Дело №2-123/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Анна 14 марта 2011 г.
Аннинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Сафонова В.В.,
с участием помощника прокурора Аннинского района Воронежской области Хатунцевой Ю.Н.
при секретаре Безруковой Ю.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аннинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу Агрокомбинат «Николаевский» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов,
Установил:
Прокурор Аннинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Закрытому акционерному обществу Агрокомбинат «Николаевский» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов, указывая, что прокуратурой Аннинского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства ЗАО Агрокомбинат «Николаевский». Среднесписочная численность работников ЗАО Агрокомбинат «Николаевский» составляет 448 человек, из которых 6 являются инвалидами. В нарушение требований законодательства в организации не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, соответствующая информация ответчиком в службу занятости не представляется. Квотирование мест для несовершеннолетних так же, в установленном законодательстве объеме не выполнено.
Часть 2 ст. 7 Конституции РФ гарантирует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
В части 3 ст. 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а так же право на защиту от безработицы.
Правило 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 года) предписывают, что инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда.
В соответствии со ст. 4 Конвенции ООН « О правах ребенка» государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.
Согласно ст. 12 закона Воронежской области от 26.07.1999 № 101-II-ОЗ « О защите прав ребенка на территории Воронежской области» ребенок имеет право участвовать в трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, уровнем образовательной и профессиональной подготовки. Органы государственной власти обеспечивают квотирование рабочих мест на предприятиях и учреждениях численностью работников свыше 100 человек для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, путем установления квоты. Размер квоты составляет 1 процент от общей численности работников предприятий и учреждений. Учреждения и предприятия всех форм собственности обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места по направлению центров занятости.
Таким образом, ответчиком нарушаются конституционные права инвалидов и несовершеннолетних, не обеспечиваются установленные законом государственные гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов, несовершеннолетних.
В связи с изложенным прокурор Аннинского района Воронежской области просил обязать ЗАО Агрокомбинат «Николаевский» устранить нарушение закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
Входе рассмотрения дела прокурор Аннинского района Воронежской дополнил заявленные требования и просил обязать ЗАО Агрокомбинат «Николаевский» устранить нарушение закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выпускников, детей сирот, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении в пределах установленной квоты.
В судебном заседании заявитель – прокурор Хатунцева Ю.Н. поддержала заявленные требования изложив свои доводы в заявлении.
Представитель Закрытого акционерного общества Агрокомбинат «Николаевский» уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, по телефонограмме просил рассмотреть дело без его участия.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, судья находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д.11) ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования Закрытое акционерное общество Агрокомбинат «Николаевский».
На основании свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д.10) ДД.ММ.ГГГГ организация Закрытое акционерное общество Агрокомбинат «Николаевский» поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию.
Статья 20 указанного закона предусматривает, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда.
Согласно ст.21 вышеупомянутого закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Статья 24 настоящего закона предусматривает, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Статьей 4 закона Воронежской области от 03.05.2005 года № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов» установлен размер квоты равный 3% к среднесписочной численности работников.
В соответствии со ст. 4 Конвенции ООН « О правах ребенка» государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.
Согласно ст. 12 закона Воронежской области от 26.07.1999 № 101-II-ОЗ « О защите прав ребенка на территории Воронежской области» ребенок имеет право участвовать в трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, уровнем образовательной и профессиональной подготовки. Органы государственной власти обеспечивают квотирование рабочих мест на предприятиях и учреждениях численностью работников свыше 100 человек для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, путем установления квоты. Размер квоты составляет 1 процент от общей численности работников предприятий и учреждений. Учреждения и предприятия всех форм собственности обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места по направлению центров занятости.
В части 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 « О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнение квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно материалам дела – справки выданной ЗАО Агрокомбинат «Николаевский» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) среднесписочная численность работников ЗАО Агрокомбинат «Николаевский» составляет 448 человек, из которых 6 являются инвалидами.
При рассмотрении дела установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в ЗАО Агрокомбинат «Николаевский» не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, соответствующая информация ответчиком в службу занятости не представляется. Квотирование мест для несовершеннолетних в установленном законодательстве объеме так же, не выполнено.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования и обязать ЗАО Агрокомбинат «Николаевский» устранить нарушение закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выпускников, детей сирот, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении в пределах установленной квоты.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Аннинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу Агрокомбинат «Николаевский» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.
Обязать Закрытое акционерное общество Агрокомбинат «Николаевский» устранить нарушение закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выпускников, детей сирот, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении в пределах установленной квоты.
Взыскать с Закрытого акционерного общества Агрокомбинат «Николаевский» судебные расходы связанные с оплатой госпошлины в доход федерального бюджета в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, а именно с 21 марта 2011 года.
Председательствующий В.В. Сафонов