Решение от 11.03.2011г.



Дело №2-87/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«02» марта 2011г. п.г.т. Анна

Воронежская область

Аннинский районный суд Воронежский области в составе:

председательствующего - судьи Ржепецкой О.А.,

с участием истца Алехина Д.Г.,

представителя истца Шабановой С.В.,

представителей ответчиков – ОГУ «УСЗН Воронежской области» Черновой С.А., Администрации Аннинского МР Воронежской области Ананьева А.Н.,

при секретаре Максименковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алехина Дмитрия Геннадьевича к Администрации Аннинского муниципального района Воронежской области, Администрации Воронежской области, Областному Государственному Учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области», Департаменту труда и социального развития Воронежской области, Управлению образования Воронежской области о признании незаконным отказа в постановке на учет и включении его в список на внеочередное получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

Установил:

Алехин Д.Г. обратился в суд с иском к Администрации Аннинского МР Воронежской области, Администрации Воронежской области, Управлению социальной защиты населения Воронежской области, Управлению образования Воронежской области о включении в список на внеочередное получение жилья. В заявлении указал, что с 21.12.1994г. на основании законодательства отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 1997г. по 2002г. обучался в <данные изъяты>. После его окончания ему не было предоставлено жилье, несмотря на неоднократные обращения, порядок предоставления которого предусмотрен ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также специальными нормами жилищного законодательства. В период с 22.05.2009г. по 11.06.2010г. он отбывал наказание в виде лишения свободы в ФБУ ИК-3 УФСИН России по Воронежской области, расположенного на <адрес>. По указанной причине он не имел возможности до достижения 23-летнего возраста реализовать свое право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 14.09.2010г. он обратился в Управление социальной защиты населения по Воронежской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако, ему было в том отказано. Отказ мотивирован тем, что 28.02.2010г. ему исполнилось 23 года, и он не относится к той категории граждан, у которых имеются основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Несмотря на данный отказ, полагал, что право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а значит и право на включение его в список на внеочередное получение жилья не утратил. Заявительный порядок постановки на учет на него, как нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не распространяется, в его ситуации достаточно самого факта наличия соответствующего статуса. Достижение им 23 лет не может являться основанием для лишения гарантированного, но не реализованного права на жилье, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ему жилое помещение. В настоящее время жилье у него отсутствует, и финансовой возможности для его самостоятельного приобретения нет. На указанных основаниях просил признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Воронежской области в постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, а также обязать ответчиков включить его в список на внеочередное получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец Алехин Д.Г. в судебном заседании предъявленные требования поддержал, пояснив, что в несовершеннолетнем возрасте он воспитывался в детском доме. Его отец умер, когда ему исполнилось три года. Он остался с матерью, которая вела бродячий образ жизни, проживала в <адрес>, где впоследствии и была лишена родительских прав. Он был отправлен в детский дом в <адрес>, а затем в Новохоперский район Воронежской области. В детском доме он находился в возрасте с 8 лет до 13 лет, затем сбежал оттуда к своей сводной сестре, проживающей в Аннинском районе Воронежской области, у которой проживал до 17 лет. Затем он познакомился с девушкой, и стал проживать у нее в <адрес> Воронежской области, у которой прожил до 22 лет. Затем был осужден, и отбывал лишение свободы до 23 лет. О том, что необходимо обращаться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося, не знал.

Определением Аннинского районного суда Воронежской области от 10.02.2011г. для участия в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент труда и социального развития Воронежской области и Областное Государственное Учреждение «Управление социальной защиты населения Воронежской области.

Согласно представленным возражениям ответчика ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области», его представителя в судебном заседании Черновой С.А., данный ответчик не признал предъявленные Алехиным Д.Г. требования. Представитель ответчика пояснила, что в соответствии с нормами Закона Воронежской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Также законодательством Воронежской области предусмотрено, что исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, определено Главное управление социального развития Воронежской области. Ведение учета категорий граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, возложено на отдел государственной политики в сфере предоставления жилья отдельным категориям граждан Главного Управления социального развития Воронежской области. Организация работы по приему документов от таких граждан возложена на ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области», в, частности, в филиалах ОГУ. В дальнейшем Главное Управление социального развития Воронежской области было реорганизовано путем слияния в Департамент здравоохранения и социального развития Воронежской области; Департамент здравоохранения и социального развития Воронежской области был реорганизован путем разделения в Департамент труда и социального развития Воронежской области. Следовательно, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим принятие решений о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета является Департамент труда и социального развития Воронежской области. При обращении Алехина Д.Г. в Аннинский филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» последним не были предоставлены необходимые документы, требуемые для решения вопроса о постановке на учет.

