Дело № 2-2586-10
06 августа 2010 года г. Ангарск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ангарский городской суд Иркутской области
в составе: председательствующего судьи Свиридовой М.А.,
при секретаре Шайдуровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ангарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» о защите прав инвалидов,
У С Т А H O В И Л:
В обоснование иска о создании, выделении рабочих мест для инвалидов Ангарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, обращаясь в суд, указал, что в ходе проверки Ангарской прокуратурой за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что ФБУ ИК-15 не выполняется обязанность по установлению квоты для приема на работу инвалидов и по предоставлению в Центр занятости населения г. Ангарска информацию о выполнении данной квоты, установленная ст. 21, 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-03 от 29.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. Согласно п. 3 названного Закона Иркутской области среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возложена обязанность в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. ФБУ ИК-115 является юридическим лицом и имеет статус исправительного учреждения, основной целью которого является исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, осуществление деятельности по управлению и эксплуатацией исправительного учреждения, а также является работодателем для осужденных и сотрудников. Согласно формам № П-4 за январь-апрель 2010 г., представленных ФБУ ИК-15 в Ангарский отдел государственной статистики, среднесписочная численность работников составляет более 100 человек. ИЗ информации Областного государственного учреждения Центр занятости населения г. Ангарска, ФБУ ИК-15 информацию о выполнении квоты населения для приема на работу инвалидов не предоставляет. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в данном случае – работников инвалидов, для которых должны быть установлены квоты для приема на работу в ФБУ ИК-15 в будущем. С учетом уточненного иска, просит обязать ответчика установить квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников, создать или выделить рабочие места для инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников, ежемесячно до 2011 г. представлять органам службы занятости населения информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, начиная со следующего месяца после вступления решения суда в законную силу.
В представленных возражениях представитель ответчика иск не признал, указав, что осужденные, отбывающие наказание в ФБУ ИК-15 ГУФСИН России не могут быть признаны безработными, в связи с чем положения закона «О занятости населения в Российской Федерации» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части установления квоты для приема на работу инвалидов на данную категорию граждан не распространяется. Установление квоты для приема на работу инвалидов для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы и трудоустроенных в ФБУ ИК-15 ГУФСИН России не является обязанностью Учреждения, в связи с чем, численность работников-осужденных не может быть учтена при расчете среднесписочной численности работников Учреждения. По состоянию на 01.07.2010 г. общая численность работников ФБУ ИК-15 составляет 293 человека, в том числе имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы 226 человек, в том числе: старший и средний начальствующий состав – 97 человек, рядовой и младший начальствующий состав – 129 человек, служащие и работники – 67 человек. На сотрудников органов уголовно-исполнительной системы распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно п. 8 которого на службу в уголовно-исполнительную систему принимаются граждане Российской Федерации, способные по своему состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. Инвалиды не могут быть приняты на службы в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста России в связи с негодностью по состоянию здоровья в органах УИС по показателям состояния здоровья. В связи с этим ввести квоты для приема на работу инвалидов среди сотрудников Учреждения, имеющих специальные звания, не представляется возможным, а неустановление таких льгот не является нарушением законных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, при расчете среднесписочной численности работников Учреждения, которая необходима для установления квоты для приема на работу инвалидов, могут учитываться только служащие и работники Учреждения, численность которых по состоянию на 01.07.2010 г. составляет 67 человек, то есть менее 100 человек.
В судебном заседании помощник Ангарского прокурора за соблюдением законов в Иркутской области Клинов А.А., исковые требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Сенотрусова А.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, доводы, изложенные в возражении, поддержала.
Представитель третьего лица ОГУ «Центр занятости населения г. Ангарска» Эллерт С. В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что с 01 января 2007 года полномочия по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов переданы органам службы занятости населения. ОГУ «Центр занятости населения г. Ангарска» осуществляет контроль в пределах установленной квоты на территории АМО, направляет инвалидов на вакантные рабочие места, формирует банк данных о работодателях, на которых распространяется положение Закона, информирует работодателей о действующем законодательстве в части квотирования рабочих мест для инвалидов. По данным за период 2008-2001 годов ФБУ ИК-15 ГУФСИН по Иркутской области не выполняет требования законодательства в части защиты права инвалидов на труд. При среднесписочной численности работников 100 человек учреждение, согласно установленной законом квоте, для некоммерческих организаций рабочие места в размере 2% для инвалидов не создало и не выделило из числа имеющихся, прием на работу инвалидов не осуществляет, информацию в Центр занятости населения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов не предоставляет.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Истцом по делу является Ангарский прокурор по соблюдением законов в исправительных учреждениях, который обратился с иском на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц.
