О создании или выделении рабочих мест для инвалидов



Дело № 2-2678-10

03 августа 2010 года г. Ангарск

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ангарский городской суд Иркутской области

в составе: председательствующего судьи Свиридовой М.А.,

при секретаре Шайдуровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» о защите прав инвалидов,

У С Т А H O В И Л:

В обоснование иска о создании, выделении рабочих мест для инвалидов прокурор города Ангарска, обращаясь в суд, указал, что в ходе проверки Прокуратурой г. Ангарска установлено, что проверяемой организацией ООО «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» (далее ООО «ЦУП ВСТО») не выполняется квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-03 от 29.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, то есть такие рабочие которые требуют дополнительных мер по организации труда включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно ежемесячно предоставляемой информации в ОГУ «Центр занятости населении г. Ангарска» в ООО «ЦУП ВСТО» в качестве работников в трудовых отношениях не состоят граждане, относящиеся к социально незащищенной категории – инвалиды. По мнению прокурора, ответчик нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст. 37 Конституций РФ, ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора г. Ангарска Курдыбан В.В. исковые требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ЦУП ВСТО» Шипков А.Н., действующий на основании доверенности, иск не признал, указав, что ООО «ЦУП ВСТО» учреждено только на период строительства объектов трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» и выполняет функции инжиниринговой компании. В настоящее время строительство первой очереди трубопроводной системы закончено, нефтепроводная система «Восточная Сибирь-Тихий Океан» сдана в эксплуатацию, в связи с чем за период с августа по декабрь 2009 г. трудовые отношения прекращены с 430 работниками. На текущий момент срок деятельности Общества продлен на период реализации нового инвестиционного проекта – «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан». Работы должны быть сданы поэтапно, в связи с чем с работниками заключаются срочные трудовые договоры с ограниченным сроком действия и только на период строительства того или иного объекта в рамках проекта. Строительные объекты расположены в Северных районах Иркутской области Республики Саха (Якутия), работники имеют определенную специфику, связанную с многочисленными служебными командировками. Считает, что требования неконкретизированы: должно быть создание или выделение рабочих мест, не указаны, какие рабочие места и для каких категорий инвалидов с учетом специфики деятельности Общества должны быть созданы или выделены. Не оспаривает, что меры для квотирования не приняты, но создавать рабочие места для инвалидов будут. Индивидуальных программ реабилитации граждан нет, но работает два инвалида, которые документы не представили.

Представители ответчика Кочетова В.Ю., Гаврюченкова Н.В. иск не признали, доводы, изложенные Шипковым А.Н., поддержали.

Представитель третьего лица ОГУ «Центр занятости населения г. Ангарска» Эллерт С. В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что с 01 января 2007 года полномочия по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов переданы органам службы занятости населения. ОГУ «Центр занятости населения г. Ангарска» осуществляет контроль в пределах установленной квоты на территории АМО, направляет инвалидов на вакантные рабочие места, формирует банк данных о работодателях, на которых распространяется положение Закона, информирует работодателей о действующем законодательстве в части квотирования рабочих мест для инвалидов. По данным за период 2008-2010 годов ООО «ЦУП ВСТО» не выполняет требования законодательства в части защиты права инвалидов на труд. При среднесписочной численности работников 160 человек ООО «ЦУП ВСТО» рабочие места в размере 3% не создало и не выделило из числа имеющихся рабочих мест, прием на работу инвалидов не осуществляет.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Истцом по делу является прокурор г. Ангарск, который обратился с иском на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц.

Ответчиком является Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» - ООО «ЦУП ВСТО», которое является юридическим лицом, зарегистрировано на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 38 № 001721428, основной целью которого, согласно Уставу, является строительство объектов первой очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан», строительство объектов «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан», строительство объекта «Нефтепровод «Сковородино», в целях извлечения прибыли Обществом и его участниками. Для реализации основных целей своей деятельности Общество осуществляет любые, не запрещенные действующим законодательством РФ, виды деятельности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от. 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентноспособности на рынке труда, в том числе, установлением в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Частью 1 ст. 21 названного Федерального закона предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу п.п. 2 п. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлена квота для коммерческих организаций: в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.

