Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2010 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Губаревич И.И., при секретаре Усиковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску прокурора города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «***» о признании положений Устава учреждения противоречащими федеральным законам, возложении обязанности привести в соответствие положения Устава учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Ангарска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «***» о признании положений Устава учреждения противоречащими федеральным законам, возложении обязанности привести в соответствие положения Устава учреждения.
В обоснование исковых требований истец указал, что согласно ст.52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В ходе проверки исполнения законодательства о высшем профессиональном образовании, проведенной 21-23 сентября 2009 года установлено, что государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «***» действует на основании Устава, утвержденного Министром образования РФ 23 апреля 2002 года, зарегистрированного Постановлением мэра Ангарского муниципального образования № 1751 от 28 июня 2002 года, с дополнениями и изменениями, утвержденными Руководителем Федерального агентства по образованию в 2004, 2007 и 2008 годах. Согласно п.п.2.1 и 2.4 Устава порядок приема в высшие учебные заведения устанавливается Минобразованием России. Академия самостоятельно разрабатывает и утверждает правила приема в части, не противоречащей законодательству РФ и порядку приема, установленному Минобразованием России. Прием в Академию проводится на конкурсной основе по заявлениям поступающих. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных граждан, подготовленных к освоению образовательных программ соответствующего уровня и (или) ступени, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ об образовании. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего и начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в академию по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены Академией. Указанным лицам, не пришедшим собеседование, предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в академию дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды 1 и 2 групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано учиться в академии, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством. Согласно п.2.5 Устава при приеме граждан в Академию последняя обязана ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с настоящим Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Указанные пункты Устава противоречат федеральному законодательству об образовании. Так, согласно подпункту «б» пункта 5 части 1 статьи 13 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются правила приема обучающихся. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» правила приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определяются учредителем и закрепляются в уставе высшего учебного заведения. Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Федерального закона № 125-ФЗ прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ органом исполнительном власти, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады, победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принимаются в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям) соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболевания, дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Кроме того, раздел 2 Устава, регулирующий порядок приема в академию, не содержит положений о порядке приема в учреждение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 статьи 11 Федерального закона № 25-ФЗ. Кроме того, в соответствии с п.5.31 Устава в целях регламентации работы, учебы, досуга и т.д. работников и обучающихся в академии принимаются и утверждаются локальные нормативные акты: положения, инструкции, правила, приказы, распоряжения и иное. Таким образом, Устав не содержит перечня конкретных локальных актов, регулирующих его деятельность, что противоречит требованиям федерального законодательства. Согласно пункту 9 части 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения. Пункты 1.13, 1.14, 1.15, 1.16 Устава регламентируют деятельность филиалов и представительств учреждения. Вместе с тем, их место нахождение в Уставе не указано, в связи с чем, нельзя сделать вывод о том, имеются ли у учреждения филиалы и представительства. Данные обстоятельства противоречат положениям ч.3 ст.55 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, имеющиеся противоречия Устава грубо нарушают права граждан, в том числе и несовершеннолетних, на получение высшего образования и затрудняют осуществление государственного контроля за деятельностью юридического лица в предусмотренных законом целях. 5 ноября 2009 года Устав как не отвечающий требованиям федерального законодательства опротестован прокурором. Сведения о результатах рассмотрения протеста до 7 декабря 2009 года не поступили. Согласно ст.28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации на акт, нарушающий права человека и гражданина. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку несоответствие отдельных положений Устава ГОУ ВПО «***» может повлечь нарушение прав граждан, в том числе и несовершеннолетних, на получение высшего образования, проживающих на территории города Ангарска и Ангарского района, то есть неопределенного круга лиц, то имеются основания для защиты их прав прокурором. В связи с чем, истец просил обязать ответчика пункты 2.1, 2.4 и 2.5 Устава привести в соответствие с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», дополнить Устав положениями о порядке приема в учреждение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, перечне локальных нормативных актов, действующих в учреждении и конкретным указанием на наличие (отсутствие) филиалов и представительств учреждения.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, указав, что пункты 2.1 и 2.4 Устава противоречат федеральному законодательству об образовании. Независимо от наличия действующих Правил приема в ГОУ ВПО «***», на которые имеется отсылка в Уставе учреждения, в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 ч.1 ст.13 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются правила приема обучающихся. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, в том числе и учреждения высшего профессионального образования, содержатся в ч.3, 4, 5 ст.16 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании», а также в ч.3 ст.11 Федерального закона № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании». Изложенные в действующей редакции Устава правила приема не содержат указания на то, что прием в учреждение за счет средств соответствующего бюджета осуществляется на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена, и оплатой обучения, не содержат указания на круг лиц, пользующихся правом приема в учреждение без вступительных испытаний и преимущественным правом на поступление, существенно сужают круг лиц, пользующихся правом приема вне конкурса. Устав не содержит перечня локальных актов, регулирующих его деятельность, что противоречит требованиям федерального законодательства. В связи с чем, истец просил признать пункты 2.1, 2.4, 5.31 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***» в части отсутствия указания на осуществление приема в учреждение за счет бюджета на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена, с оплатой стоимости обучения, отсутствия перечня лиц, пользующихся правом приема без вступительных испытаний и преимущественным правом на поступление в учреждение, отсутствие полного перечня лиц, пользующихся правом приема в учреждение вне конкурса, отсутствия перечня видов локальных актов, противоречащими частям 3, 4, 5 статьи 16, пункту 9 части 1, части 3 статьи 13 Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» и части 3 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»; возложить обязанности привести пункты 2.1, 2.4, 5.31 Устава в соответствие с частями 3, 4, 5 статьи 16, пункту 9 части 1, части 3 статьи 13 Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» и части 3 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», дополнив их положениями о том, что прием в учреждение за счет средств бюджета осуществляется на конкурсной основе, с оплатой стоимости обучения, по результатам единого государственного экзамена; победители и призеры всероссийских и международных олимпиад школьников принимаются в учреждение без вступительных испытаний; преимущественным правом на поступление пользуются уволенные с военной службы, дети военнослужащих и лиц, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы, вследствие военной травмы либо заболевания, полученных в том числе при участии в проведении контртеррористических операциях и иных мероприятиях по борьбе с терроризмом; вне конкурса при успешном прохождении вступительных испытаний принимаются лица в возрасте до 23 лет из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя инвалида 1 группы, если среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, непрерывная продолжительность которой составляет не менее трех лет, при успешном прохождении вступительных испытаний пользуются правом поступления вне конкурса в учреждение и на подготовительные отделения за счет средств федерального бюджета; граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенными с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпункта 2 и пункта 3 статьи 51 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принимаются в учреждение вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний; указать перечень локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность учреждения.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Мельниченко О.А., действующая на основании прав по должности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Азюк С.Н., действующий на основании доверенности от 9 января 20** года, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать, пояснив, что требования истца являются необоснованными и не основанными на законе. Оспариваемые истцом пункты Устава образовательного учреждения разработаны в соответствии с действующим законодательством и не содержат какого-либо противоречия законодательству. В соответствии со статьей 16 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. 14 февраля 2008 года Правительство РФ своим постановлением № 71 во исполнение указанной нормы Закона утвердило Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). В пункте 24 раздела 2 Типового положения указывается, что порядок приема в высшие учебные заведения устанавливается Министерством образования и науки РФ. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема. Пункт 2.1 Устава полностью дублирует текст пункта 24 Типового положения, а, следовательно, соответствует действующему законодательству. Пунктом 2.4 Устава определены правила приема в учебное заведение, в котором не указаны положения о том, что прием в учреждение за счет средств бюджета осуществляется на конкурсной основе, с оплатой стоимости обучения, по результатам единого государственного экзамена; победители и призеры всероссийских и международных олимпиад школьников принимаются в учреждение без вступительных испытаний; преимущественным правом на поступление пользуются уволенные с военной службы, дети военнослужащих и лиц, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы, вследствие военной травмы либо заболевания, полученных в том числе при участии в проведении контртеррористических операциях и иных мероприятиях по борьбе с терроризмом; вне конкурса при успешном прохождении вступительных испытаний принимаются лица в возрасте до 23 лет из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя инвалида 1 группы, если среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, непрерывная продолжительность которой составляет не мене трех лет, при успешном прохождении вступительных испытаний пользуются правом поступления вне конкурса в учреждение и на подготовительные отделения за счет средств федерального бюджета; граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенными с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпункта 2 и пункта 3 статьи 51 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принимаются в учреждение вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Указанные положения содержатся в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании». В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» правила приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определяются учредителем и закрепляются в уставе высшего учебного заведения. В связи с чем, дублировать в Уставе учреждения положения, которые урегулированы Законом, не требуется. Перечень видов локальных актов в Уставе учреждения определен, а требование прокурора об установлении перечня конкретных локальных актов не основано на законе. В связи с чем, представитель ответчика просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Федерального агентства по образованию, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От представителя Федоровой О.