о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2010 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Сергеенко М.А.,

с участием представителя ответчика Шишкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2518-10 по иску Набоковой Л. А. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Набокова Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, указав, что 26 апреля 20** года она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области. 05 мая 20** года УПФР в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области вынесло решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. С данным решением УПФР в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области истец не согласна и считает, что решение об отказе в назначении досрочной пенсии является незаконным. В соответствии с п.19 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В стаж на соответствующих видах работ не был включен период работы с 29 сентября 19** года по 21 июля 19** года в должности *** в Муниципальном специальном учебно-***ном учреждении «Детский приют», так как указанное учреждение не предусмотрено списками учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Данное учреждение переименовано в ОГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», где она продолжает работать до настоящего времени. Просит суд признать незаконным решение управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области об отказе в назначении трудовой пенсии по старости от 05 мая 20** г. в части не включения в стаж на соответствующих видах работ периода с 29.09.19** г. по 21.07.19** года в должности *** в муниципальном специальном учебно-образовательном учреждении «Детский приют» г. Ангарска; обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области включить в специальный стаж периоды работы с 29.09.19**г. по 21.07.19**г. в должности *** в муниципальном специальном учебно-образовательном учреждении «Детский приют» г. Ангарска; обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, то есть с 26 апреля 20** года.

В судебное заседание истец Набокова Л.А. не явилась, извещена надлежаще, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Шишков А.В., действующий на основании доверенности, в письменных возражениях на иск Набоковой Л.А. указал, что Набокова Л.А. обратилась в Управление ПФР (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области 26.04.20**г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с учетом педагогической деятельности. Для назначения пенсии истицей были представлены следующие документы: заявление о назначении пенсии, трудовая книжка, уточняющая справка от 26.04.20**, архивные справки.

Решением № 50 от 05 мая 20** года Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области Набоковой Л.А. отказано в назначении трудовой пенсии по старости, так как в суммарную продолжительность педагогического стажа не включен период работы с 29.09.19** по 21.07.19** в должности *** в Муниципальном специальном учебно-***ном учреждении «Детский приют» г.Ангарска, на том основании, что указанное учреждение не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей 1991г. (пед), 1999 г. (пед), 2002 г.г.(пед). Вышеуказанные нормативные акты не предусматривают расширительного толкования органом, назначающим пенсию, и носят буквальный характер.

На день обращения за пенсией специальный стаж педагогической работы у Набоковой Л.А. составил 23 года 2 месяца 7 дней при требуемом не менее 25 лет. Считает, что обжалуемое решение вынесено в соответствии с действующим законодательством. Просит в иске Набоковой Л.А. отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Шишков А.В. исковые требования Набоковой Л.А. не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснив дополнительно, что с учетом спорного периода стаж педагогической работы истицы составит 25 лет без одного дня. Поскольку истица продолжает работать в ОГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Ангарска», право на назначение трудовой пенсии по старости могло возникнуть с 27 апреля 20** года.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования Набоковой Л.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Установлено, что Набокова Л.А. 26 апреля 20** года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области с заявлением о досрочном установлении трудовой пенсии по старости с учетом педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением № 50 от 05 мая 20** года УПФ РФ в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области ей отказано в назначении трудовой пенсии по старости так как не зачтены в суммарную продолжительность педагогического стажа периоды работы: с 29 сентября 19** года по 21 июля 19** года в должности *** в Муниципальном специальном учебно-***ном учреждении «Детский приют» г.Ангарска на том основании, что указанные учреждения не предусмотрены Списками профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв.Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463; списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о незаконности данного решения.

Согласно ст.27 ч.1 п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях», право на трудовую пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрена должность ***.

В соответствии с п.2 указанного Постановления другим основанием для назначения досрочной трудовой пенсии педагогическим работникам является педагогическая деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей. К таким учреждениям постановление относит детские дошкольные образовательные учреждения (детские сады всех наименований, сады - ясли, детские ясли) и общеобразовательные учреждения: школы всех наименований, лицей; гимназия; центр образования.

Следовательно, указанный список должностей и учреждений в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года включает должность *** и наименование учреждений – государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения.

