о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2010 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., с участием прокурора Халматовой И.Д., при секретаре Ненашевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-3285/2010 по заявлению Малых Д. М. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования и возложении обязанности по регистрации кандидата,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Малых Д.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительным итогового протокола проверки подписных листов, признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу №1, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты, указав в обоснование своих требований, что 11 августа 2010 года им были поданы документы о выдвижении кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования в окружную избирательную комиссию по многомандатному избирательному округу №1, 26 августа 2010 года им сданы документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Думы АМО. 1 сентября 2010 года заявитель был приглашен присутствовать при проведении рабочей группой итоговой проверки подписных листов с подписями избирателей. При совокупном подсчете подписей, число недействительных составило 12, что при вычете из 142 представленных подписей равнялось 130 и являлось достаточным для принятия решения о регистрации его кандидатом в депутаты Думы АМО.

Окончательно свои требования Малых Д.М. сформулировал в заявлении от 14 сентября 2010 года л.д.131-132), в котором указал, что 1 сентября 2010 года он был приглашен присутствовать при проведении рабочей группой итоговой проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения. Рассмотрев выводы заключения главного эксперта Плаксиной Т.Ф. №533 от 30.08.2010 г., рабочая группа приняла итоговый протокол о наличии 18 недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, на основании которого 4 сентября 2010 года комиссией было вынесено решение об отказе заявителю в регистрации в качестве кандидата. Считает данное решение необоснованным и незаконным по следующим основаниям. Экспертом были поставлены под сомнение цифровые записи в строках 1 и 2 листа 1 (С.); строках 1 и 2 листа 2 (Е..); строках 2 и 3 листа 8 (И.. и К..); строках 2 и 3 листа 24 (Т.. и М..); строках 1 и 2 листа 28 (П..), всего 10 подписей по тем причинам, что цифровые записи (дата подписания) в указанных строках были сделаны одним и тем же лицом. При этом, заключение эксперта сделано на основе сравнительного исследования, без указания конкретных общих и частных признаков, позволяющих однозначно сделать выводы, поэтому заключение эксперта не может служить основанием для признания недействительными 10-ти подписей. В заключении эксперта отсутствуют сведения и выводы, позволяющие установить, что дата и подпись в каждой исследуемой строке не принадлежит лицам, их подписавшим и поставившим дату. Поэтому итоговый протокол Комиссии в части признания недействительными подписей по подпункту 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» не соответствует действительности. Так как заключение эксперта имеется на 10 подписей, то обстоятельство, что дата подписания написана одним лицом за двоих позволяет установить недействительность лишь одной из двух записей, что составляет 5 подписей из 10 признанных Комиссией недействительными. Признает, что дата и подпись за С., П. и В. были произведены ненадлежащими лицами, а остальные даты и подписи произведены надлежащими лицами, что подтверждается их расписками. Согласно ведомости проверки подписных листов от 1 сентября 2010 года количество подписей избирателей, даты внесения которых поставлены избирателями не собственноручно, составляет 10, тогда как согласно итогам проверки таких нарушений указано 11. Данное несоответствие влечет за собой исключение из числа ненадлежащих собранных подписей ещё одной подписи. Из чего следует, что представленные заявителем подписные листы содержат достаточное количество подписей необходимых для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы АМО. На основании чего Малых Д.М. просит признать незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 4 сентября 2010 года №65 «Об отказе Малых Д. М. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу №1» и обязать окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1 зарегистрировать Малых Д.М. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования.

В судебном заседании заявитель Малых Д.М. поддержал заявленные требования, дал объяснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель заявителя Ким Д.Т., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования Малых Д.М. поддержал.

Представители заинтересованного лица – председатель окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 Кривоносова Т.В., Авдеев М.Е., действующий на основании доверенности, возражали против удовлетворения требований Малых Д.М., полагая, что заявление является необоснованным и не подлежит удовлетворению. Суду пояснили, что основанием для отказа заявителю в регистрации кандидатом в депутаты явилось то, что комиссией было выявлено недостаточное количество достоверных и действительных подписей.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора Халматовой И.Д., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявления Малых Д.М. не имеется, суд находит требования Малых Д.М. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 4 сентября 2010 года №65 и возложении на окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1 обязанности по регистрации Малых Дениса Михайловича кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

На основании пункта 1 статьи 38 указанного Федерального закона, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Аналогичные положения содержатся в статье 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 г. N 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Судом установлено, что решением Ангарской территориальной избирательной комиссии № 73/354 от 07.07.2010г. были сформированы окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования, в том числе утвержден состав окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования. Решением Территориальной избирательной комиссии №73/355 от 07.07.2010г. председателем по многомандатному избирательному округу №1 назначена Кривоносова Т.В..