В., действующей на основании доверенности от 15 января 20** года, поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором она просила дело рассматривать в отсутствие представителя агентства, по существу заявленных исковых требований указала, что Федеральное агентство по образованию несогласно с доводами искового заявления. Гипотетическое предположение о возможности нарушения права в неопределенном будущем не дает права прокурору на обращение с исковым заявлением в суд. Прокурором не приведено ни одного факта нарушения прав граждан на получение высшего профессионального образования *** путем отказа в приеме на обучение в связи с отсутствием в пунктах 2.1, 2.4, 5.31 Устава академии той степени детализации, на которую в исковом заявлении указывает прокурор. Истец не приводит ссылку на нормативный акт, который устанавливает обязанность излагать отдельные части устава именно в той редакции, которая предлагается в исковом заявлении. В соответствии с подпунктом «б» подпункта 5 пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения указываются правила приема обучающихся, воспитанников. Стандарта, в котором правила приема обучающихся, воспитанников должны быть отражены в уставе, не имеется. Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» в уставе высшего учебного заведения закрепляются правила приема граждан в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Пунктом 24 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71, предусмотрено, что порядок приема в высшие учебные заведения устанавливается Министерством образования и науки РФ, в соответствии с законодательством РФ высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству РФ, порядку приема, установленному Министерством образования и науки РФ, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе высшего учебного заведения. Следовательно, пункт 2.1 устава *** не противоречит подпункту «б» подпункта 5 пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», соответствует и указанному пункту закона и пункту 24 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71. Статья 16 Закона РФ «Об образовании» (пункты 3-5 указанной статьи), пункт 3 статьи 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» регулируют общие требования к приему граждан, определяют перечень лиц, имеющих право на льготное поступление. Ни в указанной статье, ни в иных статьях Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» нет предписания повторять в уставе образовательного учреждения требования к приему, изложенные в законе или иных нормативных правовых актах, а также полный перечень лиц, пользующихся правом на льготный прием в образовательные учреждения. На основании п.2.1 устава прием на обучение в *** осуществляется в порядке, предусмотренном приказом Минобразования России. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 21.10.2009 г. № 442, предусматривает случаи приема лиц на обучение по результатам единого государственного экзамена, а также случаи приема на обучение по результатам вступительных испытаний, форма которых определяется вузом самостоятельно. «***» осуществляет прием в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 21.10.2009 г. № 442. Согласно пункту 2.4 устава академии вне конкурса принимаются поименованные в пункте категории граждан, а также граждане других категорий, предусмотренные законодательством. С учетом того, что права и свободы граждан, закрепленные в нормативных правовых актах, являются непосредственно действующими, включение в устав положений закрепленных в законодательстве не является обязательным, а отсутствие указанных положений в уставе не влечет за собой прекращение действия предоставленных законами прав. В связи с чем, пункт 2.4 устава *** не противоречит статье 16 Закона РФ «Об образовании» и пункту 3 статьи 11 Федерального закона « О высшем и послевузовском образовании». В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения указывается перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Таким образом, законодательством РФ в уставе образовательного учреждения предписывается указывать не конкретные локальные акты, а перечень видов локальных актов (типов, групп, категорий). Согласно Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом 6 октября 2000 года, положения, инструкции, правила, приказы, распоряжения – это виды актов, образующихся в деятельности организации. Следовательно, п.5.31 устава ***, согласно которому в академии принимаются и утверждаются следующие виды локальных актов: положения, инструкции, правила, приказы, распоряжения, соответствует подпункту 9 пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» при необходимости регламентации указанных в статье 13 Закона РФ «Об образовании» сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения. Пункта устава, который не соответствует пункту 3 статьи 13 Закона РФ «Об образовании», в исковом заявлении не приводится.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора города Ангарска, приходит к выводу о том, что в иске должно быть отказано в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Постановлением № 71 от 14 февраля 2008 года Правительства РФ утверждено Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).
Пунктом 24 раздела 2 Типового положения предусмотрено, что порядок приема в высшие учебные заведения устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, порядку приема, устанавливаемому Министерством образования и науки Российской Федерации, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе высшего учебного заведения.
В соответствии с подпунктом «б» подпункта 5 пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения указываются правила приема обучающихся, воспитанников. Стандарта, в котором правила приема обучающихся, воспитанников должны быть отражены в уставе, не имеется.