Согласно п. 9 Пленума Верховного Суда РФ « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из трудовой книжки Набоковой Л.А. истец в период с 29.09.19** г. по 21.07.19** года работала в должности *** муниципального специального учебно-***ного учреждения «Детский приют» г.Ангарска, который согласно Постановлению № 1878 от 09.06.19** г. Мэра АМО переименован в муниципальное учреждение «Социальной защиты населения социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Согласно ст.12 федерального закона №12-фз от 13 января 19** года «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Указанной статьей к образовательным учреждениям отнесены следующих типы учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).

С 29.09.19** по 21.07.19** года истец работала в должности *** в Муниципальном специальном учебно-образовательном учреждении «Детский приют» г.Ангарска, созданном в соответствии с постановлением мэра города Ангарска от 24.06.1994г. № 1417. Постановлением мэра Ангарского муниципального образования № 1878 от 09.06.98 муниципальное специальное учебно-***ное образовательное учреждение «Детский приют» переименован в муниципальное учреждение социальной защиты населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», с 2005 года переименован в Областное государственное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Ангарска. В данной организации истец продолжает работать до настоящего времени.

Согласно Уставу муниципального специального учебно-***ного образовательного учреждения «Детский приют», зарегистрированного Постановлением Мэра г. Ангарска № 1417 от 24.06.1994 г. в основные задачи деятельности приюта являлось: оказание психологической и психокоррекционной помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации, в ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или устройству в другие организации, т.е. содействие в решение их дальнейшей судьбы.

Постановлением Мэра Ангарского муниципального образования от 24.10.19** г. № 3237 зарегистрированы изменения в устав муниципального учебно-***ного образовательного учреждения «Детский приют», где цель создания приюта принята в новой редакции, а именно: оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам, проведение соответствующих мер профилактики и коррекции отклоняющегося от принятых норм поведения (девиантного поведения) у несовершеннолетних, организация их временного проживания, оказание правовой помощи, медико-психолого-педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство».

Устав муниципального учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» предусматривает цель создания: оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам, проведение соответствующих мер профилактики и коррекции отклоняющегося от принятых норм поведения, квалифицированной медико-социальной адаптации к жизни», то есть аналогичные цели создания «Детского приюта».

Согласно уставу ОГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Ангарска», утвержденному 20 декабря 2005 года, центр создан для оказания социально-реабилитационных услуг несовершеннолетним из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью подготовки их к самостоятельной жизнедеятельности и бесконфликтной интеграции в общество.

Таким образом, с 29 сентября 19** года и по настоящее время истица работает в одном образовательном учреждении, которое на протяжении деятельности меняло своё наименование.

Ответчиком не представлено доказательств, что учреждение, работа в котором истице не засчитана в суммарную продолжительность педагогической деятельности, не относится к детскому образовательному учреждению.

Таким образом, период работы Набоковой Л.А. с 29 сентября 19** года по 21 июля 19** года в должности *** в муниципальном учебно-***ном образовательном учреждении «Детский приют», подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное установление пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в должности *** в указанных учреждениях.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению ее конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, истица на день обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости имела стаж педагогической работы 25 лет без одного дня с учетом тех периодов работы, которые суд признал необходимым включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Таким образом, Набокова Л.А. имела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 пункта 1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с 27 апреля 2010 года (ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»),, а решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области за № 50 от 05 мая 2010 года об отказе Набоковой Л. А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Набоковой Л. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение № 50 от 05 мая 20** года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области в части не включения в стаж, дающий Набоковой Л. А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периодов работы с 29 сентября 19** года по 21 июля 19** года в должности *** в Муниципальном специальном учебно-***ном учреждении «Детский приют» г.Ангарска.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области включить Набоковой Л. А. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период с 29 сентября 19** года по 21 июля 19** года в должности *** в Муниципальном специальном учебно-***ном учреждении «Детский приют» г.Ангарска.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Набоковой Л. А. досрочную трудовую пенсию по старости с 27 апреля 20** года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 02 августа 2010 года.

Судья: С.С. Тройнина

Решение вступило в силу 05.10.2010 г.