Представитель ответчика Администрации Аннинского МР Воронежской области Ананьев А.Н. предъявленные Алехиным Д.Г. требования не признал, суду пояснил, что истец мог реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма лишь до достижения им возраста 23 лет. Также, мероприятия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относятся к компетенции поселения, но не муниципального района, в связи с чем Администрация Аннинского МР Воронежской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В судебное заседание ответчики Администрация Воронежской области, Департамент труда и социального развития Воронежской области, Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области не явились, были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, последние просили рассмотреть дело без их участия, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие данных ответчиков.

Ответчик Департамент труда и социального развития Воронежской области представил возражения, в которых указал следующее. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поставленных на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области до 01.01.2008г. и не получивших жилое помещение, производится в рамках реализации областной целевой программы «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015гг.», утвержденной Постановлением Правительства Воронежской области от 02.09.2010г. №736. Обеспечение жилыми помещениями указанных лиц осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета местным бюджетам на приобретение жилья. Главным распорядителем средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета, является Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Законом Воронежской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» определены категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда социального использования Воронежской области. Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, предоставляется до достижения ими 23-летнего возраста. Поскольку на момент обращения истца Алехина Д.Г. по вопросу о постановке его на учет для получения жилья ему исполнилось 23 года, правовые основания для принятия его на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, отсутствуют. Кроме того, как предусматривает действующее федеральное законодательство и законодательство субъекта, постановка нуждающихся граждан на учет осуществляется только по заявительному принципу.

Согласно представленным в материалы дела возражениям ответчика Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, причина, по которой Алехин Д.Г. после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении профессионального образования в период с июня 2002г. до 14.04.2009г. (до отбытия наказания в виде реального лишения свободы) не возвратился в ранее занимаемое жилое помещение или при невозможности возвращения в него не обратился по вопросу обеспечения жильем по месту лишения родительского попечения или пребывания, не установлена. Отказ органов исполнительной власти Верхнехавского или Аннинского МР Воронежской области либо структурного подразделения департамента труда и социального развития Воронежской области в предоставлении жилого помещения вне очереди в названный период до достижения возраста 23 лет и при наличии оснований истцом мог быть обжалован в судебном порядке. С 01.01.2008г. учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди, не входит в компетенцию органов управления образованием муниципальных образований и департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности, и в совокупности, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных Алехиным Д.Г. требований, на основании следующего.

В соответствии со ст.ст. 49, 51, 57 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Гражданам, нуждающимся в предоставлении жилых помещений, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным Кодексом РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Пунктами 5, 8 и 13 Положения о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области отдельным категориям граждан на основании договора социального найма, утвержденного Приказом Главного Управления социального развития Воронежской области от 15.01.2008г. №16/ОД установлено, что Главное Управление социального развития как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области осуществляет принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета; заявление со всеми необходимыми документами подается в филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по месту жительства заявителя, а затем направляется в Главное Управление социального развития для проверки нуждаемости в обеспечении жильем и принятия по ним решений о постановке или об отказе в постановке на жилищный учет.

При таких обстоятельствах, утверждение истца о том, что заявительный принцип для подачи заявления для постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для него не применим, суд находит несостоятельным, вышеназванное требование закона распространяется на всех субъектов жилищных правоотношений, и каких-либо исключений, в частности для Алехина Д.Г., не содержит.

Как следует из материалов дела /л.д. 5, 11/, истец Алехин Д.Г. рожден ДД.ММ.ГГГГ. у А.Л.И. и А.Л.И.. 19 августа 2010г. он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> сроком на один год, о чем ему выдано свидетельство /л.д. 6/.

