об отмене решения окружной избирательной комиссии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2010 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Сергеенко М.А., с участием

прокурора Лейдерман Н.Л.,

заявителя Петрова Н.С.

представителей заинтересованного лица Кривоносовой Т.В., Авдеева М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3349-10 по заявлению Петрова Н. С. о признании незаконным бездействия окружной избирательной комиссии, об отмене решения окружной избирательной комиссии как незаконного, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты и выдать удостоверение установленного образца,

У С Т А Н О В И Л:

Петров Н.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 1, выразившееся в необеспечении установленного порядка рассмотрения заявления, содержащего данные о наличии ошибок избирательной комиссии, об отмене решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 как незаконного, о возложении обязанности на окружную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты и выдать удостоверение установленного образца, указав, 20 августа 2010 г. он обратился в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования (далее ОИК № 1) с заявлением о регистрации его кандидатом в депутаты, с приложением всех требуемых законом документов. 01.09.2010г. ОИК была проведена проверка представленных документов, каких-либо нарушений по оформлению и представлению документов. Также 01.09.2010г. в присутствии кандидата и его доверенных лиц, подполковником милиции Плаксиной Т.Ф. произведена экспертиза представленных кандидатом подписных листов. Производство экспертизы было начато в 16 час.30 мин. 30.08.2010г. и окончено в 10 час.00 мин. 31.08.2010г. На основании заключения эксперта № 534 от 30.08.2010г. был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей. При ознакомлении с итоговым протоколом, ведомостью проверки подписных листов кандидата, а так же заключением эксперта им выявлены нарушения избирательной комиссией его избирательных прав. Ведомость проверки подписных листов кандидата содержит сведения, на основании которых ОИК № 1 сделала неправильный расчет количества подписей. Заключение эксперта так же содержит сведения, на основании которых ОИК № 1 сделаны неверные выводы.

Заключение эксперта № 534 от 30.08.2010г. не может быть законным, так как не содержит сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Ни кандидату, ни его доверенным лицам не было представлено предупреждение эксперта об уголовной ответственности, не представлена подписка эксперта о предупреждении об ответственности, а так же не представлено свидетельство эксперта на право проведения почерковедческих экспертиз, данных о профессиональной подготовке эксперта, что является нарушением принципов открытости и гласности. Так же кандидату известно, что ОИК МО № 1 не все подписные листы кандидатов по 1 округу проходили экспертную оценку подписей, что также нарушает равенство кандидатов и избирательное право заявителя. Данные условия проведения ОИК МО №1 своей работы не в соответствии с действующим законодательством, позволяют сделать вывод о ненадлежащем исполнении окружной комиссией своей работы, и как следствие, нарушение его права. Им была подана жалоба в территориальную комиссию, в окружную избирательную комиссию многомандатного округа № 1.

Фактически ОИК намерено исказила сведения, использовала недостоверное экспертное заключение, чем нарушила его избирательные права.

Просит признать незаконным бездействие окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 1, выразившееся в необеспечении установленного порядка рассмотрения заявления, содержащего данные о наличии ошибок избирательной комиссии; отменить решение № 64 от 04.09.2010г. окружной избирательной комиссии многомандатного округа № 1 как незаконное; обязать окружную избирательную комиссию многомандатного округа № 1 зарегистрировать его кандидатом в депутаты заявителя и выдать ему удостоверение установленного образца о регистрации кандидатом по многомандатному избирательному округу № 1.

В поданном в порядке ст.39 ГПК РФ уточненном заявлении, Петров Н.С., излагая те же основания иска, указал дополнительно, что ведомость проверки подписных листов кандидата содержит сведения, на основании которых ОИК многомандатного округа № 1 сделала неправильный расчет количества подписей:

1. Цифровая запись в графе «Подпись и дата внесения» в строке 3 подписного листа 3 выполнены с исправлением. В данном случае исправления отсутствуют.

2. В строке 1 подписного листа 5 подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателе. Считает запись действительной из-за отсутствия исправлений.

3. Цифровая запись в графе «Подпись и дата внесения» в строке 1 подписного листа 6 и рукописные записи (в том числе цифровые), расположенные после слов «Подписной лист удостоверяю» в подписном листе 6 выполнены одним и тем же лицом. Фактически данные записи произведены избирателем и лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, в связи с чем отсутствуют основания считать их одним и тем же лицом.

4. В цифровой записи «дата внесения подписи сборщика», расположенной в строке после слов «Подписной лист удостоверяю» подписного листа 12, имеются исправления в дате внесения подписи сборщика. Считает данный лист полностью действительным, так как отсутствуют исправления в дате внесения подписи сборщика.

5. В буквенно-цифровой записи «17 м/р, д.5», расположенной в строке под таблицей после слов «Подписной лист удосчтоверяю» подписного листа 13, первоначально вместо цифры 5 располагалась цифра 9». Считает данный подписной лист полностью действительным, так как отсутствуют исправления в адресе места жительства сборщика.

