Дело № 2-1817-10
08 июня 2010 года г. Ангарск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ангарский городской суд Иркутской области
в составе: председательствующего судьи Свиридовой М.А.,
при секретаре Шайдуровой А.А.,
с участием истца Рабиновича Р.Л.,
представителя ответчика Кириллова Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рабиновича Р. Л. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, обязании их предоставления истец Рабинович Р.Л., обращаясь с иском в суд, указал, что имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям: как Ветеран труда и инвалид. В силу этого он имеет право выбора на получение каждой меры социальной поддержки по одному из оснований. 09 февраля 20** года он направил в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району заявление, в котором выразил свое волеизъявление по выбору оснований мер социальной поддержки. Ни одной меры социальной поддержки он не требует дважды по разным основаниям. Начальник УМСРоиП Иркутской области по Ангарскому району оставил его заявление без удовлетворения и прислал ему письмо, в котором утверждает без ссылок на конкретные правовые акты, что его просьба не предусмотрена законодательством. Считает, что своими действиями ответчик нарушил его право выбора на получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных статьей 31 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и п. 6 ст. 4 Закона Иркутской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области». Просит признать незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому района предоставить ему меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 50 процентов расходов на оплату жилого помещения на основании п.п. 2 п.1 ст. 2 Закона Иркутской области № 105-оз от 17.12.2008 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области», денежной компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг на основании ст. 17 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».
В судебном заседании истец на иске настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что до января 20** г. он пользовался льготой по уплате жилого помещения и коммунальным услугам как ветеран труда. После установления инвалидности в январе 20** года, он может пользоваться одновременно льготой и как инвалид на основании закона. Ему выгодно пользоваться льготой по оплате коммунальных услуг как инвалиду, а за жилье – как ветерану труда. Поскольку финансирование происходит из разных бюджетов, получая льготы из федерального бюджета как инвалид, бремя финансирования ляжет на Федеральный бюджет, а не на областной. Считает, что имеет право выбора на социальную поддержку как инвалид и ветеран труда, он фактически лишен такового в связи с отказом ответчика.
Представитель ответчика Кириллов Л.С., действующий на основании доверенности, иск не признал, изложив доводы, указанные в возражении, согласно которым Федеральным Законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Иркутской области № 105-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» не предусматривается одновременное применение двух нормативно правовых актов, с учетом наличия двух оснований (в данном случае статус Ветерана труда и инвалида), речь идет о выборе применения правового акта.
Представитель третьего лица – министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просит рассмотреть дело в его отсутствии. В представленном отзыве на исковое заявление указал, что в федеральном законодательстве по вопросу социальной защиты граждан действует общий принцип, когда гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору гражданина. Этот принцип закреплен, в частности, в статье 31 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Кроме того, положения абзаца 13 ст. 17 ФЗ не подразделяют коммунальные услуги по видам услуг, а указывают на них в комплексе. В связи с тем, что министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не наделено полномочиями трактовать нормы федерального законодательства, а также в целях обеспечения законных прав граждан при оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, направлен запрос в департамент организации социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, 09 февраля 20** г. истец обратился в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району с заявлением, в котором просил установить ему меры социальной поддержки как инвалиду, которому инвалидность установлена впервые 12.01.20** г., и Ветерану труда, получающему меры социальной поддержки как Ветеран, на основании п.6 ст. 4 Закона Иркутской области № 105-оз от 17.12.2008 г. и ст. 31 ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. в виде денежной компенсации 50 процентов расходов на оплату жилого помещения на основании п.п. 2 п.1 ст. 2 Закона Иркутской области № 105-оз от 17.12.2008 г., денежной компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг на основании ст. 17 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г.
В ответе от 02.03.2010 г. начальник Управления Геранюшкин А.Е. указал, что предоставление мер социальной поддержки по оплате ЖКУ по двум правовым актам законодательством не предусмотрено, отказав тем самым в предоставлении Рабиновичу Р.Л. мер социальной поддержки, предусмотренных Законами.
Суд не может согласиться с данным решением по следующим основаниям.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту ФЗ), инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Согласно ст. 31 ФЗ, в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Законом Иркутской области № 105-оз от 17 декабря 2008 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» (с изм.) (далее по тексту Закон), предусмотрены меры социальной поддержки лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны, а также ветеранам труда (гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.).
Статьей 2 Закона предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде:
денежной компенсации 50 процентов расходов на оплату жилого помещения, в том числе нетрудоспособным членам семьи, совместно с ними проживающим, находящимся на их полном содержании или получающим от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
денежной компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива, включая его доставку, при наличии печного отопления).
Согласно п.6 ст. 4 Закона, в случае наличия одновременно права у гражданина на одни и те же меры социальной поддержки по настоящему Закону и по другим правовому акту, меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина либо по настоящему Закону, либо по другому правовому акту.
Установлено, Рабинович Р.Л. является ветераном труда в соответствии с удостоверением от 09.04.20** г.
Согласно справке МСЭ№ *** от 20.01.2010 г., ему установлена впервые инвалидность второй группы с 12 января 20** года до 01 февраля 20** года.
Рабинович Р.Л. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ангарск, *** и зарегистрирован один в указанном жилом помещении.
Таким образом, являясь одновременно инвалидом и ветераном труда, Рабинович Р.Л. имеет право на получение мер социальной защиты по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ и Законом Иркутской области, то есть по двум основаниям. Пункт 6 ст. 4 Закона, а также ст. 31 ФЗ не содержат запрета на применение разных льготных скидок – предоставление скидок по оплате жилья по одному основанию, а по оплате коммунальных услуг – по другому, предоставление разных скидок по разным коммунальным услугам.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования суд исходит из того, что истец Рабинович Р.Л., являясь одновременно инвалидом и ветераном труда, имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, и в силу этого имеет право выбора на получение каждой меры социальной поддержки по одному из оснований.
Целью и концепциями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» являются обеспечение инвалидам и ветеранам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Ни одну из мер социальной поддержки истец не просит дважды, а лишь пытается воспользоваться правом выбора на получение мер социальной поддержки по одному из оснований, закрепленных в указанных выше Законах, которые не содержат запрета на применение разных льготных скидок.
Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению его конституционного права на социальное обеспечение и, тем самым, нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Рабиновича Р. Л. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району в предоставлении Рабиновичу Р. Л. мер социальной поддержки как инвалиду и ветерану труда.
Обязать Управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району предоставить Рабиновичу Р. Л. меры социальной поддержки в виде:
Денежной компенсации 50 процентов расходов на оплату жилого помещения на основании п.п. 2 пункта 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 105-оз от 17.12.2008 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области»
Денежной компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг на основании ст. 17 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, которое будет составлено в окончательной форме 15 июня 2010 года.
Судья Свиридова М.А.
Решение вступило в силу 06.07.2010 г.