Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июня 2010 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Сергеенко М.А., с участием
Представителя истца старшего помощника прокурора г.Ангарска Шебалковой И.В.
Истца Марчуковой Н.С.
Представителя ответчика Мойсюк Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску Прокурора города Ангарска в интересах Марчуковой Н. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Ангарска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Марчуковой Н.С., указав, что в прокуратуру г.Ангарска обратилась Марчукова Н.С. с заявлением об отказе Управления пенсионного Фонда РФ в АМО в выдаче государственного сертификата на материнский капитал. Проверкой установлено, что ** августа 20** года у Марчуковой Н.С. родился сын Д. (справка о рождении № ***). ** августа 20** года Д.. умер, о чем ** августа 20** года в отделе по Ангарскому району и г.Ангарску управления службы ЗАГС Иркутской области составлена запись акта о смерти № ***. ** декабря 20** года у Марчуковой Н.С. родился сын М.. Марчукова Н.С. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в АМО с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. 10 декабря 2009 года Управлением пенсионного фонда РФ в АМО было отказано в выдаче государственного сертификата на основании того, что заявителем не представлен весь пакет документов, необходимых для выдачи, а именно отсутствуют документы, подтверждающие рождение Д., а представленная справка о рождении Д.. (формы 26) не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения. Данный отказ является незаконным, нарушающим гарантированные права заявителя по следующим основаниям. В соответствии со ст.3 Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении ребенка, имеющего гражданство РФ, у женщин, родивших второго ребенка начиная с 01.01.2007г. Согласно п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873 наряду с заявлением на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал предъявляются следующие документы: удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающие принадлежность к гражданству РФ ребенка, в связи с рождением которого у граждан, указанных в п.3 пп. «а» Правил возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а так же лиц, указанных в п.3 пп. «а» Правил; удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица; подтверждающих рождение детей. Как следует из приведенных норм Федерального Закона и Правил, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей. В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях государственной поддержки семей, имеющих детей, решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ или в суд. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Поскольку Марчукова Н.С. обратилась в прокуратуру г.Ангарска с заявлением о защите прав, имеются основания для защиты ее интересов прокурором. Просит признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области об отказе в выдаче Марчуковой Н.С. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; признать за Марчуковой Н.С. право на получение государственного сертификата на материнский капитал и обязать ответчика выдать Марчуковой Н.С. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г.Ангарска Шебалкова И.В. поддержала исковые требования в полном объеме.
Марчукова Н.С. поддержала исковые требования, предъявленные в ее интересах прокурором г.Ангарска о признании незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в АМО о об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал, возложении обязанности выдать государственный сертификат на получение материнского капитала в полном объеме.
Представитель ответчика Мойсюк Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что в соответствии с перечнем документов, установленным Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, одновременно с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации подаются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей. В соответствии со статьей 47 Гражданского кодекса РФ, частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о регистрации акта гражданского состояния. Применительно к положениям Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ (подпункт 8 пункта 2 статьи 4) и Правил подачи заявления, документами, удостоверяющими факт государственной регистрации актов гражданского состояния, являются свидетельство о рождении и свидетельство об усыновлении. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. Документом, подтверждающим государственную регистрацию рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния», является справка формы 26. Таким образом, свидетельство о рождении Д. в данном случае выдано неправомерно. В целях устранения нарушения законодательства Службой ЗАГС г.Ангарска предоставлена справка о рождении (формы № 26) от ** декабря 20**г. № *** на Д., умершего на первой неделе жизни. Справка о рождении формы № 26, не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка (детей) при установлении права на материнский (семейный) капитал. Учитывая изложенное, принято решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Марчуковой Н.С., так как без предоставления документов, подтверждающих рождение детей, то есть свидетельства о рождении или их дубликатов, для вынесения положительного решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал оснований не имеется. Позиция Пенсионного фонда Российской Федерации по данному вопросу основывается на том, что Федеральный закон № 256-ФЗ от 29 декабря 2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает материальную государственную поддержку не отдельным категориям граждан, родившим (усыновившим) второго, третьего или последующего ребёнка, а семьям, имеющим детей. Название и концепция Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006г. также подтверждает факт государственной поддержки семей имеющих детей, при этом «иметь» предполагает наличие живых детей. При подаче заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал предоставляются документы, предусмотренные Правилами подачи заявлений о выдаче государственного сертификата на МСК и выдачи сертификата утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006г. № 873. В соответствии с пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что одновременно с заявлением в территориальные органы Пенсионного фонда РФ подается документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей. В пункте 14 заявления «Сведения с детях» предусмотрена графа «Реквизиты свидетельства о рождении», которая определяет вид предоставляемого документа. Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006г. в целях обеспечения учёта лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Регистр содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о регистрации акта гражданского состояния. В качестве документа, удостоверяющего факт государственной регистрации акта гражданского состояния о рождении ребенка, выдается свидетельство о рождении, а в случае смерти ребенка на первой неделе жизни и рождении его мертвым, указанное свидетельство не выдается. По просьбе родителей (одного из них) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения (справка формы № 26). Анализируя вышеуказанные нормативные акты можно прийти к выводу, что документами, удостоверяющими факт государственной регистрации актов гражданского состояния, являются свидетельство о рождении и свидетельство об усыновлении. Необходимо учитывать концепцию закона Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который направлен на поддержку семей, имеющих детей, путём обеспечения возможности улучшения жилищных условий, получения образования детьми и повышения уровня пенсионного обеспечения женщины, при этом основополагающим фактом является не только рождение детей, но и их воспитание женщиной. Считает решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Марчуковой Н.С. за № 10 от 10 декабря 2009г. вынесено в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает требования прокурора г.Ангарска в интересах Марчуковой Н.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Установлено, что у Марчуковой Н. С. ** августа 20** года родился сын Д., который умер на первой неделе жизни ** августа 20** года, что подтверждается справкой о рождении № *** от 03.03.20**г. (форма № 26) и свидетельством о смерти от ** ноября 20** года.