На основании решения Верхнехавского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. /л.д. 9/ мать истца Алехина Л.И. в отношении него лишена родительских прав. Отец истца – А.Л.И. умер ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 10/.

Согласно представленным в материалы дела документам /л.д. 7-8, 13, 15-22/, истец, будучи несовершеннолетним, до ДД.ММ.ГГГГ проживал с матерью в <адрес> <адрес>, откуда был снят с регистрационного учета, выехав на постоянное место жительства за пределы <адрес>. На территории указанного района он не был отнесен к категории детей, лишившихся родительского попечения, и органы опеки данного района не принимали решения о направлении его на воспитание в детское учреждение. На территории Администрации <адрес> <адрес> Алехин Д.Г. жилой площади не имел; его семья вела бродячий образ жизни; на момент отправки истца в интернат родители жили на частной квартире, в которой зарегистрированы не были; в связи с отсутствием на территории указанного поселения жилищного фонда, предоставить жилое помещение Алехину Д.Г. возможным не представляется. На момент определения социальной категории Алехина Д.Г., как ребенка-сироты и до его несовершеннолетия, жилье на территории <адрес> за ним не закреплялось. На момент 02.02.2002г. Алехин Д.Г. являлся воспитанником Елань-Коленовской (коррекционной) школы-интерната <адрес>, и относился к категории детей, лишенных родительского попечения. На момент 27.05.1999г. Алехин Д.Г. находился в Доме детства для детей-сирот <адрес>, который до определения в названное учреждение был зарегистрирован и проживал в <адрес>, относился к категории детей, лишенных родительского попечения, закрепленного за ним жилого помещения не имеет.

Не оспаривая того обстоятельства, что истец относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, органы социальной защиты населения Аннинского района Воронежской области отказали в постановке его на учет в качестве нуждающегося по причине достижения им возраста 23 лет, и обращением за разрешением данного вопроса после достижения указанного возраста /л.д. 14/. Свой отказ филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Аннинского района Воронежской области мотивировал тем, что истец не относится ни к одной из категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных нормами ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.2009г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По требованиям ст. 8 названного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании сведений ФБУ ИК-3 УФСИН России по Воронежской области /л.д. 12/, приговором мирового судьи судебного участка №1 Аннинского района Воронежской области Алехин Д.Г. осужден к <данные изъяты>

Во исполнение федерального законодательства в области жилищной политики Российской Федерации субъектом Воронежская область 09.10.2007г. Воронежской Областной Думой принят Закон №93-ФЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма».

Согласно ст. 1 названного закона, на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 4 названного Закона также установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган…, в связи с чем утверждение истца, что заявительный принцип для постановки на учет гражданина, нуждающегося в жилом помещении в очередной раз представляется необоснованным.

Как установлено судом, по достижении совершеннолетия истец Алехин Д.Г. проживал в <адрес>, в места лишения свободы был отправлен когда ему исполнилось 22 года.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.10.2010г. №1281-О-О, согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения его в действие достиг возраста 23 лет.

На указанных основаниях суд находит отказ ОГУ «ОСЗН по Воронежской области» Аннинского отдела Алехину Д.Г. в постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения правомерным, учитывая, что до достижения истцом 23-летнего возраста у него имелась возможность обращения с подобным заявлением в соответствующие органы.

Кроме того, суд не может согласиться с позицией истца Алехина Д.Г., привлекшего для участия в деле в качестве ответчика Администрацию Аннинского района Воронежской области.

Так, в силу норм ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы о постановке нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма граждан к вопросам муниципального района.

Ссылку ОГУ «УСЗН Воронежской области» на их ненадлежащее участие в качестве ответчика суд признает несостоятельной, поскольку Алехиным Д.Г., в том числе, заявлено требование об обжаловании действий данного органа, связанных с отказом ему в постановке на учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении требований Алехина Дмитрия Геннадьевича к Администрации Аннинского муниципального района Воронежской области, Администрации Воронежской области, Областному Государственному Учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области», Департаменту труда и социального развития Воронежской области, Управлению образования Воронежской области о признании незаконным отказа в постановке на учет и включении его в список на внеочередное получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Решение изготовлено 14.03.2011г.