 «Об утверждении Положения о защите персональных данных работников администрации Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области». Обязать Совет народных депутатов Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в месячный срок в рамках мониторинга правоприменения нормативных правовых актов провести антикоррупционную экспертизу решений: №34 от 25.08.2011 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Садовского сельского поселения №20 от 26.06.2008 года «Об утверждении Положения по оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области»; №36 от 25.08.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области» №35 от 25.08.2011; №37 от 25.08.2011 «О дальнейшем благоустройстве территории Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области»; «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения».

Представитель заинтересованного лица - администрации Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области - глава администрации указанного поселения Фролова В.А. в судебном заседании пояснила, что с заявленными прокурором требованиями полностью согласна.

Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, судья находит заявление прокурора обоснованным и в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273 - ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», ст. 2, п. 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ст. 4 Закона Воронежской области от 12 мая 2009 г. N 43-ОЗ «О профилактике коррупции в Воронежской области», а также п.п. «р» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ № 460 от 13 апреля 2010 г., подлежащим удовлетворению.

Поскольку представитель заинтересованного лица признал заявление прокурора, суд принимает данное признание.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области и Совета народных депутатов Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района, выразившееся в игнорировании требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы.

Обязать администрацию и Совет народных депутатов Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов исполнительного органа муниципального образования.

Обязать администрацию Садовского Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в месячный срок в рамках мониторинга правоприменения нормативных правовых актов провести антикоррупционную экспертизу постановления №105 от 23.08.2011 «Об утверждении Положения о защите персональных данных работников администрации Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области».

Обязать Совет народных депутатов Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в месячный срок в рамках мониторинга правоприменения нормативных правовых актов провести антикоррупционную экспертизу решений:

- №34 от 25.08.2011 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Садовского сельского поселения №20 от 26.06.2008 года «Об утверждении Положения по оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области»;

- №36 от 25.08.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области» №35 от 25.08.2011;

- №37 от 25.08.2011 «О дальнейшем благоустройстве территории Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области»; «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения».

Взыскать с администрации Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области судебные расходы (госпошлину) в доход местного бюджета в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Аннинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, а именно с 14 декабря 2011 года.

Председательствующий В.В. Сафонов