** декабря 20** года у Марчуковой Н.С. родился сын М., что подтверждается свидетельством о рождении. Согласно представленным свидетельствам № ***, ***, *** Марчукова Н.С. вместе с сыном М.. зарегистрированы по месту пребывания по адресу г.Ангарск,***.
Марчукова Н.С. 12 ноября 2009 года обратилась в Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) по АМО с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, представив следующие документы: паспорт на имя Марчуковой Н.С., свидетельство о рождении Д., **.08.20** г.р. (выдано **.08.20**г.), свидетельство о рождении М., **.12.20** г.р.; свидетельство о смерти Д. умершего **.08.20**г.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области № 10 от 10.12.2009г. Марчуковой Н.С. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал было отказано по тем основаниям, что Свидетельство о рождении Д., ** августа 20** года рождения, умершего на первой недели жизни, выдано органами ЗАГС неправомерно. В целях устранения нарушений службой ЗАГС г.Ангарска предоставлена справка о рождении формы № 26 от ** декабря 20** года № *** на Д., которая не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский (семейный) капитал. Без предоставления документов, подтверждающих рождение детей, то есть свидетельств о рождении или их дубликатов (выданных в соответствии с действующим законодательством, для вынесения положительного решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал оснований не имеется.
Указанное решение суд считает незаконным по следующим основаниям.
Согласно ст.19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Ст.39 ч.1 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства - женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года».
В соответствии с п.7 ч.1 ст.3 указанного выше Закона - право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Согласно п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года за N 873 вместе с заявлением на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал представляются следующие документы: удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающие принадлежность к гражданству РФ ребенка, в связи с рождением которого у граждан, указанных в п.3 пп. «а» Правил возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а так же лиц, указанных в п.3 пп. «а» Правил; удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица; подтверждающих рождение детей.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г. № 143–ФЗ, в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни – справка формы № 26.
Марчукова Н.С. вместе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал представила необходимые документы: паспорт на имя Марчуковой Н.С., а также документы, подтверждающие рождение истцом двоих детей: свидетельства о рождении детей Д., **.08.20** г.р. и М., **.12.20** г.р., а также свидетельство о смерти Д., умершего **.08.20**г. В дальнейшем свидетельство о рождении Д. изъято у родителей, взамен Службой ЗАГС г. Ангарска выдана справка формы 26 от 01.12.20**г. № *** на Д., умершего на первой неделе жизни.
Рождение Марчуковой Н.С. двоих детей подтверждается представленными суду документами. Рождение Д., ** августа 20** года рождения подтверждается справкой о рождении № *** от ** марта 20** года, рождение после 01 января 2007 года второго ребенка подтверждается свидетельством о рождении М., ** декабря 20** года рождения.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что Марчукова Н.С. является женщиной, родившей второго ребенка после 01 января 2007 года, в связи с чем она имеет право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные ст. 3 Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а именно право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка Д., ** августа 20** года рождения, и факт его смерти на первой неделе жизни, не является обстоятельством, препятствующим в получении Марчуковой Н.С. дополнительных мер государственной поддержки, предусмотренных ст. 3 Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Как следует из ст.3 Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго ребенка, что не оспорено сторонами.
Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии у Марчуковой Н.С. права на получение сертификата по причине отсутствия свидетельства о рождении ребенка – Д., умершего на первой неделе жизни и не возможности принятия в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка для получения данного права, справки о рождении ребенка формы 26, а также с тем, что Федеральный Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предполагает наличие живых детей, направлен на поддержку семей, имеющих детей, и основополагающим фактом является не только рождение детей, но и их воспитание женщиной.
В соответствии со ст.3, ст.7 Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, то есть правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей.
Что касается регистрации рождения первого ребенка, то такая регистрация, в отношении ребенка, умершего на первой неделе жизни, может быть не произведена и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. Отсутствие свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, факт рождения которого, подтверждается справкой формы № 26, не является основанием отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным Законом, т.е. права на получение сертификата. В силу ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния»,справка формы № 26 является документом, подтверждающим факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
В силу ч.2 с.3 Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 статьи 3, не учитываются дети, в отношении которых данные лица лишены родительских прав или в отношении которых отменено усыновление, а так же усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами указанных лиц. Такие обстоятельства в решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в АМО по Иркутской области от 10 декабря 2009 года № 10 об отказе Марчуковой Н.С. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, не изложены, не установлены такие основания и при рассмотрении дела судом.
Суд считает, что позиция Пенсионного фонда РФ основана на неверном толковании Закона, в том числе п.3 ч.1 ст. 3, ст.7 указанного Федерального Закона, согласно которым право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших второго или последующего ребенка, начиная с 01.01.2007г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Ангарска в интересах Марчуковой Н. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 10 декабря 2009 года № 10 об отказе Марчуковой Н. С. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.
Признать за Марчуковой Н. С. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области выдать Марчуковой Н. С. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 15 июня 2010 года.
Судья С.С. Тройнина.
Решение вступило в силу 26.08.2010 г.