Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2010 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре Доржиевой А.К., с участием прокурора Румянцевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 Маринчук А. В. о признании решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 26 августа 2010 года № 33 о регистрации Бачиной Т. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 незаконным и отменить.
У С Т А Н О В И Л:
Кандидат в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 Маринчук А.В. обратлися в суд с заявлением о признании решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 26 августа 2010 года № 33 о регистрации Бачиной Т.В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 незаконным и отменить, указав, что 26.08.2010 окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № 1 было принято решение № 33 о регистрации Бачиной Т.В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1. Данное решение противоречит закону и подлежит отмене. Основным местом работы Бачиной Т.В. является муниципальное автономное учреждение «Дворец культуры «Нефтехимик» в должности директора. Однако среди документов, представленных для подтверждения сведений, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, отсутствует документ, необходимый для подтверждения, указанного выше работы кандидата. Бачиной Т.В. была представлена справка, выданная МАУ города
«Дворец культуры «Нефтехимик», согласно которой, Бачина Т.В. работает в МАУ города Ангарска «Дворец культуры «Нефтихимик» на должности директора и выписка из книжки, согласно которой Бачина Т.В. работает в Муниципальном автономном учреждении города Ангарска «Дворец культуры «Нефтехимик». Более того, Бачиной Т.В. вместо копии трудовой книжки была представлена выписка из трудовой книжки (не все копии листов трудовой книжки), которая не подтверждает указанные в заявлении сведения. Таким образом, Бачиной Т.В. при выдвижении вместе с заявлением о согласии баллотироваться не был представлен документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения об основном месте работы — муниципальном автономном учреждении «Дворец культуры «Нефтехимик». В соответствии с п. З ст. 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003 № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» решением комиссии была создана рабочая группа по проверке представленных подписей из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. В заключении эксперта от 24.08.2010 № 511 содержатся сведения о том, что даты внесения подписей избирателей в подписных листах выполнены одним лицом, т.е. даты внесения подписей проставлены избирателями не собственноручно, а также о том, что дата внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей, на одном из подписных листов подвергались исправлению. Следовательно, в случае признания части подписей недействительными, у кандидата отсутствовало бы необходимое количество достоверных подписей для регистрации. Обязанность, закрепленная п.п. 3, 9 ст. 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003 г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», проводить проверку достоверности подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, на письменного заключения эксперта, не была выполнена комиссией. Комиссией при принятии решения от 26.08.2010 г. № 33 указанное заключение эксперта не было принято во внимание, подписи, даты, внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, не были признаны недействительными. Комиссией не была проверена достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатом. В соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основанием отказа в регистрации кандидата является‚ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Данным незаконным решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 26.08.2010г. № 33 о регистрации Бачиной Т.В. в депутаты думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 нарушены его права, так как в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
В судебное заседание заявитель Маринчук А.В. не явился, извещен судом надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители Шафир А.В., Кудряшов Е.А., действующие в интересах заявителя на основании доверенности, поддержали заявленные требования, представили письменные пояснения.
В судебном заседании представитель окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 – Кривоносова Т.В., действующая на основании прав по должности, требования заявителя не признала, представила письменные возражения, пояснения дала аналогично изложенным в возражениях.
В судебное заседание заинтересованное лицо – Бачина Т.В. не явилась, извещена судом надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель Бачиной Т.В. – Шободоев В.Е., действующий на основании доверенности заявленные требования не признал, представил письменные возражения, пояснения дал аналогично изложенным в возражениях.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, заслушав заключение прокурора Румянцевой А.А., полагавшей заявленные требования заявителя подлежащими удовлетворению, суд находит заявление кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 Маринчук А. В. о признании решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 26 августа 2010 года № 33 о регистрации Бачиной Т. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 незаконным и его отмене – подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что 03.08.2010 г. Бачина Т.В. представила в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1 заявление о согласии баллотироваться в качестве кандидата, указав в заявлении место работы - «МАУ Дворец культуры «Нефтехимик».
Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 26.08.2010 г. № 33 Бачина Т.В. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Думы АМО по многомандатному избирательному округу №1.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 52 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» - Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру, в течение периода, указанного в пункте 1 статьи 51 настоящего Закона, направляет в комиссию, определяющую результаты в округе, документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. В комиссию, определяющую результаты в округе, должны быть представлены, в частности, заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Доводы заявителя, что данное решение незаконно, так как среди документов, представленных Бачиной Т.В. для подтверждения сведений, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, отсутствует документ, необходимый для подтверждения, работы кандидата, а именно в заявлении место работы указано как «МАУ Дворец культуры «Нефтехимик», вместо «МАУ г.Ангарска Дворец культуры «Нефтехимик» - несостоятельны, так как Бачина Т.В. представила в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 1 копию трудовой книжки, справку с места работы, где указано полное наименование учреждения в котором работает Бачина Т.В., противоречий в документах не имеется и следовательно окружной избирательной комиссии многомандотного избирательного округа № 1 г.Ангарск оснований считать, что «МАУ «Дворец культуры «Нефтехимик» и «МАУ г.Ангарска «Дворец культуры «Нефтехимик» разные организаций не имелось.
В соответствии с п.п. 9 и 10 ч.1 ст.42 вышеуказанного закона - Окружная избирательная комиссия при подготовке и проведении муниципальных выборов депутатов: принимает документы о выдвижении кандидата в случаях, предусмотренных настоящим Законом; проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, в том числе достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями.
Доводы заявителя Маринчук А.В., что решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 26.08.2010 г. № 33 о регистрации кандидата в депутаты Думы АМО по многомандатному избирательному округу №1 Бачиной Т.В. принято без учета заключения эксперта, которое содержало сведения о том, что даты внесения подписей избирателей выполнены одним лицом, в судебном заседании проверены и установлено следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п/п. «д» п.24 ст.38 вышеуказанного закона – основанием для отказа в регистрации является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с п.3 ст. 59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» - Комиссия, определяющая результаты в округе, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными.
В соответствии с ч.16 ст. 59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» - По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в комиссию, определяющую результаты в округе, для принятия решения. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, определяющей результаты в округе, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
Судом установлено, что Бачина Т.В. документы, необходимые для регистрации, представила в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 1 - 17.08.2010 г.
Окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа №1 в течении 10 дней, не позднее 26.08.2010 г. обязана была принять решение. Последним днем вручения итогового протокола проверки подписных листов, представленных Бачиной Т.В., являлось 23.08.2010 г.
Рабочая группа по проверке подписных листов 23.08.2010 г. в присутствии Бачиной Т.В. осуществила проверку подписных листов. Итоговый протокол вручен кандидату.
Заключение эксперта составлено 24.08.2010 г. данный факт подтвержден заинтересованными лицами в судебном заседании, решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 26.08.2010 г. № 33 о регистрации кандидата в депутаты Думы АМО по многомандатному избирательному округу №1 Бачиной Т.В. принято было без учета экспертного заключения, на основании итогового протокола.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что согласно заключению эксперта № 511- цифровые записи в графе «подпись и дата внесения» таблицы, расположенной на подписных листах, подшитых в папки с подписными листами в поддержку выдвижения Бачиной Т.В. кандидатом в депутаты Думы АМО по многомандатному избирательному округу № 1:
В папке № 1:
- в строке 1 подписного листа 1 и в строке 2 подписного листа 1, выполнены одним лицом.
- «10.08.2010» в строке 1 подписного листа 2 и «10.08.2010» в строке 2 подписного листа 2 выполнены одним лицом.
В папке № 3:
- «12.08.2010» в строках 3, подписного листа 1 и «12.08.2010» в строке 4 подписного листа 1, выполнены одним лицом.
- «10.08.2010» в строке 1 подписного листа 4 и «10.08.2010» в строке 2 подписного листа 4 выполнены одним лицом.
- «10.08.2010» в строке 3 подписного листа 11 и «10.08.2010» в строке 4 подписного листа 11 выполнены одним лицом.
