Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2010 г. г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., с участием прокурора Забабуриной В.Д., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-3428/2010 по заявлению Батуева С. В. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования и возложении обязанности о повторном рассмотрении вопроса о регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
Батуев С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования, поскольку считает, что окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа №1 неверно определила количество достоверных подписей избирателей в подписных листах в поддержку его самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты Думы АМО, чем нарушила его право быть избранным депутатом Думы АМО. Заявитель просит признать незаконным решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 8 сентября 2010 года №80 об отказе в регистрации Батуева С.В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования; обязать окружную избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос о регистрации Батуева С.В. в качестве кандидата в депутаты Думы АМО и принять решение по существу.
В судебное заседание Батуев С.В. не явился, о времени и месте его извещен судом надлежащим образом, под расписку; представил суду в письменной форме заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 Авдеев М.Е., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований Батуева С.В., полагая, что заявление является необоснованным, поскольку основанием для отказа заявителю в регистрации кандидатом в депутаты явилось недостаточное количество достоверных и действительных подписей избирателей. По результатам проверки подписных листов, представленных Батуевым С.В., только 7 подписей избирателей были признаны достоверными, поэтому у комиссии имелись все основания для отказа Батуеву С.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы АМО.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора Забабуриной В.Д., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявления Батуева С.В. не имеется, суд находит требования Батуева С.В. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 8 сентября 2010 года №80 необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 10, 81.1 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 16, 17 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», статьями 18, 50 Устава Ангарского муниципального образования, решением Думы Ангарского муниципального образования №829-72рД от 20.07.2010г. назначены муниципальные выборы депутатов Думы Ангарского муниципального образования. Установлен день голосования на муниципальных выборах депутатов Думы Ангарского муниципального образования - 10 октября 2010 года.
Решением Ангарской территориальной избирательной комиссии № 73/354 от 07.07.2010г. были сформированы окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования, в том числе утвержден состав окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы АМО. Решением Территориальной избирательной комиссии №73/355 от 07.07.2010г. председателем по многомандатному избирательному округу №1 назначена Кривоносова Т.В..
В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 г. N 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» - комиссия, определяющая результаты в округе, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 16 статьи 59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в комиссию, определяющую результаты в округе, для принятия решения. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, определяющей результаты в округе, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
Как следует из материалов дела, решением окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу №1 по выборам депутатов Думы АМО от 05 августа 2010 года №5 создана рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в депутаты Думы АМО.
Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 27 июля 2010 года №4 установлено, что количество достоверных и действительных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в многомандатном округе №1, составляет 129 подписей, при этом количество подписей не должно превышать 142 подписи.
Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 05 августа 2010 года №6 утвержден порядок проверки подписных листов с подписями избирателей, согласно которому окружная избирательная комиссия проводит полную (сплошную) проверку достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов и необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Думы Ангарского муниципального образования; в ходе проверки заполнять ведомости проверки подписных листов с указанием оснований (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными (если такие будут выявлены); по окончании проверки составлять итоговый протокол, копию которого вручать кандидату не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации данного кандидата.
В соответствии с Положением о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1, утвержденного Решением окружной избирательной комиссии по многомандатному округу № 1 от 05 августа 2010 года №5, решениями рабочей группы для выполнения задач рабочей группы могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а так же иных государственных органов.
29 июля 2010 года Батуев С.В. обратился в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1 с заявлением о согласии баллотироваться по данному избирательному округу путем самовыдвижения, с приложением документов, предусмотренных статьей 52 закона Иркутской области от 11.12.2003г. №72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», что подтверждается письменными доказательствами и не оспаривается сторонами. 30 августа 2010 года Батуевым С.В. в комиссию были представлены предусмотренные статьей 58 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. «О муниципальных выборах в Иркутской области» документы, в том числе, представлены 31 подписной лист со 142 подписями избирателей и протокол об итогах сбора подписей в двух экземплярах.
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется при наличии соответствующих документов и необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Проверка всех подписных листов, представленных Батуевым С.В., с целью соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, была осуществлена рабочей группой окружной избирательной комиссии 5 сентября 2010 года. В результате проведенной проверки подписных листов из 142 подписей избирателей, представленных Батуевым С.В. в избирательную комиссию, 135 подписей признаны недействительными, что составило 95,07 процентов от общего количества представленных подписей избирателей, о чем заполнена ведомость проверки подписных листов, а также составлен итоговый протокол проверки подписных листов. Протокол подписан руководителем рабочей группы, копия протокола направлена окружной избирательной комиссией Батуеву С.В. 6 сентября 2010 года.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктом 5 пункта 3 статьи 60 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
По данному основанию решением №80 от 08.09.2010г. окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа №1 отказала в регистрации заявителя Батуева С.В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1.