Ответчиком является Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», которое согласно Положению о федеральном государственном учреждении «Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (ФГУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области) – «Учреждение» является юридическим лицом, основной целью которого является исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, осуществление деятельности по управлению и эксплуатацией исправительного учреждения, а также является работодателем для осужденных и сотрудников.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от. 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентноспособности на рынке труда, в том числе, установлением в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Частью 1 ст. 21 названного Федерального закона предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу п.п. 1 п. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлена квота для коммерческих организаций: в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.
Согласно п. 3 настоящего Закона среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 82 Приказа Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития РФ от 12.11.2008 года № 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статического наблюдения: № п-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № п-2 «Сведения об инвестициях», № п-3 сведения о финансовом состоянии организации», № п-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № п-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.
В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.
В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.
Исходя из этого, в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, сотрудники, имеющие специальные звания.
В силу ч.1 и ч.3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Установлено, согласно справке об общей численности сотрудников и работников «Учреждения» на 07.07.2010 г., общая численность сотрудников составляет 293 чел., в том числе старший и средний начсостав – 97 единиц, рядовой и младший начсостав – 129 чел., работники - 67 единиц.
Согласно сведениям Центра занятости населения города Ангарска, учреждение ИК-15 регулярно предоставляет информацию о наличии свободных рабочих мест (должностей), информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не предоставляют.
Представитель ответчика в судебном заседании указал, что среди осужденных у них есть трудоустроенные инвалиды, однако сотрудники из числа старшего и среднего начальствующего состава, в данном случае 97 единиц, принимаются на службы на основании Положения о службе в органах внутренних дел РФ, приказы о их приеме на службу изданы ГУФСИН России по Иркутской области, в связи с чем Учреждение не наделено полномочиями по приему на службы указанных лиц и принятием на службы на данные должности инвалидов. Также, по мнению представителя ответчика, не представляется возможным ввести квоты для приема на работу инвалидов среди сотрудников Учреждения, имеющих специальные звания, в связи с тем, что к указанной категории лиц предъявляются определенные требования, касающиеся состояния здоровья. Указанные сотрудники подлежат медицинскому освидетельствованию для определения годности к военной службы.
По мнению суда, данная позиция ответчика является ошибочной. Пунктом 82 Приказа Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития РФ от 12.11.2008 года № 278 для расчета среднесписочной численности работников прямо предусмотрено включение в списочную численность целыми единицами сотрудников, имеющих специальные звания.
Таким образом, с учетом требований вышеназванного Приказа, в среднесписочную численность для квотирования рабочих мест для инвалидов, должны включаться все сотрудники, имеющие специальные звания.
Из представленных суду документов следует, что ответчиком не исполняются требования закона в части создания и выделения рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о невозможности приема на работу инвалидов по состоянию здоровья на должности сотрудников, имеющих специальные звания, поскольку в Федеральном законе речь идет о создании или выделении рабочих мест в процентном отношении к среднесписочной численности работников, что не означает прием на работу инвалидов конкретно на должности сотрудников, имеющих специальные звания.
В соответствии с требованиями ст. ст. 23, 24 вышеназванного Закона, при обращении инвалида к ответчику напрямую либо через орган занятости населения работодатель обязан располагать специальными рабочими местами для их трудоустройства, учтя в последующем условия труда конкретного работника-инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации.
Законодателем предусмотрена обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Законодатель, предусмотрев в ст. ст. 22, 23, 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установив их количество для каждого предприятия, учреждения, организации. Установил права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, тем самым определил исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по названной обязанности.
В связи с этим работодатель обязан или создать рабочие места для инвалидов или выделить их из числа имеющихся на предприятии, исходя из штатной численности работающих.
Доказательств, что рабочие места, на которые трудоустроены инвалиды, заквотированы в соответствии с вышеназванным Законами, а также, что для указанных работников созданы специальные места, в соответствии с ч.1 ст. 22 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ответчик суду не представил.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает, что ответчик, являясь учреждением, имеющим численность работников более 100 человек, бездействует по исполнению требований ст. 21, п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не устанавливая квоты для приема на работу инвалидов в размере, предусмотренном законом, не создавая специальные рабочие места для трудоустройства в установленном законом порядке инвалидов.
При этом суд учитывает, что создание, выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, который нарушил данные требования закона, а также нарушил основные конституционные гарантии трудовой занятости, предоставляемые инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для восстановления нарушенного права инвалидов, необходимо возложение обязанности на работодателя по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов, а также по предоставлению органам службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Прокурор в связи с обращением в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины должны быть взысканы с ответчика в размере 200 руб.,
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Ангарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» о защите прав инвалидов удовлетворить.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» установить квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» создать или выделить рабочие места для инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» ежемесячно до 2011 г. предоставлять органам службы занятости населения информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, начиная со следующего месяца после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, составленного в окончательной форме 13 августа 2010 года.
Судья: М.А.Свиридова
Решение вступило в силу 11.11.2010 г.