6. Цифровые записи в графе «Подпись и дата внесения» в строках 1.2 подписного листа 14 выполнены одним лицом. Подписи выполнены Л.. и Л.. собственноручно, а числа проставлены одной Л.., так как Л..имеет плохое зрение. Одна подпись должна быть учтена.

7. Цифровая запись в графе «Подпись и дата внесении» ы строке 2 подписного листа 33 и рукописные записи (в том числе цифровые), расположенные после слов «Подписной лист удостоверяю» в подписном листе 33, выфполнены одним лицом. Фактически данные записи произведены избирателем и лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, в связи с чем отсутствуют основания считать их одним и тем же лицом.

Согласно заключению эксперта № 534 от 30 августа 2010 года экспертиза проведена за 17 часов30 минут, что является нарушением Федерального Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности».

В судебном заседании заявитель Петров Н.С. поддержал заявленные требования, дали пояснения аналогичные изложенным в заявлениях.

В судебном заседании представители заинтересованного лица – председатель окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 Кривоносова Т.В. и Авдеев М.Е., действующий на основании доверенности, возражали против заявления, полагали заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Суду пояснили, что основанием для отказа заявителю в регистрации депутатом явилось, то что было выявлено недостаточное количество достоверных и действительных подписей.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора Лейдерман Н.Л., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Согласно пункта 1 статьи 38 указанного Федерального закона, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

Пунктом 3 статьи 38 названного Федерального закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Аналогичные положения содержатся в ст. 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 г. N 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Судом установлено, что решением Ангарской территориальной избирательной комиссии № 73/354 от 07.07.2010г. были сформированы окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Думы АМО, в том числе утвержден состав окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования. Решением Территориальной избирательной комиссии № 73/355 от 07.07.2010г. председателем по многомандатному избирательному округу № 1 назначена Кривоносова Т.В.

В соответствии с п.3 ст. 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 г. N 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», комиссия, определяющая результаты в округе, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Согласно ч.16 ст.59 Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области», по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в комиссию, определяющую результаты в округе, для принятия решения. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, определяющей результаты в округе, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.

Решением окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 05 августа 2010 года № 5 создана рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в депутаты Думы АМО. Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 05 августа 2010 года № 6 утвержден порядок проверки подписных листов с подписями избирателей, (согласно которому ОИК решила проводить полную (сплошную) проверку достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов и необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Думв Ангарского муниципального образования. В ходе проверки заполнять ведомости проверки подписных листов с указанием оснований (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными (если такие будут выявлены). По окончании проверки составлять итоговый протокол, копию которого вручать кандидату не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации данного кандидата.

Решением Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 от 27 июля 2010 года № 4 установлено, что количество достоверных и действительных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в многомандатном округе № 1, составляет 129 подписей, при этом количество подписей не должно превышать 142 подписи.

В соответствии с Положением о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 1, утвержденного Решением окружной избирательной комиссии по многомандатному округу № 1 от 05 августа 2010 года № 5, для выполнения задач рабочей группы решениями рабочей группы могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а так же иных государственных органов.

20 августа 2010 года Петров Н.С.обратился в ОИК с заявлением о регистрации его кандидатом в депутаты, с приложением всех требуемых законом документов, что подтверждается письменными доказательствами и не оспаривается сторонами. В том числе Петровым Н.С. представлены подписные листы в количестве 33 штук, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения в одной папке, содержащие всего 142 подписи избирателей.

01 сентября 2010 года рабочей группой окружной избирательной комиссии многомандатного округа № 1 проведена проверка всех подписных листов в количестве 142 подписи, в результате проверки комиссией выявлено 19 недействительных подписей, что в процентном соотношении составляет 13,38%, о чем заполнена ведомость проверки подписных листов, а затем составлен итоговый протокол проверки подписных листов от 01 сентября 2010 года.

Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 04 сентября 2010 года № 64 Петрову Н.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования на основании части 1 статьи 56, пунктов 6,7,8 части 10 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы АМО Петрова Н.С., составленному в 20 часов 50 минут 01 сентября 2010 года, с учетом заключения главного эксперта экспертно-криминалистического центра ГУЫД по Иркутской области подполковника милиции Плаксиной Т.Ф. № 534 от 30 августа 2010 года, признаны недействительными:

- семь подписей избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а так же подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (подпункт 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»). Из ведомости проверки подписных листов от 01 сентября 2010 года и исследованных подписных листов следует, что это подпись избирателя А. в строке 3 на листе 3; подпись избирателя Р.. в строке 1 на листе 6; подписи избирателей Л. и Л. в строках 1 и 2 на листе 14; подпись избирателя М.. в строке 1 на листе 16, подпись избирателя К. в строке 4 на листе 23; подпись избирателя Т.. в строке 2 на листе 33;

- две подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы (подпункт 7 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области). Из ведомости проверки подписных листов и исследованных подписных листов следует, что это подпись избирателя Б..в строке 1 на листе 5; подпись избирателя М.. в строке 3 на листе 15;

- десять подписей избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом (подпункт 8 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В ходе судебного заседания Петров Н.С. согласился с недействительностью подписей избирателей Л. в строке 1 на листе 14, М. в строке 3 на листе 15, М.. в строке 1 на листе 16, К. в строке 4 на листе 23.

