Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2010 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Сергеенко М.А., с участием
прокурора Забабуриной В.Д.,
заявителя Максимова Ю.М.
представителя заинтересованного лица Мишиной К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3363-10 по заявлению Максимова Ю. М. о признании решения окружной избирательной комиссии незаконным и его отмене, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты
У С Т А Н О В И Л:
Максимов Ю.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 и его отмене, о возложении обязанности на окружную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты, указав, 26 августа 2010 г. он обратился в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования с заявлением о регистрации его кандидатом в депутаты, с приложением всех требуемых законом документов. Решением № 18/8 от 08 сентября 2010 года окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования. Данное решение считает незаконным и нарушающим его право быть избранным. Причиной отказа явилось недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей. Решение основывается на итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей, согласно которому признаны недостоверными и (или) недействительными 131 подпись избирателей, так как в них указаны неполные сведения в графе «Адрес места жительства». Данное обстоятельство не может являться основанием для признания подписи недостоверной или недействительной. В силу закона адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. В адресе места жительства в представленных подписных листах действительно не указан субъект Российской Федерации, район, что на самом деле является сокращением, которое не препятствует однозначному восприятию этих сведений. Сведения об адресе места жительства вносились в соответствии с паспортами избирателей, которые не содержат в адресе записи с указанием региона, района, населенного пункта. Из 143 подписей на законных основаниях недействительными и недостоверными признано 12 подписей. Следовательно, достоверными являются 131 подпись избирателей, что достаточно для регистрации кандидата в депутаты Думы АМО.
С учетом уточненного заявления, просит признать решение № 18/8 от 08.09.2010г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 незаконным и отменить его; обязать окружную избирательную комиссию многомандатного округа № 3 зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В судебном заседании заявитель Максимов Ю.М. поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлениях.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – председатель окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 Мишина К.Н., возражала против заявления, полагала заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора Забабуриной В.Д., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Согласно пункта 1 статьи 38 указанного Федерального закона, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Пунктом 3 статьи 38 названного Федерального закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Судом установлено, что решением Ангарской территориальной избирательной комиссии № 73/354 от 07.07.2010г. были сформированы окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Думы АМО, в том числе утвержден состав окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования. Решением Территориальной избирательной комиссии № 73/355 от 07.07.2010г. председателем окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 3 назначена Мишина К.Н.
В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 г. N 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», комиссия, определяющая результаты в округе, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 16 статьи 59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области», по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в комиссию, определяющую результаты в округе, для принятия решения. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, определяющей результаты в округе, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
Решением окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 28 июля 2010 года № 2/4 создана группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в депутаты Думы АМО.
Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 от 28 июля 2010 года определено минимальное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата -131 подпись, и максимальное количество подписей 144. Одновременно решено проводить полную (сплошную) проверку достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
Решением рабочей группы по приему и проверке документов от кандидатов в депутаты Думы АМО окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 3 от 18 августа 2010 года №1, решено для проведения проверки достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах, представляемых кандидатами, привлекать к работе рабочей группы экспертов из числа специалистов Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области в г.Ангарске и Ангарском районе, эксперта-почерковеда экспертно-криминалистического центра ГУВД Иркутской области.
25 августа 2010 года Максимов Ю.М.обратился в ОИК с заявлением о регистрации его кандидатом в депутаты, с приложением всех требуемых законом документов, что подтверждается письменными доказательствами и не оспаривается сторонами. В том числе Максимовым Ю.М. представлены подписные листы в количестве 13 штук, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения в одной папке, содержащие всего 143 подписи избирателей.
06 сентября 2010 года рабочей группой окружной избирательной комиссии многомандатного округа № 3 в присутствии Максимова Ю.М. проведена проверка всех подписных листов в количестве 143 подписи, в результате проверки комиссией выявлено 143 недействительных подписи, что в процентном соотношении составляет 100%, о чем заполнена ведомость проверки подписных листов, а затем составлен итоговый протокол проверки подписных листов от 06 сентября 2010 года.
Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 08 сентября 2010 года № 18/8 Максимову Ю.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования в связи с отсутствием достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы АМО Максимова Ю.М., составленному в 18 часов 35 минут 06 сентября 2010 года, с учетом заключения УФМС России по г.Ангарску Иркутской области и заключения заместителя начальника отдела криминалистических и специальных экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области, подполковника милиции Шестеперовой Е.Л., № 575 от 01 сентября 2010 года, признаны недействительными:
- восемь подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт 3 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области). Данные подписи признаны недействительными на основании заключения УФМС России по г.Ангарску Иркутской области от 03 сентября 2010 года;
- сто тридцать одна подпись избирателей без указания каких либо сведений, требуемых в соответствии с Законом области, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт 4 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»). Данные подписи признаны недействительными в ввиду отсутствия в подписных листах в графе «адрес места жительства» сведений о субъекте Российской Федерации, районе;
- две подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а так же подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (подпункт 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»). Данные подписи признаны недействительными, так как в соответствии с заключением заместителя начальника отдела криминалистических и специальных экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области, подполковника милиции Шестеперовой Е.Л., № 575 от 01 сентября 2010 года, даты внесения подписей проставлены избирателями несобственноручно.
- две подписи избирателей, обладающих активным избирательным правом не в том избирательном округе, где выдвинут кандидат (пункт 7 статьи 56 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»).
В ходе судебного заседания Максимов Ю.М. согласился с недействительностью 8 подписей избирателей на основании подпункта 3 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области, двух подписей на основании подпункта 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области, двух подписей на основании пункта 7 статьи 56 Закона Иркутской области. Недействительность указанных подписей проверена в судебном заседании и подтверждается исследованными по делу доказательствами, в том числе подлинниками подписных листов, ведомостью проверки подписных листов, итоговым протоколом проверки подписных листов, заключением УФМС России по г.Ангарску Иркутской области от 03 сентября 2010 года, заключением заместителя начальника отдела криминалистических и специальных экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области, подполковника милиции Шестеперовой Е.Л., № 575 от 01 сентября 2010 года.
Оспаривая 131 подпись избирателей, признанных недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» в связи с отсутствием в подписных листах в графе «адрес места жительства» указания на субъект Российской Федерации и район, заявитель считает, что окружная избирательная комиссия необоснованно признала указанные подписи недействительными, так как неуказание субъекта РФ, района явилось фактически сокращением, которое не препятствует однозначному восприятию внесенных в подписные листы сведений. Такое сокращение по мнению заявителя является допустимым в соответствии с пунктом 10 статьи 19 Федерального Конституционного Закона № 5 «О референдуме в Российской Федерации». Адреса места жительства граждан списаны с паспортов граждан, в которых после наименования регистрационного органа в месте регистрации отсутствует наименование субъекта Российской Федерации, района, записи с названием населенного пункта, во многих записях сведения о подразделении, сделавшем запись о регистрации нечитаемы.
Указанные доводы заявителя не соответствуют требованиям закона.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», недействительными являются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист
Согласно пункта 8 статьи 56 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер (номер) паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в адрес места жительства включаются наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Такое понятие адреса места жительства используется для целей избирательного права.
Не указание в подписном листе в графе «адрес места жительства» наименования субъекта Российской Федерации, а так же наименования района для населенных пунктов, расположенных за пределами города Ангарска (Мегет, Савватеевка, Звездочка) (подписные листы с 9 по 13), является нарушением закона.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № 3 по выборам в депутаты Думы Ангарского муниципального образования обоснованно признаны недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» 131 подпись избирателей, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы АМО Максимова Ю.М.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что из 143 подписей недействительными являются 143 подписи, что составляет 100% от общего числа представленных подписей.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для отказа в регистрации является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 60 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», основаниями отказа в регистрации кандидата в депутаты является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В связи с отсутствием в подписных листах в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования Максимова Ю.М. достоверных подписей избирателей, решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования № 18/8 от 08 сентября 2010 года обоснованно отказано Максимову Ю.М. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования, данное решение принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», нарушений избирательного законодательства, в том числе и при проверке и подсчете подписей избирателей, которые бы могли явиться основанием для отмены решения избирательной комиссии об отказе Максимову Ю.М. в регистрации судом не установлено.
На основании изложенного, суд считает, что заявление Максимова Ю.М. о признании незаконным и об отмене решения № 18/8 от 08 сентября 2010 года ОИК многомандатного избирательного округа № 3 и возложении на ОИК по многомандатному избирательному округу № 3 обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Максимова Ю. М. о признании незаконным решения № 18/8 от 08 сентября 2010 года окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования об отказе в регистрации Максимова Ю. М. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования и отмене указанного решения, возложении обязанности на окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 3 по выборам в депутаты Думы Ангарского муниципального образования зарегистрировать его кандидатом в депутаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 24 сентября 2010 года.
Судья: С.С. Тройнина
Решение вступило в силу 02.10.2010 г.