В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 г. N 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» - комиссия, определяющая результаты в округе, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Согласно части 16 статьи 59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в комиссию, определяющую результаты в округе, для принятия решения. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, определяющей результаты в округе, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.

Как следует из материалов дела, решением окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 05 августа 2010 года № 5 создана рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в депутаты Думы АМО.

Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 05 августа 2010 года № 6 утвержден порядок проверки подписных листов с подписями избирателей, согласно которому окружная избирательная комиссия проводит полную (сплошную) проверку достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов и необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Думы Ангарского муниципального образования; в ходе проверки заполнять ведомости проверки подписных листов с указанием оснований (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными (если такие будут выявлены); по окончании проверки составлять итоговый протокол, копию которого вручать кандидату не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации данного кандидата.

Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 27 июля 2010 года № 4 установлено, что количество достоверных и действительных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в многомандатном округе № 1, составляет 129 подписей, при этом количество подписей не должно превышать 142 подписи.

В соответствии с Положением о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1, утвержденного Решением окружной избирательной комиссии по многомандатному округу № 1 от 05 августа 2010 года № 5, решениями рабочей группы для выполнения задач рабочей группы могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а так же иных государственных органов.

11 августа 2010 года Малых Д.М. обратился в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1 с заявлением о регистрации его кандидатом в депутаты, с приложением документов, предусмотренных статьей 52 закона Иркутской области от 111.12.2003г. №72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», что подтверждается письменными доказательствами и не оспаривается сторонами. В том числе Малых Д.М. в комиссию было представлено 37 сброшюрованных подписных листов со 142 подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей в двух экземплярах, первый финансовый отчет.

30 августа 2010 года рабочая группа окружной избирательной комиссии многомандатного округа №1 в присутствии Малых Д.М. провела проверку всех подписных листов с целью соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей. В результате проведенной проверки подписных листов, было установлено, что из 142 подписей избирателей, представленных кандидатом в избирательную комиссию, 18 подписей признаны недействительными, что составило 12,68 процентов от общего количества представленных подписей избирателей, о чем заполнена ведомость проверки подписных листов, а затем составлен итоговый протокол проверки подписных листов от 1 сентября 2010 года.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы АМО Малых Д.М. л.д.15-16), составленному в 20 часов 10 минут 1 сентября 2010 года, с учетом заключения главного эксперта экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области подполковника милиции Плаксиной Т.Ф. № 533 от 30 августа 2010 года, признаны недостоверными и (или) недействительными:

одиннадцать подписей избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а так же подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (подпункт 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»). Из ведомости проверки подписных листов от 1 сентября 2010 года и исследованных в судебном заседании подписных листов следует, что это подписи избирателей С. и А.. (строки 1 и 2 листа 1), Е.. и И.. (строки 1 и 2 листа 2), Л.. и К.. (строка 2 и 3 листа 8), Т.. и М.. (строки 2 и 3 листа 24), Р.. и П. (строки 1 и 2 на листе 28), избирателя Г. (строка 1 лист 11);

пять подписей избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы (подпункт 7 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области). Из ведомости проверки подписных листов и исследованных в судебном заседании подписных листов следует, что это подписи избирателей А.. (строка 3 листа 3), Ш.. (строка 2 листа 5), Е. (строка 1 лист 24), Л. (строка 1 лист 31), Д. (строка 4 лист 33);

две подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом (подпункт 8 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»). Из ведомости проверки подписных листов от 1 сентября 2010 года и исследованных в судебном заседании подписных листов следует, что это подписи избирателей Ш.. и Р. (строки 1 и 2 листа 35).

Таким образом, Малых Д.М. для регистрации было представлено 124 достоверных подписи (из расчета 142-18), что меньше необходимого для регистрации кандидатом количества подписей на 5 и недостаточно для регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования.

Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 4 сентября 2010 года № 65 Малых Д. М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования на основании части 1 статьи 56, пунктов 6,7,8 части 10 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72/оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата л.д.17-18).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В ходе судебного заседания Малых Д.М. согласился с недействительностью подписей избирателей С. в строке 2 на листе 1, П. и В.. в строках 1 и 2 на листе 28.

Согласно заключению эксперта № 533 от 30 августа 2010 года, цифровые записи в строках 1,2 подписного листа 1 (подписи С., И.) выполнены одним лицом; цифровые записи в строках 1,2 подписного листа 2 (подписи Е.. и В..) выполнены одним лицом; цифровые записи в строках 2,3 подписного листа 8 (подписи И.., К..) выполнены одним лицом; цифровые записи в строках 2,3 подписного листа 24 (подписи Т., М..) выполнены одним лицом; цифровые записи в строках 1,2 подписного листа 28 (подписи П.., Р.) выполнены одним лицом.

Довод заявителя о том, что указанные подписи могли быть признаны недействительными только на основании заключения почерковедческой экспертизы, не основан на законе и является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.

Согласно пункту 3 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» к проверке соблюдения порядка сбора подписей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, иных государственных органов, и их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах недостоверными.

Рабочей группой к проверке была привлечена главный эксперт экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области подполковник милиции Плаксиной Т.В., имеющая высшее образование и стаж экспертной работы по специализации «Почерковедческая экспертиза» - 7,5 лет, что полностью соответствует изложенным выше требованиям избирательного закона. В экспертном заключении имеется ссылка на применение традиционной методики проведения почерковедческих экспертиз с использованием специальной литературы. Оснований не доверять выводам эксперта, обладающего специальными познаниями, у суда не имеется.

Поскольку порядок проведения почерковедческой экспертизы подписных листов и содержание заключения эксперта избирательным законодательством не урегулированы, заключение эксперта Плаксиной Т.В. в подтвержденном в судебном заседании объеме подписей избирателей, может служить основание для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, и признается судом доказательством, подтверждающим недействительность десяти подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Малых Д.М..

Кроме того, в ходе судебного разбирательства, судом были исследованы подлинные подписные листы и каждая подпись, признанная избирательной комиссией недействительной, ведомости проверки подписных листов. Исследовав указанные документы, суд не находит оснований не доверять выводам эксперта.

Требований о необходимости проведения в ходе проверки подписных листов каких-либо судебных экспертиз избирательное законодательство не содержит. Назначить судебную почерковедческую экспертизу с истребованием у избирателей образцов почерка у окружной избирательной комиссии оснований, предусмотренных законом, не было.

Федеральный закон от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», на нарушение которого в судебном заседании указал представитель заявителя, в силу его преамбулы определяет правовую основу, принципы организации и направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве, и к избирательному процессу неприменим.

Ссылка заявителя на семь расписок избирателей, которые, как он полагает, свидетельствуют о подлинности подписей избирателей в подписных листах, не дает суду оснований сделать такой вывод, поскольку у суда отсутствует возможность удостовериться, что эти заявления составлены именно теми лицами, от имени которых они подписаны. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса в силу пункта 13 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» запрещается.

Доводы заявителя о том, что из двух подписей избирателей Соловьевых, Евдокимовых, Протасовых одну из этих подписей избирательная комиссия должна была учесть как достоверную, судом не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании закона. Избирательная комиссия обязана учитывать подпись конкретного избирателя, а при выполнении подписей от имени одного лица другим лицом невозможно определить, какая из одинаковых подписей выполнена самим избирателем, а какая от его имени. Нельзя так же исключить, что одинаковые подписи выполнены от имени избирателей другими лицами.

Признание недостоверными всех подписей в случае выполнения их от имени одного лица другим лицом, способствует предотвращению нарушений, которые могут быть допущены со стороны сборщиков подписей и препятствует распространению незаконных технологий по сбору подписей в поддержку кандидатов, списков кандидатов.

Таким образом, на основании подпункта 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» окружная комиссия обоснованно признала недействительными 10 подписей.