Согласно п. 3 настоящего Закона среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 82 Приказа Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития РФ от 12.11.2008 года № 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статического наблюдения: № п-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № п-2 «Сведения об инвестициях», № п-3 сведения о финансовом состоянии организации», № п-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № п-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

Установлено, согласно штатному расписанию ООО «ЦУП ВСТО», утвержденному 05.02.2010 г., количество штатных единиц общества равно 209 единиц. Согласно справке, среднесписочная численность на апрель 2010 года составила 160 человек, за 6 месяцев 2010 года составила 145 человек.

ОГУ «Центр занятости населения г.Ангарска» представило информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010 году. ООО «ЦУП ВСТО» указал среднесписочную численность работников за период с января по апрель месяц включительно 2010г. и соответствующий размер установленной квоты. Из данной информации следует, что квота для приема инвалидов в указанный период времени составляет 4 человека, однако среди работающих, инвалидов, работающих более 15 дней в отчетном периоде, не имеется. В связи с чем, Центром занятости в адрес общества было направлено письмо о необходимости выполнения требований закона в этой части.

Представители ответчика в судебном заседании не оспаривали, что в ООО «ЦУП ВСТО» трудоустройство инвалидов в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» не производит, не отрицали факт отсутствия рабочих мест для трудоустройства инвалидов, объяснив, это тем, что работа на предприятии связана с определенной спецификой.

Из представленных суду документов следует, что ответчиком не исполняются требования закона в части создания и выделения рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком. Согласно данным Центра занятости населения на учете в центре занятости состоят инвалиды. Ответчик должен располагать специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности его работников. Данные требования закона ответчиком не выполняются, что нарушает права неопределенного круга инвалидов на трудоустройство в ООО «ЦУП ОАО».

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, что работа в ООО «ЦУП ОАО» характеризуется сложными условиями труда, связанными с командировками и отдаленностью строительных объектов, поскольку вышеназванный закон связывает квотирование рабочих мест для инвалидов с численным составом предприятия, без учета специфики предприятия.

В соответствии с требованиями ст. ст. 23, 24 вышеназванного Закона, при обращении инвалида к ответчику напрямую либо через орган занятости населения работодатель обязан располагать специальными рабочими местами для их трудоустройства, учтя в последующем условия труда конкретного работника-инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации.

Также судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика, что истец не конкретизировал требования – выделение или создание рабочих мест, какие рабочие места и для каких категорий инвалидов.

Законодателем предусмотрена обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Законодатель, предусмотрев в ст. ст. 22, 23, 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установив их количество для каждого предприятия, учреждения, организации. Установил права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, тем самым определил исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по названной обязанности.

В связи с этим работодатель обязан или создать рабочие места для инвалидов или выделить их из числа имеющихся на предприятии, исходя из штатной численности работающих.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает, что ответчик бездействует по исполнению требований п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не создавая специальные рабочие места для трудоустройства в установленном законом порядке инвалидов, что подтверждается информацией представленной ими в Центр занятости за период с января 2008г. по апрель 2010г. включительно, а также письмами Центра занятости, направляемыми в адрес предприятия от 10.01.2008 г. № 41, 08.12.2008г. №3348, от 21.09.2009г. №3860. Рабочие места должны создаваться в размере 3% к среднесписочной численности работников ООО «ЦУП ОАО».

При этом суд учитывает, что создание рабочих, выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, который нарушил данные требования закона, а также нарушил основные конституционные гарантии трудовой занятости, предоставляемые инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для восстановления нарушенного права инвалидов, необходимо возложение обязанности на работодателя по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрение дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Прокурор г.Ангарска в связи с обращением в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины должны быть взысканы с ответчика в размере 200 руб.,

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Ангарска к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» о защите прав инвалидов удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной Законом Иркутской области от 29.05.2009 г. № 27-оз квотой в размере 3% к среднесписочной численности работников, что составляет 4 рабочих места.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, составленного в окончательной форме 10 августа 2010 года.

Судья: Свиридова М.А.

Решение вступило в силу 21.10.2010 г.