- «15.08.2010» в строке 5 подписного листа 8, в папке № 2 и «10.08.2010» в строке 5 подписного листа 7, в папке № 3, выполнены одним лицом.
В папке № 1:
- на листе 3, в строках после слов «подписной лист удостоверяю», дата заполнения зачеркнута и имеет место дописка «14.08.2010 г.».
В папке № 2:
- на листе 9, п.3 в графе «подпись и дата её внесения», первоначальное обозначение года подвергалось исправлению.
- на листе 9, п.5. в графе «подпись и дата её внесения», первоначальное обозначение года подвергалось исправлению.
Заключение эксперта сторонами не оспорено.
Согласно ведомости проверки подписных листов от 23 августа 2010 года окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № 1 выявлено, что в паке № 1 на листе 2 в строке 3 имеется подпись лица, не обладающего активным избирательным правом, в папке № 2 листе 9 в строке 3 имеется подпись избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, исправления не оговорены избирателями, в папке № 2 листа 2 в строке 5, имеется подпись избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, исправления не оговорены избирателями, в папке № 3 листа 3 строки 1 подпись лица, не обладающего активным избирательным правом.
Судом исследованы подписные листы и установлено, что итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования Бачиной Т.В. был вынесен 23 августа 2010 года, где признаны недостоверными и \или\ недействительными подписи избирателей на основании ведомости проверки подписных листов, без учета заключения специалиста-эксперта.
В соответствии с п. 8. ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
В соответствии с абз.2 п.13 ст.59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» - Письменное заключение эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может содержать выводы в отношении подписи (подписей) и иных сведений как одного, так и нескольких лиц.
В соответствии с п. 9 ст.59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» - Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
Судом установлено, что согласно заключению эксперта 12 подписей избирателей являются недостоверными.
Кроме того, в соответствии с п.п. 6 п. 10. ст.59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области»Недействительными считаются: подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями. В связи с чем, дополнительно 2 подписи, согласно заключению эксперта являются недостоверными.
Итого: 14 подписей.
Согласно итоговому протоколу, недействительными признаны 4 подписи.
В судебном заседании установлено, что одна подпись избирателя, признанная экспертом, как внесенная с исправлениями, учтена рабочей комиссией и при составлении итогового протокола, что подтверждено ведомостью. Следовательно, из материалов дела усматривается 17 недостоверных подписей, что составляет 11,97 % от общего числа представленных подписей.
Достоверных подписей, следовательно, 125 (142-17=125), что недостаточно для регистрации кандидата, так как в соответствии с решением № 4 от 27 июля 2010 года окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 установлено минимальное количество подписей необходимых для регистрации – 129.
Данное обстоятельство является основанием в соответствии с п/п. «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для отказа в регистрации кандидата.
Доводы представителя Шободоева В.Е., что заключение эксперта не может служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными – несостоятельны, так как в соответствии с п.16 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
В соответствии с п. 11. ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
В соответствии с п.5 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
Судом установлено, что Решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 26.08.2010 г. № 33 о регистрации кандидата в депутаты Думы АМО по многомандатному избирательному округу №1 Бачиной Т.В. принято с нарушением п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что влечет признание его недействительным и является основанием к его отмене.
На основании изложенного, требование признать решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 26 августа 2010 года № 33 о регистрации Бачиной Т. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1, незаконным и данное решение отменить – подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 Маринчук А. В. о признании решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 26 августа 2010 года № 33 о регистрации Бачиной Т. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 незаконным и отменить – удовлетворить.
Признать решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 26 августа 2010 года № 33 о регистрации Бачиной Т. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 - незаконным.
Решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 26 августа 2010 года № 33 о регистрации Бачиной Т. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1 – отменить.
Решение может быть обжаловано в Иркутский Областной суд через Ангарский городской суд в течение 5 дней со дня изготовления судом решения. Мотивированное решение судом будет изготовлено 15 сентября 2010 года.
Судья: Малахова Т.Г.
Решение вступило в силу 28.09.2010 г.