о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2010 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре Доржиевой А.К., с участием прокурора Румянцевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пашкова А. В. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 6 сентября 2010 года № 17\2 от отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3, об обязании окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования зарегистрировать Пашкова А. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3.

У С Т А Н О В И Л:

Пашков А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 6 сентября 2010 года № 17\2 от отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3, об обязании окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования зарегистрировать Пашкова А. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3.

В обоснование своих требований указал, что 17 августа 2010 года Пашковым А.В. в Окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № З по выборам депутатов Ангарского муниципального образования были представлены заявление о согласии баллотироваться по вышеуказанному избирательному округу путем самовыдвижения и документы. 28 августа 2010 года А.В. Пашков передал в Окружную избирательную комиссию для регистрации его кандидатом в депутаты Думы АМО подписные листы с подписями в количестве 41 лист, сброшюрованные в три папки, содержащие 144 подписи избирателей, а также иные необходимые документы. 4 сентября 2010 года рабочей группой Окружной избирательной комиссии по проверке документов, представленных кандидатами, избирательными объединениями в окружную избирательную комиссию в период выборов депутатов Думы АМО, была проведена проверка представленных А.В. Пашковым подписных листов с подписями избирателей, составлены ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол проверки подписных листов. В результате проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей Рабочей группой было установлено, что среди представленных А.В. Пашковым 144 подписей избирателей якобы содержатся 16 недостоверных подписей, что составляет 11,11 % от общего количества подписей. Все 16 недостоверных подписей, по мнению рабочей группы, относятся к категории подписей избирателей, даты внесения которых представлены избирателями несобственноручно (подпункт 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области). 6 сентября 2010 года Окружной избирательной комиссией было вынесено решение № 17/2 об отказе в регистрации Пашкова А.В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № З. Считает, что оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии вынесено незаконно. Как указано в ведомости проверки подписных листов кандидата А.В. Пашкова от 04.09.2010 г., в качестве единственного основания признания недостоверными 16 подписей из общего о числа подписей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, рабочей группой было принято заключение эксперта экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области Е.Л. Шестепёровой. Из положений п.3 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» следует, что письменное заключение эксперта не является безусловным основанием для признания подписи недостоверной, а лишь может служить основанием для такого признания. Заключение эксперта должно быть оценено рабочей группой, в том числе с точки зрения достоверности выводов, содержащихся в нем. Оценивая заключение эксперта Е.Л. Шестепёровой от 31.08.2010 г. № 544, Рабочая группа отклонила вывод эксперта о том, что «цифровые записи, в графе «Подпись и дата внесения» в строке 4 подписного листа 14 и цифровые записи «20.0.2010 г.» после слов «подписной лист удостоверяю» подписного листа 7 выполнены одним лицом». Признавая 16 подписей из числа подписей, содержащихся в подписных листах, недостоверными, Рабочая группа не учла то обстоятельство, что заключение эксперта Шестепёровой от 31.08.2010 г. № 544 не могло быть положено в основание такого вывода. Заключение эксперта должно было быть признано недостоверным и отклонено Рабочей группой по следующим основаниям: заключение эксперта не содержит исследовательской части, о недостоверности Заключения эксперта свидетельствует тот факт, что во время производства экспертизы эксперт произвел еще три аналогичные экспертизы.

В судебное заседание заявитель не явился, извещен судом надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представители заявителя – Парфенов О.В., Дружинина Н.В., действующие на основании доверенности, поддержали требования, пояснения дали аналогично изложенным в заявлении.

Представители окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 – председатель комиссии Мишина К.Н., действующая на основании решения № 73/355 от 7 июля 2010 года Ангарской территориальной избирательной комиссии, Авдеев М.Е., действующий на основании доверенности № 507 от 6 сентября 2010 года, решения № 17/4 от 6 сентября 2010 года окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3, в судебном заседании, не согласились с заявлением заявителя, просили в удовлетворении заявления отказать, так как оснований для регистрации заявителя Пашкова А.В. на основании представленных им документов не имелось. При проверке достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных заявителем, были выявлены недостоверные и недействительные подписи, что превысило установленный законом допустимый минимальный предел достоверных и действительных подписей, представленных в поддержку кандидата. Оснований сомневаться в выводах эксперта не имеется. Процедура проверки подлинности подписей была проведена на основании федерального и областного законов, о чем заявитель был извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора Румянцевой А.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления Пашкову А.В. отказать, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что в соответствии со ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.10, 81.1 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.16, 17 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», ст.ст.18, 50 Устава Ангарского муниципального образования, решением Думы Ангарского муниципального образования № 829-72рД от 20.07.2010г. назначены муниципальные выборы депутатов Думы Ангарского муниципального образования. День голосования на муниципальных выборах депутатов Думы Ангарского муниципального образования установлен 10 октября 2010 года.

