Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2010 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Губаревич И.И., при секретаре Усиковой О.А., с участием прокурора Забабуриной В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3348-10 по заявлению Новикова А. В. о признании незаконным решения № 15/1 от 03.09.2010г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3, об обязывании окружную избирательную комиссию по многомандатному избирательному округу № 3 зарегистрировать кандидатом в депутаты и выдать удостоверение установленного образца о регистрации кандидата,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Новиков А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения № 15/1 от 03.09.2010г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3, об обязывании окружную избирательную комиссию по многомандатному избирательному округу № 3 зарегистрировать кандидатом в депутаты и выдать удостоверение установленного образца о регистрации кандидата.
В обоснование требований Новиков А.В. указал, что 20 августа 2010 года в связи с предстоящими выборами депутатов Думы Ангарского муниципального образования он обратился в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 3 с заявлением о регистрации его кандидатом в депутаты, приложив все требуемые законом документы. Рассмотрев представленные им заявление и документы, окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа № 3 своим решением № 15/1 от 03.09.2010г. отказала ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования. С указанным решением он не согласен по следующим основаниям. При голосовании комиссией был нарушен порядок голосования. При принятии комиссией решения об отказе в регистрации, из восьми членов комиссии с правом решающего голоса, присутствовавших на заседании 3 сентября 2010 года, пятеро членов комиссии при голосовании воздержались, и лишь трое членов комиссии проголосовали за отказ в регистрации. Кроме того, членами комиссии неправильно был произведен подсчет голосов избирателей. Избирательной комиссией были нарушены требования избирательного законодательства, регулирующего порядок проверки избирательной комиссией достоверности данных, содержащихся в подписных листах. Экспертное заключение, на основании которого комиссия приняла решение об отказе его в регистрации в качестве кандидата в депутаты, является недостоверным, так как у эксперта отсутствовали условия для проведения экспертизы. Экспертиза была проведена с нарушением требований Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В судебном заседании заявитель Новиков А.В. поддержал доводы своего заявления, просил заявление удовлетворить, так как принятое избирательной комиссией решение об отказе его в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования нарушает его право на участие в выборах.
Представители окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 – председатель комиссии Мишина К.Н., действующая на основании решения № 73/355 от 7 июля 2010 года Ангарской территориальной избирательной комиссии, Авдеев М.Е., действующий на основании доверенности № 507 от 6 сентября 2010 года, решения № 17/4 от 6 сентября 2010 года окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3, в судебном заседании, не согласились с заявлением Новикова А.В., просили в удовлетворении заявления отказать, так как оснований для регистрации заявителя Новикова А.В. на основании представленных им документов не имелось. При проверке достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных заявителем, были выявлены недостоверные и недействительные подписи, что превысило установленный законом допустимый минимальный предел. Оснований сомневаться в выводах эксперта не имеется. В судебном заседании представители окружной избирательной комиссии не оспаривали тот факт, что голосование членами избирательной комиссии при принятии решения об отказе в регистрации Новикова А.В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования было проведено с нарушением закона, так как законом не предусмотрена возможность воздерживаться от голосования при принятии решения. Вместе с тем, данное нарушение не может являться основанием для удовлетворения требований заявителя, так как в подписных листах Новикова А.В. отсутствует достаточное количество достоверных подписей в поддержку кандидата.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителя Новикова А.В. представителей окружной избирательной комиссии Мишиной К.Н. и Авдеева М.Е., оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора Забабуриной В.Д., полагавшей необходимым удовлетворить заявление Новикова А.В. частично, признав незаконным решение № 15/1 от 03.09.2010г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3 Новикова А.В., отказав в удовлетворении заявления Новикова А.В. о возложении обязанности на окружную избирательную комиссию по многомандатному избирательному округу № 3 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3 и выдать удостоверение установленного образца о регистрации кандидата, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что в соответствии со ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.10, 81.1 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.16, 17 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», ст.ст.18, 50 Устава Ангарского муниципального образования, решением Думы Ангарского муниципального образования № 829-72рД от 20.07.2010г. назначены муниципальные выборы депутатов Думы Ангарского муниципального образования. День голосования на муниципальных выборах депутатов Думы Ангарского муниципального образования установлен 10 октября 2010 года.
Решениями Ангарской территориальной избирательной комиссии № 73/353 и № 73/354 от 07.07.2010 г. был утвержден количественный состав окружных избирательных комиссий и сформированы окружные избирательные комиссии.