Вместе с тем, исследовав подлинники подписных листов, суд приходит к выводу о том, что у окружной избирательной комиссии не было оснований для признания недействительной подписи Г. в строке 1 подписного листа 11 л.д.94), поскольку каких-либо исправлений в дате подписи избирателя не имеется, прочтение даты выполнения подписи «23 августа 2010 года» является однозначным, а излишние закругления в написании цифр можно отнести к особенностям почерка избирателя. Кроме того, и в заключении эксперта отсутствует вывод о наличии исправлений и недействительности данной подписи.

Таким образом, из представленных Малых Д.М. подписей избирателей, недействительными в силу подпункта 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» является 10 подписей.

В строке 3 подписного листа 3 имеются исправления в сведениях об избирателе, специально не оговоренные избирателем или лицом, собиравшим подписи, - в фамилии избирателя «Алтынников», что подтверждается исследованным в судебном заседании подлинником подписного листа №3.

В строке 2 подписного листа 5 имеются исправления в сведениях об избирателе - исправлен номер квартиры, что также подтверждается исследованным судом подлинником подписного лица, и не оспаривалось заявителем.

В строке 1 подписного листа 24 имеется исправление в сведениях об избирателе - исправлен год рождения избирателя, что подтверждается исследованным в судебном заседании подлинником подписного лица, и не оспаривалось заявителем.

В строке 1 подписного листа 31 имеются исправления в сведениях об избирателе– исправления в слове «дом», что также подтверждается исследованным судом подлинником подписного лица и не оспаривалось заявителем.

В строке 4 подписного листа 33 имеются исправления в сведениях об избирателе - исправления в фамилии и отчестве избирателя, подчистки, что также подтверждается исследованным судом подлинником подписного лица, и не оспаривалось заявителем.

Таким образом, из представленных Малых Д.М. подписей избирателей, недействительными в силу подпункта 7 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» окружной избирательной комиссией многомандатного округа 1 обоснованно признаны 5 подписей.

Исправления в сведениях о сборщике подписей в дате выдаче его паспорта на подписном листе 35, вследствие чего недействительными признано 2 подписи избирателей, имеющиеся на этом листе (Ш. и Р..), очевидны, их наличие подтверждается исследованным в судебном заседании подлинником подписного листа 35. Наличие исправления не оговорено лицом, собиравшим подписи. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании заявителем.

В соответствии с пунктом 10 статьи 56 областного Закона подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер (номер), дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно подпункту 8 пункта 10 статьи 59 этого Закона все подписи избирателей в подписном листе являются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом.

Таким образом, из представленных Малых Д.М. подписей избирателей, недействительными в силу подпункта 8 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» окружной избирательной комиссией многомандатного округа 1 обоснованно признаны 2 подписи.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № 1 по выборам в депутаты Думы Ангарского муниципального образования обоснованно признаны недействительными 17 подписей избирателей (10+5+2), представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы АМО Малых Д.М.. Основания, по которым подписи признаны недействительными, предусмотрены статями 56, 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 года № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Следовательно, количество заявленных Малых Д.М. подписей избирателей составляет 142, количество представленных подписей избирателей - 142, количество проверенных подписей избирателей - 142, количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными - 17, количество достоверных подписей 125 (142-17), что меньше необходимого для регистрации кандидатом количества подписей на 4 подписи и недостаточно для регистрации кандидата, так как минимальное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации по многомандатному округу № 1, составляет 129 подписей.

В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для отказа в регистрации является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

Проанализировав представленные суду документы, суд приходит к выводу, что решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 4 сентября 2010 г. № 65 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы АМО по многомандатному избирательному округу №1 Малых Д.М. принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»; нарушений избирательного законодательства, в том числе при проверке и подсчете подписей избирателей, которые могли бы явиться основанием для отмены решения избирательной комиссии об отказе Малых Д.М. в регистрации, судом не установлено.

На основании изложенного, суд считает, что заявление Малых Д.М. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 04.09.2010г. №65 и возложении на комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы АМО удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Малых Д. М. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 4 сентября 2010 года №65 «Об отказе Малых Д. М. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу №1» и возложении на окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1 обязанности по регистрации Малых Д. М. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение пяти дней со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 22 сентября 2010 года.

СУДЬЯ: Черткова С.А.

Решение вступило в силу 02.10.2010 г.