Пункт 2.1 Устава академии, утвержденного Министерством образования РФ 23 апреля 2002 года и зарегистрированного постановлением мэра Ангарского муниципального образования № 1751 от 28 июня 2002 года, полностью дублирует текст пункта 24 Типового положения и не противоречит действующему законодательству.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» в уставе высшего учебного заведения закрепляются правила приема граждан в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 2.4 Устава Академии определены правила приема в учебное заведение. Данный пункт Устава действительно не содержит положения о том, что прием в учреждение за счет средств бюджета осуществляется на конкурсной основе, с оплатой стоимости обучения, по результатам единого государственного экзамена; победители и призеры всероссийских и международных олимпиад школьников принимаются в учреждение без вступительных испытаний; преимущественным правом на поступление пользуются уволенные с военной службы, дети военнослужащих и лиц, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы, вследствие военной травмы либо заболевания, полученных, в том числе, при участии в проведении контртеррористических операциях и иных мероприятиях по борьбе с терроризмом; вне конкурса при успешном прохождении вступительных испытаний принимаются лица в возрасте до 23 лет из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя инвалида 1 группы, если среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, непрерывная продолжительность которой составляет не мене трех лет, при успешном прохождении вступительных испытаний пользуются правом поступления вне конкурса в учреждение и на подготовительные отделения за счет средств федерального бюджета; граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенными с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпункта 2 и пункта 3 статьи 51 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принимаются в учреждение вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Указанные положения содержатся в статье 16 Закона Российской Федерации «Об образовании», статье 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», а также предусмотрены Порядком приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 21.10.2009 г. № 442.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» правила приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определяются учредителем и закрепляются в уставе высшего учебного заведения.
Таким образом, согласно п.2.4 Устава академии вне конкурса принимаются поименованные в указанном пункте Устава граждане, а также граждане других категорий, определенных законодателем.
При таких обстоятельствах, учитывая, что права и свободы граждан, закрепленные в нормативных правовых актах, являются непосредственно действующими, включение в устав положений, закрепленных в законодательстве, не является обязательным, а отсутствие указанных положений в уставе не влечет за собой прекращения действия предоставленных законами прав. В связи с чем, требования истца о противоречии п.2.4 Устава действующему законодательству, а, именно, ст.16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и ст.11 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения указывается перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.
Таким образом, законодательством РФ в уставе образовательного учреждения предписывается указывать не конкретные локальные акты, а перечень видов локальных актов (типов, групп, категорий).
Согласно Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденному решением Росархива 6 октября 2000 года (в редакции от 27 октября 2003 года), положения, инструкции, правила, приказы, распоряжения – это виды актов, образующихся в деятельности организации.
Перечень видов локальных актов в Уставе академии определен, следовательно, п.5.31 Устава академии, согласно которому в академии принимаются и утверждаются следующие виды локальных актов: положения, инструкции, правила, приказы, распоряжения, соответствует подпункту 9 пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании». В связи с чем, требования истца о несоответствии указанного пункта Устава требованиям подпункта 9 пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» при необходимости регламентации указанных в статье 13 Закона РФ «Об образовании» сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
Исковые требования прокурора не содержат требований о регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения конкретных локальных актов, регламентирующих указанные в ст.13 Закона РФ «Об образовании» сторон деятельности образовательного учреждения, пункт устава, который не соответствует пункту 3 статьи 13 Закона РФ «Об образовании», в исковом заявлении не приводится.
На основании ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске прокурору города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «***» о признании пунктов 2.1, 2.4, 5.31 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***» в части отсутствия указания на осуществление приема в учреждение за счет бюджета на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена, с оплатой стоимости обучения, отсутствия перечня лиц, пользующихся правом прием без вступительных испытаний и преимущественным правом на поступление в учреждение, отсутствие полного перечня лиц, пользующихся правом приема в учреждение вне конкурса, отсутствия перечня видов локальных актов, противоречащими частям 3, 4, 5 статьи 16, пункту 9 части 1, части 3 статьи 13 Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» и части 3 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», о возложении обязанности привести пункты 2.1, 2.4, 5.31 Устава в соответствие с частями 3, 4, 5 статьи 16, пункту 9 части 1, части 3 статьи 13 Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» и части 3 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», дополнив их положениями о том, что прием в учреждение за счет средств бюджета осуществляется на конкурсной основе, с оплатой стоимости обучения, по результатам единого государственного экзамена; победители и призеры всероссийских и международных олимпиад школьников принимаются в учреждение без вступительных испытаний; преимущественным правом на поступление пользуются уволенные с военной службы, дети военнослужащих и лиц, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы, вследствие военной травмы либо заболевания, полученных в том числе при участии в проведении контртеррористических операциях и иных мероприятиях по борьбе с терроризмом; вне конкурса при успешном прохождении вступительных испытаний принимаются лица в возрасте до 23 лет из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя инвалида 1 группы, если среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, непрерывная продолжительность которой составляет не мене трех лет, при успешном прохождении вступительных испытаний пользуются правом поступления вне конкурса в учреждение и на подготовительные отделения за счет средств федерального бюджета; граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенными с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпункта 2 и пункта 3 статьи 51 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принимаются в учреждение вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний; указать перечень локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность учреждения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 23 апреля 2010 года.
Судья - Губаревич И.И.
Решение вступило в силу 12.08.2010 г.