20 августа 2010 года Новиков А.В. обратился в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № 3 с заявлением о согласии баллотироваться по вышеуказанному избирательному округу путем самовыдвижения, предоставив в избирательную комиссию документы, предусмотренные ст.52 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области».
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется при наличии соответствующих документов и необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Решением № 2/5 от 28 июля 2010 года окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 определено минимальное количество подписей из расчета 1% от общего числа зарегистрированных в округе избирателей, поделенного на число мандатов, что составляет не менее 131 подписи; максимальное количество подписей из расчета не более 10% от необходимого для регистрации количества подписей, что составляет 144 подписи. Этим же решением установлено провести полную (сплошную) проверку достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов и необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Думы Ангарского муниципального образования.
Заявителем Новиковым А.В. в избирательную комиссию представлено 30 подписных листов со 144 подписями избирателей.
Порядок проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, установлен ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Так, часть 3 ст. 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз избирательным комиссиям, определяющим результаты в округе, предоставлено право привлекать к проверке экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными.
Решением № 2/4 от 28.07.2010 г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 создана рабочая группа по приему и проверке документов от кандидатов в депутаты. Решением № 1 от 18.08.2010 г. рабочей группы для проведения проверки достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах, к работе группы были привлечены эксперты из числа специалистов УФМС России по Иркутской области в городе Ангарске и Ангарском районе, а также эксперт-почерковед экспертно-криминалистического центра ГУВД Иркутской области.
Проверка подписных листов, представленных Новиковым А.В., осуществлена рабочей группой окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 31 августа 2010 года.
В соответствии с ч.6 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
В соответствии с п.3 ст.10 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
Рабочей группой окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 при проверке подписных листов, представленных для регистрации кандидатом Новиковым А.В. на основании заключения УФМС России по Иркутской области в городе Ангарске и Ангарском районе от 31 августа 2010 года 7 подписей избирателей признаны недействительными.
В соответствии с п.4 ч.10 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительны подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
По данному основанию недействительными признаны 2 подписи на основании заключения эксперта экспертно-криминалистического центра ГУВД Иркутской области № 540 от 31 августа 2010 года.
Согласно п.6 ч.10 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительными считаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно.
На основании заключения эксперта экспертно-криминалистического центра ГУВД Иркутской области № 540 от 31 августа 2010 года рабочей группой установлены 17 недействительных подписей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно.
По результатам проведенной проверки рабочей группой 1 сентября 2010 года составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, согласно которому из 144 подписей избирателей, представленных заявителем Новиковым А.В., 26 подписей, или 18,05% признаны недостоверными и недействительными. Достоверных подписей представлено 118. Протокол подписан руководителем рабочей группы. Копия протокола получена заявителем Новиковым А.В.
В соответствии с п.«д» ч.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.5 ч.3 ст.60 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
По вышеуказанному основанию решением № 15/1 от 03.09.2010 г. окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа № 3 отказала в регистрации заявителя Новикова А.В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3.
В судебном заседании заявитель Новиков А.В. не оспаривал законность признания недействительными 7 подписей по основаниям, предусмотренным п.3 ч.10 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз, а также 5 подписей по основаниям, предусмотренным п.4 ч.10 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз, из которых 2 подписи выявлены в результате исследования эксперта.
Оспаривая 14 подписей избирателей, признанных недействительными на основании заключения эксперта, заявитель Новиков А.В. указал, что окружной избирательной комиссией было допущено нарушение порядка подсчета подписей, установленного ч.8 ст.59 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», так как комиссия при подсчете подписей должна была учесть по одной подписи с каждого подписного листа, в которых согласно заключению эксперта выявлены недействительные подписи.
Суд не соглашается с доводами заявителя Новикова А.В. в этой части, так как данная норма закона применяется в случае, когда при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. Избирательная комиссия обязана учитывать подпись конкретного избирателя, что при выполнении подписей от имени одного лица другим лицом при проверке подписных листов сделать по существу невозможно, так как невозможно определить, какая из двух одинаковых подписей выполнена избирателем, а какая от его имени.
Заявитель Новиков А.В. полагал, что заключение эксперта, полученное с нарушением требований Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», не могло быть основанием для признания подписей избирателей недействительными. Кроме того, о порочности заключения эксперта свидетельствует тот факт, что избирательная комиссия сама не признала выводы эксперта в части признания недействительными подписей на листе 14 в строках 4, 5.