Решениями Ангарской территориальной избирательной комиссии № 73/353 и № 73/354 от 07.07.2010 г. был утвержден количественный состав окружных избирательных комиссий и сформированы окружные избирательные комиссии.

17 августа 2010 года Пашков А.В. обратился в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 3 с заявлением о согласии баллотироваться по вышеуказанному избирательному округу путем самовыдвижения, предоставив в избирательную комиссию документы, предусмотренные ст.52 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», представив подписные листы с подписями избирателей 28 августа 2010 года.

В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется при наличии соответствующих документов и необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Решением № 2/5 от 28 июля 2010 года окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 определено минимальное количество подписей из расчета 1% от общего числа зарегистрированных в округе избирателей, поделенного на число мандатов, что составляет не менее 131 подписи; максимальное количество подписей из расчета не более 10% от необходимого для регистрации количества подписей, что составляет 144 подписи. Этим же решением установлено провести полную (сплошную) проверку достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов и необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Думы Ангарского муниципального образования.

Заявителем Пашковым А.В. в окружную избирательную комиссию № 3 представлен 41 подписных листов со 144 подписями избирателей, сброшюрованные в 3 папки.

Порядок проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, установлен ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Так, часть 3 ст. 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз устанавливает, что избирательным комиссиям, определяющим результаты в округе, предоставлено право привлекать к проверке экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными.

Решением № 2/4 от 28.07.2010 г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 создана рабочая группа по приему и проверке документов от кандидатов в депутаты. Решением № 1 от 18.08.2010 г. рабочей группы для проведения проверки достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах, к работе группы были привлечены эксперты из числа специалистов УФМС России по Иркутской области в городе Ангарске и Ангарском районе, а также эксперт-почерковед экспертно-криминалистического центра ГУВД Иркутской области.

Рабочей группой окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 осуществлена проверка подписных листов, представленных Пашковым А.В.

В соответствии с ч.6 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

В соответствии с п.3 ч.10 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.

Рабочей группой окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 при проверке подписных листов, представленных для регистрации кандидатом Пашковым А.В. на основании заключения УФМС России по Иркутской области в городе Ангарске и Ангарском районе от 31 августа 2010 года 16 подписей избирателей признаны недействительными в связи с указанием в подписном листе сведений, не соответствующих действительности (в папке № 1, лист 3, подпись № 3.5; папка № 2 лист № 3 подпись № № 1, 2,3,4,5, папка № 2 лист 4, подпись № 3, № 4, папка № 2 лист № 4, подпись № 1, № 2, папка № 2 лист № 5, подпись № 3,5, папка № 2 лист № 6, подпись № 4, папка № 3 лист № 3, подпись № 2, № 3.

Согласно п.6 ч.10 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительными считаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно.

На основании заключения эксперта экспертно-криминалистического центра ГУВД Иркутской области № 544 от 31 августа 2010 года рабочей группой установлены 16 недействительных подписей.

Рабочая группа Окружной избирательной комиссии № 3 по проверке подписных листов 03.09.20 10 г. осуществила проверку подписных листов, представленных для регистрации Пашкова А.В. 04.09.2010 г. был составлен итоговый протокол.

Из пояснений представителей Окружной избирательной комиссии № 3 следует, что решение Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 от 06.09.2010 г. № 17/2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты думы АМО по многомандатному избирательному округу № 3 Пашкова А.В. принято с учетом экспертного заключения № 544 от 31.08.2010г.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-Ф3 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п/п. «д» п.24 ст.38 Федерального закона — основанием для отказа в регистрации является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В соответствии с п.16 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” - Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

В силу данной нормы закона, судом исследованы подписи в подписных листах, которые признаны рабочей группой недостоверными и недействительными, представленные Пашковым А.В. в Окружную избирательную комиссию № 3.

Рабочей группой по проверке подписных листов признано недостоверными 16 подписей, так как они не соответствуют требованиям п/п 6 п.10 ст.59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области», а именно подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно.

Заявитель полагал, что заключение эксперта, полученное с нарушением требований Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», не могло быть основанием для признания подписей избирателей недействительными.

В этой части суд также не соглашается с доводами заявителя, так как Федеральный закон от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве и не подлежит применению к отношениям, связанным с привлечением избирательной комиссией специалистов (экспертов) к проверке подписных листов.