Согласно заключению эксперта № 534 от 30-31 августа 2010 года, цифровые записи в строках 1,2 подписного листа 14 (подписи избирателей Л. и Л..) выполнены одним лицом; цифровая запись в графе «подпись и дата внесения» в строке 1 подписного листа 6 (избиратель Р.) и рукописные записи (в том числе и цифровые), расположенные после слов «подписной лист удостоверяю» в подписном листе 6, выполнены одним лицом; цифровая запись в графе «подпись и дата внесения» в строке 2 подписного листа 33 ( избиратель Т.) и рукописные записи (в том числе цифровые), расположенные после слов «подписной лист удостоверяю» в подписном листе 33, выполнены одним лицом.

У суда нет оснований не доверять заключению эксперта. Экспертиза подписных листов проведена в соответствии с требованием п.3 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» экспертом из числа специалистов органов внутренних дел, а именно главным экспертом экспертно-криминалистического центра ГУВД по Иркутской области подполковником милиции Плаксиной Т.В., имеющей высшее образование и стаж экспертной работы по специализации «Почерковедческая экспертиза» - 7,5 лет. В экспертном заключении имеется ссылка на применение традиционной методики проведения почерковедческих экспертиз с использованием специальной литературы. Заявителем не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства, судом были исследованы подлинные подписные листы и каждая подпись, признанная избирательной комиссией недействительной, ведомости проверки подписных листов. Исследовав указанные документы, суд оснований не доверять выводам эксперта не находит.

В обоснование своих доводов о нарушении процедуры проведения экспертизы заявитель ссылался на нормы закона, регулирующего проведение судебных экспертиз, в том числе указывает, на то, что эксперт, проводивший экспертизу подписей подписных листов, не был предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ.

Данные доводы заявителя суд считает необоснованными, так как ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закон Иркутской области от 11 декабря 2003 г. N 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» не предусматривают, что привлекаемые для указанных целей эксперты должны быть предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, а также законом не предусмотрена обязанность окружных избирательных комиссий представлять кандидатам, его доверенным лицам сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности, данных о профессиональной подготовке эксперта, свидетельства эксперта на право проведения почерковедческих экспертиз. Порядок проведения экспертизы избирательным законодательством не урегулирован. Для проверки достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах законом не предусмотрено проведение судебной экспертизы.

Доводы заявителя о том, что из двух подписей избирателей Л.. и Л.. (строки 1,2 в листе14) одну подпись избирательная комиссия должна была учесть как достоверную, поскольку в отношении этих фамилий стоит подпись одного из избирателей, не основаны на законе. Избирательная комиссия обязана учитывать подпись конкретного избирателя, при выполнении подписей от имени одного лица другим лицом невозможно определить, какая из одинаковых подписей выполнена самим избирателем, а какая от его имени. Нельзя так же исключить, что одинаковые подписи выполнены от имени избирателей другими лицами. Признание недостоверными всех подписей в случае выполнения их от имени одного лица другим лицом, способствует предотвращению нарушений, которые могут быть допущены со стороны сборщиков подписей и препятствует распространению незаконных технологий по сбору подписей в поддержку кандидатов, списков кандидатов.

Вместе с тем, исследовав подлинники подписных листов, суд приходит к необоснованности вывода окружной избирательной комиссии о недействительности подписи в строке 3 на подписном листе 3, так как какие-либо исправления в дате подписи избирателя не имеется, прочтение даты выполнения подписи 21 августа 2010 года является однозначным. В заключении эксперта отсутствует вывод о наличии исправлений и недействительности данной подписи.

Таким образом, из представленных Петровым Н.С. подписей избирателей, недействительными в силу подпункта 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» является 6 подписей.

В строке 1 на листе 5 имеются исправления в сведениях об избирателе, специально не оговоренные избирателем или лицом, собиравшим подписи, а именно в отчестве избирателя «Николаевна» и в наименовании области «Иркутская». Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании подлинниками подписных листов, в том числе листа 5.

В строке 3 листа 15 имеются исправления в сведениях об избирателе, а именно исправлен номер квартиры. Наличие данного исправления так же подтверждается исследованным подлинником подписного лица и не оспаривалось заявителем.