В соответствии с пунктом 16 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
На основании данной нормы Закона судом была проведена повторная проверка подписных листов, исследованы подписи в подписных листах, представленных Батуевым С.В. в окружную избирательную комиссию №1.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. №72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительными являются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист. По данному основанию, а именно ввиду отсутствия в подписных листах в графе «Адрес места жительства» полных сведений об адресе места жительства избирателей – не указания субъекта Российской Федерации, города, микрорайона или квартала, недействительными обоснованно признаны 126 подписей избирателей (в строках 1,4,5 подписного листа 1; в строках 1,2,3,4,5 листа 2; в строках 1,2,3,4,5 листа 3; в строках 1,2,3,4,5 листа 4; в строках 1,2,3,4,5 листа 5; в строках 1,2,3,4,5 листа 6; в строках 1,2,3,4,5 листа 7; в строках 1,2,3,4,5 листа 9; в строках 1,2,3,4,5 листа 10; в строках 1,3,4,5 листа 11; в строках 1,2,3 листа 12; в строках 1,2,3,4,5 листа 13; в строках 1, 3,4,5 листа 14; в строках 1,2,3,4,5 листа 15; в строках 1,2,3,4,5 листа 16; в строках 1,2,3,4,5 листа 17; в строках 1,2,3 листа 18; в строках 1,3,4,5 листа 19; в строках 1,2,3,4,5 листа 20; в строках 1,2,3,4,5 листа 21; в строках 1,2,3,4,5 листа 22; в строках 1,2,3,4,5 листа 23; в строках 4,5 листа 24; в строках 1,2,3,5 листа 25; в строках 1,2,3,4,5 листа 26; в строках 1,2,3,4,5 листа 27; в строках 1,2,3,4,5 листа 28; в строках 1,2,3,4,5 листа 29; в строках 1,2,3 листа 30; в строках 1,2,3,4 листа 31.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в адрес места жительства включаются наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Такое понятие адреса места жительства используется для целей избирательного законодательства.
Не указание в подписном листе в графе «адрес места жительства» наименования субъекта Российской Федерации «Иркутская область», наименования города «Ангарск», указания соответствующего квартала (микрорайона), дома, квартиры является нарушением Закона.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. №72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительными считаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно.
В связи с наличием исправлений в датах внесения подписей избирателями комиссией обоснованно признаны недействительными 2 подписи (подписной лист 3, строка 5; подписной лист 15, строка 3).
Согласно подпункту 7 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. №72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительными считаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы.
По данному основанию комиссия обоснованно признала недействительными 2 подписи избирателей (подписной лист 2 строка 2, подписной лист 12 строка 2).
Согласно подпункту 8 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. №72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительными считаются подписи избирателей в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществившем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом.
По данному основанию комиссия обоснованно признала недействительными 5 подписей избирателей в подписном листе №4.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует о том, что результаты проверки подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомости проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы.
Доводы заявителя о том, что он не был надлежащим образом извещен о времени заседания рабочей группы по проверке подписей избирателей, приведенные им в устной форме при подготовке дела к судебному разбирательству (на беседе), в судебном заседании не нашли своего подтверждения, опровергаются письменными доказательствами, объяснениями представителя заинтересованного лица.
Из представленных суду доказательств, пояснений представителя окружной избирательной комиссии №1 Авдеева М.Е. следует, что заявитель был извещен о проверке представленных им подписных листов, на 5 сентября 2010 года. Так, 4 сентября 2010 года в 10 час. 59 мин. и в 15 час. 10 мин. Батуеву С.В. членами рабочей группы были оставлены телефонограммы, сообщения на автоответчик, которыми ему было предложено явиться в избирательную комиссию на проверку подписных листов; 4 сентября 2010 года членом ОИК Воложаниной направлена телеграмма с уведомлением по адресу заявителя с информацией о времени и месте проверки подписных листов кандидата Батуева С.В.. 6 сентября 2010 года Батуеву С.В. были направлены копии ведомости проверки подписных листов и итогового протокола ценным письмом. 7 сентября 2010 года Батуеву С.В. была направлена телеграмма с уведомлением о времени и месте рассмотрения комиссией вопроса о регистрации кандидата; 8 сентября 2010 года в 14 час. 25 мин. заявитель был уведомлен также телефонограммой о времени и месте заседания окружной избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата. Заявитель на указанные заседания не явился.
