решение от24.10.2011 г.



Дело № 2-529/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Анна «24 октября 2011 г.

Воронежской области

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Ильинского В.А.

при секретаре Звягинцевой Л.Н.,

с участием истицы Максимовой Е.А.

представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области Буровой Н.А.,

а также представителя отдела по образованию администрации Аннинского

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Максимовой Елены Александровны к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

у с т а н о в и л:

Максимова Е.А. является педагогическим работником и работает учителем в Садовской средней школе №1 Аннинского района Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время..

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Максимова Е.А. года находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

Максимова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку она имеет необходимый для назначения пенсии специальный стаж педагогической работы. Однако ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, исключив из специального стажа период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Считает исключение указанного периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет незаконным, поскольку в период начала нахождения ее в указанном отпуске действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение периода нахождения отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Согласно Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. №677 продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения возраста 3 лет и данный отпуск подлежал зачету в специальный стаж. Отпуск по уходу за ребенком у нее начался до ДД.ММ.ГГГГ, т. е до изменения законодательства.

В судебном заседании истица Максимова Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме, изложив доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области Бурова Н.А. возражала против требований иска Максимовой Е.А.. В обосновании своих возражений представитель ответчика пояснила. что согласно разъяснения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения списков производств, работ, профессий. Должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12.78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет». Согласно п. 21 указанного Разъяснения в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, может быть засчитан период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, т. е. до даты вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». В связи с эти период ухода за ребенком до достижении им трехлетнего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан истице в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Максимовой Е.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Ответчик отказал истице Максимовой Е.А. во включении в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что 6 октября 1992 года вступил в силу Закон РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в Российской Федерации», который не предусматривает включение в спецстаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Суд находит такую позицию ответчика не соответствующей закону и нарушающей пенсионные права истицы Максимовой Е.А..

Из материалов дела и объяснений истицы следует, что в отпуске по уходу за ребенком истица находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельства о рождении, у Максимовой Е.А. родился сын <данные изъяты>

Действительно, действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предусматривает возможности зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком.

Согласно ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшим до 06.10.1992 года отпуск по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения ими возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства, которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом МСССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

Как указано в п. 15 Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при решении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статья 27 и 28 федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая во внимание, что отпуск истицы по уходу за ребенком начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия вышеназванных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17(ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В связи с этим период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижения ребенком 3 лет) подлежит включению в специальный стаж работы истицы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку отпуск по уходу за ребенком истцы начался с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1.

Включение периода нахождения отпуске по уходу за ребенком сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Максимовой Е.А. позволяет суду сделать вывод, что на момент обращения истицы – ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, ее стаж педагогической деятельности составил 25 лет, что свидетельствует о возникновении у истицы права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Максимовой Е.А. должна быть назначена трудовая пенсия со дня обращения заявительницы за указанной пенсией, а именно с 6 марта 2006 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, поскольку требования иска удовлетворены, то с ответчика в пользу истицы подлежат возмещению судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Максимовой Елены Александровны удовлетворить.

Признать не правомерным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области от 22.08.2011 года об исключении из специального стажа Максимовой Елены Александровны, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области засчитать Максимовой Елене Александровне в стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области назначить Максимовой Елене Александровне досрочную трудовую пенсию по старости за осуществление педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей со дня ее обращения с заявлением о назначении пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области в пользу Максимовой Е.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Аннинский районный суд в течение десяти суток со дня вынесения решения судом в окончательной форме, а именно с 31 октября 2011 года.

Судья