Таким образом, из представленных Петровым Н.С. подписей избирателей, недействительными в силу подпункта 6 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» окружной избирательной комиссией многомандатного округа 1 обоснованно признаны 2 подписи.

Исправления в сведениях о сборщике подписей на подписном листе 13, вследствие чего недействительными признано 5 подписей, имеющихся на листе, подтверждаются заключением эксперта № 534 от 30-31 августа 2010 года, сомневаться в объективности которого у суда нет оснований по изложенным выше основаниям. Наличие исправлений подтверждается так же исследованным в судебном заседании подлинником подписного листа 13. Наличие исправления не оговорено лицом, собиравшим подписи. Таким образом, 5 подписей в подписном листе 13 являются недействительными в силу подпункта 8 пункта 10 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области».

5 подписей избирателей на листе 12 избирательная комиссия признала недействительными на основании подпункта 8 пункта 10 статьи 59 Закона области, согласно которому недействительными признаются подписи, если есть исправления в дате внесения подписи сборщика или неоговоренные исправления в сведениях о сборщике. В ведомости проверки подписных листов указано, что имеются исправления в дате внесения подписи сборщика. В ходе изучения в судебном заседании этого подписного листа установлено, что исправлений в дате внесения подписи сборщиком не имеется, что признали в судебном заседании представители избирательной комиссии. Однако избирательной комиссией обоснованно подписи на 12-м подписном листе признаны недействительными, поскольку в сведениях о сборщике подписей не указаны в полном объеме его паспортные данные, а именно номер паспорта.

В соответствии с пунктом 10 статьи 56 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер (номер), дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно подпункту 8 пункта 10 статьи 59 Закона области все подписи избирателей в подписном листе являются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом.

Таким образом, подписи избирателей на листе 12 являются недействительными на основании подпункта 8 пункта 10 статьи 59 Закона области.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № 1 по выборам в депутаты Думы Ангарского муниципального образования обоснованно признаны недействительными 18 подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы АМО Петрова Н.С. Основания, по которым подписи признаны недействительными, предусмотрены положениям статей 56, 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 года № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Таким образом, из материалов дела усматривается, что из 142 подписей недействительными являются 18 подписей, что составляет 13,38 % от общего числа представленных подписей.

Достоверных подписей имеется 124, что недостаточно для регистрации кандидата, так как минимальное количество подписей, необходимых для регистрации по многомандатному округу № 1 составляет 129 подписей.

В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для отказа в регистрации является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу, что решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 04.09.2010 г. № 64 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы АМО по многомандатному избирательному округу № 1 Петрова Н.С. принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», нарушений избирательного законодательства, в том числе и при проверке и подсчете подписей избирателей, которые бы могли явиться основанием для отмены решения избирательной комиссии об отказе Петрову Н.С. в регистрации судом не установлено.

На основании изложенного, суд считает, что заявление Петрова Н.С. об отмене решения ОИК многомандатного избирательного округа № 1 от 04.09.2010 г. № 64 и возложении на ОИК по многомандатному избирательному округу № 1 обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты и выдать удостоверение установленного образца удовлетворению не подлежит.

Поданные Петровым Н.С. заявления не содержат доводов и оснований, по которым он просит признать незаконным бездействие окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 1, выразившееся в необеспечении установленного порядка рассмотрения заявления, содержащего данные о наличии ошибок избирательной комиссии, не установлено таких обстоятельств и в ходе судебного разбирательства.

В судебном заседании установлено, что 03 сентября 2010 года в 19.05 часов Петров Н.С. обратился в окружную избирательную комиссию многомандатного округа № 1 с заявлением, в котором изложил свои доводы о наличии нарушений со стороны ОИК при расчете количества подписей, в связи с чем просил учесть его замечания и составить новый итоговый протокол. 08 сентября 2010 года окружной избирательной комиссией по многомандатному избирательному округу №1 Петрову Н.С. дан ответ на его заявление, в котором указано, что доводы в отношении оспаривания заявителем некоторых положений Заключения эксперта № 534 от 30 августа 2010 года не нашли своего подтверждения, члены окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 согласились с доводами рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в депутаты Думы Ангарского муниципального образования в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 1. Ответ на заявление дан в установленный пятидневный срок, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным бездействия окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 1, выразившегося в необеспечении установленного порядка рассмотрения заявления, содержащего данные о наличии ошибок избирательной комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Петрова Н. С. о признании незаконным бездействия окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 1, выразившегося в необеспечении установленного порядка рассмотрения заявления, содержащего данные о наличии ошибок избирательной комиссии, об отмене решения № 64 от 04.09.2010г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 как незаконного, возложении обязанности на окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 1 зарегистрировать его кандидатом в депутаты и выдать удостоверение установленного образца о регистрации кандидатом отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 20 сентября 2010 года.

Судья: С.С. Тройнина

Решение вступило в силу 01.11.2010 г.