Действия представителей окружной избирательной комиссии №1 соответствовали требованиям пунктов 5,16 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. №72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области». Представленные суду доказательства, подтверждающие пояснения представителя окружной избирательной комиссии, заявителем не опровергнуты. Доказательства, опровергающие пояснения представителя избирательной комиссии, заявителем суду не представлены. В связи с чем, у суда не имеется оснований сомневаться в их достоверности.
Таким образом, доводы Батуева С.В. о том, что он не был извещен о заседаниях рабочей группы и окружной избирательной комиссии не нашли своего подтверждения.
Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Батуева С.В. от 05.09.2010 года с заключением эксперта от 02.09.2010 года, выписка из протокола заседания ОИК от 08.09.2010 года №13 были получены Батуевым С.В. 16.09.2010 года, что подтверждается его распиской, представленной ОИК суду.
Оспаривая решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от отказе в регистрации на том основании, что комиссия, по мнению Батуева С.В., неверно определила количество достоверных подписей, имея при этом на руках ведомость проверки и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Батуева С.В. от 05.09.2010 года, выписку из протокола заседания ОИК от 08.09.2010 года №13, заявитель не привел суду никаких оснований, по которым можно поставить под сомнение выводы комиссии о недействительности подписей, и не представил суду никаких доказательств своим доводам.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа №1 по выборам в депутаты Думы Ангарского муниципального образования обоснованно признаны недействительными 135 подписей избирателей (126+2+2+5), представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы АМО Батуева С.В.. Основания, по которым подписи признаны недействительными, предусмотрены статями 56, 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 года № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Следовательно, количество заявленных Батуевым С.В. подписей избирателей составляет 142, количество представленных подписей избирателей - 142, количество проверенных подписей избирателей - 142, количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными – 135 (что составляет 95,07%), количество достоверных подписей 7 (142-135), что меньше необходимого для регистрации кандидатом количества подписей на 122 подписи и недостаточно для регистрации кандидата, так как минимальное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации по многомандатному округу №1, составляет 129 подписей.
Пунктом 15 статьи 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 года № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» установлено, что регистрация кандидата не производится в случае, если количества представленных подписей избирателей, за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для отказа в регистрации является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
Проанализировав представленные суду документы, суд приходит к выводу, что решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 8 сентября 2010 г. № 80 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы АМО по многомандатному избирательному округу №1 Батуева С.В. принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»; нарушений избирательного законодательства, в том числе при проверке и подсчете подписей избирателей, которые могли бы явиться основанием для отмены решения избирательной комиссии об отказе Батуеву С.В. в регистрации, судом не установлено.
На основании изложенного, суд считает, что заявление Батуева С.В. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 08.09.2010г. №80 удовлетворению не подлежит.
Не подлежат удовлетворению и требования заявителя о повторном рассмотрении вопроса о регистрации Батуева С.В. в качестве кандидата в депутаты Думы АМО и принятии комиссией решения по существу по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 4 статьи 60 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» в случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения.
Период выдвижения кандидатов согласно пункту 1 статьи 51 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» начинается со дня, следующего за днем опубликования решения о назначении выборов, и завершается за 45 дней до дня голосования. Для своей регистрации кандидат на основании статьи 58 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» представляет предусмотренные законом избирательные документы не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в комиссию, определяющую результаты в округе.
Учитывая, что повторное выдвижение Батуевым С.В. своей кандидатуры в порядке и сроки, предусмотренные избирательным законодательством, осуществлено не было, установленные Законом сроки заявителем пропущены, у суда отсутствуют основания для возложения на окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1 обязанности по повторному рассмотрению вопроса о регистрации Батуева С.В. в качестве кандидата в депутаты Думы АМО и принятию комиссией решения по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Батуеву С. В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 8 сентября 2010 года №80 «Об отказе Батуеву С. В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу №1» и возложении на окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №1 обязанности по повторному рассмотрению вопроса о регистрации Батуева С. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение пяти дней со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 27 сентября 2010 года.
СУДЬЯ: Черткова С.А.
Решение вступило в силу 07.10.2010 г.