Заключение эксперта № 544 от 31 августа 2010 года исследовано в судебном заседании в полном объеме. У суда не имеется оснований сомневаться в объективности выводов эксперта, обладающего специальными познаниями. Эксперт-почерковед был привлечен к работе рабочей группы на основании решения рабочей группы по приему и проверке документов от кандидатов в депутаты Думы Ангарского муниципального образования окружной избирательной комиссии по многомадатному избирательному округу № 3 из числа специалистов экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области, что не противоречит требованиям ч.3 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003 № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области». Заявителем не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта. Заместитель начальника отдела криминалистических и специальных экспертиз ЭКЦ ГУВД Иркутской области, подполковник милиции Шестепёрова Е.Л. имеет высшее образование и стаж экспертной работы по специальности «Почерковедческая экспертиза» 12 лет. При производстве экспертизы применялась традиционная методика проведения почерковедческих экспертиз с использованием специальной литературы. Поскольку порядок проведения почерковедческой экспертизы подписных листов и содержание заключения эксперта избирательным законодательством не урегулированы, требований о необходимости проведения в ходе проверки подписных листов каких-либо судебных экспертиз избирательное законодательство не содержит, то заключение эксперта № 544 от 31 августа 2010 года признается судом доказательством, подтверждающим недействительность 16 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования. Оснований для признания заключения эксперта подложным доказательством у суда не имеется.

В соответствии с абз.2 п.13 ст.59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» - Письменное заключение эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может содержать выводы в отношении подписи (подписей) и иных сведений как одного, так и нескольких лиц.

Судом установлено, что заключение эксперта было составлено на 5 листах и в полном объеме передано члену рабочей группы Окружной избирательной комиссии № 3, что подтверждается распиской, представленной экспертным учреждением. Как пояснил представитель окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 Авдеев М.Е., в ходе работы рабочей группы был утерян третий лист заключения, содержащий исследовательскую часть. Вместе с тем, факт утраты листа заключения не может ставить под сомнение выводы эксперта и не влияет на их достоверность.

В обоснование своих доводов представители заявителя Пашкова А.В. представили суду почерковедческое экспертное исследование № 88-09/10 и рецензию № 89-09/10 на заключение эксперта № 544 от 31.08.2010 г.

Однако, данные документы не могут быть положены в основу решения, так как являются недопустимыми доказательствами. Избирательное законодательство не предусматривает такой вид доказательства как исследование эксперта, не являющегося специалистом органов внутренних дел. Кроме того, данное исследование произведено по копиям подписных листов, сделанным до направления в Окружную избирательную комиссию № 3. Возможность назначения экспертизы по надлежаще заверенным копиям документов зависит от вида экспертизы, почерковедческая экспертиза по копиям документов не может быть проведена, в связи с отсутствием объекта исследования. Кроме того, копии документов делают невозможным проведение технического исследования с целью выявить, не была ли подпись выполнена посредством перекопирования или с проведением предварительной подготовки, а также не позволяют оценить условия, влияющие на изменения признаков почерка.

Согласно рецензии, эксперт Ильчук О.Г. пришел к выводу, что «заключение эксперта № 544 от 31.08.2010 г. выполненное экспертом ЭКЦ ГУВД по Иркутской области Шестепёровой Е.Л., выполнено с нарушениями методики производства почерковедческих экспертиз». Однако, данный вывод эксперта не обоснован, отсутствуют ссылки на нормативные и локальные акты, регламентирующие методику и процедуру проведения почерковедческих экспертиз. Нарушения методики не подтверждены выдержками из специальной литературы.

Избирательное законодательство не содержит обязательных требований по методике проведения почерковедческой экспертизы, предъявляемых к заключению эксперта, выполненное в порядке п.3 ст. 59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области».

В связи с изложенным, почерковедческое экспертное исследование № 88-09/10 и рецензия № 89-09/10 на заключение эксперта № 544 от 31.08.2010 г. не могут быть приняты во внимание, так как является недопустимыми доказательствами и не влияют на законность принятого решения Окружной избирательной комиссии № 3 об отказе в регистрации Пашкова А.В.

Согласно решению Окружной избирательной комиссии № 3 от 28.07.2010 г. № 2/5 количество действительных и достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе № 3, составляет 131 подпись, при этом количество подписей не должно превышать 144 подписи.

Суд, исследовав материалы дела, обозрев подписные листы, находит, обоснованно рабочей группой признано 16 недостоверных подписей, что составляет 11,11 % от общего числа представленных подписей. Нарушений, допущенных рабочей группой при подсчете подписей не усматривается. Достоверных подписей - 128 (144-16=128), что недостаточно для регистрации кандидата, так как минимальное количество подписей, необходимых для регистрации по многомандатному округу № 3 — 131. Решение Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 от 06.09.2010 г. № 17/2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы АМО по многомандатному избирательному округу № 3 Пашкова А.В. принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», нарушений избирательного законодательства, в том числе и при проверке и подсчете подписей

избирателей, которые бы могли явиться основанием для отмены решения избирательной комиссии об отказе Пашкову А.В. в регистрации в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194 -199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В заявленных требованиях Пашкову А. В. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 6 сентября 2010 года № 17\2 от отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3, об обязании окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования зарегистрировать Пашкова А. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский Областной суд через Ангарский городской суд в течение 5 дней со дня изготовления судом решения. Мотивированное решение судом будет изготовлено 27 сентября 2010 года.

Судья: Малахова Т.Г.

Решение вступило в силу 05.10.2010 г.