В этой части суд также не соглашается с доводами заявителя Новикова А.В., так как Федеральный закон от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве и не подлежит применению к отношениям, связанным с привлечением избирательной комиссией специалистов (экспертов) к проверке подписных листов.
Заключение эксперта № 540 от 31 августа 2010 года исследовано в судебном заседании в полном объеме. У суда не имеется оснований сомневаться в объективности выводов эксперта, обладающего специальными познаниями. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, заявитель Новиков А.В. суду не представил. Поскольку порядок проведения почерковедческой экспертизы подписных листов и содержание заключения эксперта избирательным законодательством не урегулированы, то заключение эксперта № 540 от 31 августа 2010 года признается судом доказательством, подтверждающим недействительность 17 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования.
В силу закона проверка достоверности подписей избирателей является компетенцией избирательной комиссии. Непризнание недействительными подписей избирателей на листе 14 в строках 4 и 5 в соответствии с заключением эксперта, не является нарушением избирательного законодательства избирательной комиссией и не свидетельствует о недействительности или порочности экспертного заключения.
Судом не могут быть поставлены под сомнение сведения, внесенные в ведомость проверки подписных листов кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования Новикова А.В. по причине того, что запись, содержащаяся в абзаце 5 на стр.2 ведомости не соответствует заключению эксперта. В судебном заседании путем сличения указанной ведомости, итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей, подписных листов избирателей, заключения эксперта судом установлено, что при подсчете недействительных подписей рабочей группой были признаны недействительными подписи, содержащиеся в строках 2, 3, 4 подписного листа № 6, а не подписи, содержащиеся в подписных листах № 2, 3, 4. При оформлении ведомости была допущена техническая ошибка, перед записью «№ 2, № 3, № 4» пропущено слово подпись, что не повлияло на результаты проведенного подсчета.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует о том, что результаты проверки подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомости проверки подписных листов и в итоговом протоколе рабочей группы.
Доводы заявителя Новикова А.В. о бездействии окружной избирательной комиссии, выразившейся в том, что ему не были представлены сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности, свидетельство эксперта на проведение почерковедческих экспертиз, не основаны на законе и не свидетельствуют о каких-либо нарушениях избирательного законодательства окружной избирательной комиссией.
Из представленного суду протокола заседания окружной избирательной комиссии № 15/1 от 03.09.2010 г. при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3 Новикова А.В. следует, что из 9 членов комиссии с правом решающего голоса на заседании комиссии присутствовало 8 членов комиссии, что свидетельствует о наличии кворума для принятия решения по вопросу регистрации кандидата. За отказ в регистрации кандидатом в депутаты Новикова А.В. голосовало 3 члена комиссии, 5 членов комиссии при голосовании воздержались.
Между тем, в соответствии с п.14 ст.28 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принятие избирательной комиссией решения по вопросу регистрации, либо отказе в регистрации кандидата принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Члены комиссии голосуют «за» или «против». Возможность воздержаться от голосования законом не предусмотрена.
Поскольку при проведении голосования допущено нарушение порядка голосования, то решение № 15/1 от 03.09.2010 г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3 Новикова А.В. по формальным основаниям нельзя признать законным.
Вместе с тем, данное нарушение не может являться основанием для удовлетворения требований заявителя о возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования, так как судом установлено, что в виду отсутствия в подписных листах в поддержку кандидата Новикова А.В. достаточного количества достоверных подписей избирателей, имелись бесспорные основания для отказа в регистрации Новикова А.В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования.
Защита избирательных прав кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3 путем отмены решения избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 от 03.09.2010 г. об отказе в регистрации и возвращении материалов в окружную избирательную комиссию для принятия нового решения в настоящее время невозможна, так как 8 сентября 2010 года истекли сроки регистрации кандидатов в депутаты Думы Ангарского муниципального образования, окружная избирательная комиссия не имеет полномочий на принятие решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата в депутаты. В связи с допущенными избирательной комиссией нарушениями заявитель Новиков А.В. не лишен возможности воспользоваться иным способом защиты прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ст.261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Новикова А. В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение № 15/1 от 03.09.2010г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 3 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3 Новикова А. В..
В удовлетворении заявления Новикова А. В. о возложении обязанности на окружную избирательную комиссию по многомандатному избирательному округу № 3 зарегистрировать Новикова А. В. кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 3 и выдать удостоверение установленного образца о регистрации кандидата отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 20 сентября 2010 года.
Судья
И.И. Губаревич
Решение вступило в силу 18.10.2010 г.