о включении имущества в наследственную массу и признании права пользования



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2010 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Обуховой Т.А., при секретаре Панамарчук К.А., с участием истцов Мурашевой О.А. и Шевелькова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2322-2010 по иску Мурашевой О. А. Шевелькова В. А. к администрации города Ангарска о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Мурашева О.А. и Шевельков В.А. предъявили к администрации г.Ангарска иск о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности, указав, что 11 декабря 20** года они и ответчик заключили договор на передачу квартиры по адресу: город Ангарск, *** в собственность в равных долях каждому.

Помимо них в договор был включён отец, Ш..

При оформлении технического паспорта на жилое помещение выяснилось, что в договоре приватизации была допущена неточность, вместо фамилии Мурашева была указана фамилия Мурашова. В связи с этим договор был возвращён для устранения описки.

А 25 февраля 20** года Ш. умер.

Они являются наследниками первой очереди к имуществу умершего. Но при обращении к нотариусу им было разъяснено, что наследодатель не зарегистрировал своё право собственности на приватизированную квартиру, поэтому в выдаче свидетельства о праве на наследство им будет отказано.

Волеизъявление их отца при жизни было направлено на приобретение права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: город Ангарск,***. Для этого он заключил договор приватизации.

Истцы просят включить ? долю в праве собственности на указанное жилое помещение в наследственную массу наследодателя Ш. и признать за каждым из них право собственности на 1/8 долю в жилом помещении, расположенном по адресу: город Ангарск, ***.

В судебном заседании истцы Мурашева О.А. и Шевельков В.А. поддержали исковые требования и дали пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Кроме того, истец Мурашева О.А. пояснила, что помимо неё, Шевелькова В.А. и Ш.. в договор приватизации включена несовершеннолетняя П.. 20** года рождения. Согласно договору, каждому из них в собственность было передано по ? доли в указанном жилом помещении. Так как она и Шевельков В.А. являются наследниками первой очереди, других наследников нет, то каждый из них имеет право на получение наследства, оставшегося после смерти Ш., в виде 1/8 доли спорной квартиры.

Представитель администрации города Ангарска возражения на иск не представил. Будучи извещённым о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, не сообщив о причине неявки.

У суда нет оснований считать, что представитель администрации города Ангарска не явился в судебное заседание по уважительной причине, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, а также материалы наследственного дела к имуществу умершего 25 февраля 20** года Ш., суд приходит к выводу, что исковые требования Мурашевой О.А. и Шевелькова В.А. к администрации города Ангарска о включении имущества Ш. в наследственную массу и признании права собственности законны и обоснованны, поэтому имеются основания для их удовлетворения.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно договору на передачу квартиры в собственность, 11 декабря 20** года администрация города Ангарска с одной стороны, а также Ш., Мурашева О. А., Шевельков В. А. и несовершеннолетняя П. в лице законного представителя Шевелькова В. А. с другой стороны заключили договор на передачу квартиры в собственность граждан. Из указанного договора следует, что квартира, расположенная по адресу: город Ангарск, *** была передана указанным лицам в долевую собственность в равных долях каждому.

22 декабря 20** года указанный договор был зарегистрирован в администрации города Ангарска за № *** ( л/д 15).

В соответствии со ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 4 июля 1991 года право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако, Ш. не зарегистрировал право собственности на свою долю в вышеуказанной квартире, поскольку умер 25 февраля 20** года, что подтверждается свидетельством о смерти ( л/д 11).

Истцы Мурашева О.А. и Шевельков В.А., являющиеся наследниками первой очереди по закону, обратились с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти Ш.. Однако, свидетельство о праве на наследство ими не было получено, так как отсутствуют сведения о регистрации права собственности Ш.. на ? долю квартиры.

В судебном заседании из представленных письменных доказательств, из материалов приватизационного дела установлено, что при жизни Ш. выразил свою волю на приватизацию квартиры по адресу: город Ангарск, ***, поручив своему представителю подать от его имени заявление о приватизации квартиры и все необходимые для этого документы, а затем зарегистрировать право собственности ( л/д 35). Доверенность на имя представителя Марченко И.А., выданная 08 июля 20** года, отозвана им не была. В приватизации квартиры Ш. отказано не было. Зарегистрировать право собственности Ш. в установленном законом порядке стало невозможным, в связи со смертью, наступившей 25 февраля 20** года.

Поэтому суд считает, что имеются основания для включения в наследственную массу умершего Ш. ? долю квартиры, расположенной по адресу: город Ангарск, ***, переданную ему в собственность администрацией города Ангарска 11 декабря 20** года.

В соответствии с п.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Мурашева О.А. и Шевельков В.А., являясь наследниками первой очереди по закону, приобрели право общей долевой собственности на 1/4 доли квартиры по адресу: город Ангарск, ***, принадлежавшей при жизни их отцу, Ш., поскольку они в установленном законом порядке обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

Согласно ч.2 ст.1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

Так как Мурашева О.А. и Шевельков В.А. являются наследниками одной очереди, то они наследуют в равных долях наследство умершего Ш., то есть по 1/8 доли каждый.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мурашевой О. А. и Шевелькова В. А. к администрации города Ангарска о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности удовлетворить.

Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти Ш., умершего 25 февраля 20** года, 1/4 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, состоящую из четырёх комнат общей площадью 59,4 кв.м, жилой площадью 42,7 кв.м, с балконом, расположенную на втором этаже в первом подъезде 119-квартирного 5-этажного газозолобетонного дома, находящуюся по адресу: город Ангарск, ***.

Признать за Мурашевой О. А. и за Шевельковым В. А. право собственности по 1/8 доли за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру, состоящую из четырёх комнат общей площадью 59,4 кв.м, жилой площадью 42,7 кв.м, с балконом, расположенную на втором этаже в первом подъезде 119-квартирного 5-этажного газозолобетонного дома, находящуюся по адресу: город Ангарск, ***.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 20 сентября 2010 года.

Судья Т.А. Обухова

Решение вступило в силу 01.10.2010 г.