РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2010 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Е. Г. Бутиной, при секретаре Е. Ю. Распопиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2795-10 по заявлению Чернякова А. А. к территориальному управлению Агентства лесного хозяйства Иркутской области, территориальному Агентству лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в предоставлении лесного участка под пчеловодство,
УСТАНОВИЛ:
Черняков А. А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения, указывая, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу Иркутская область, Усольский район, д. Ясачная, ***. В 20** году он обратился с заявлением в Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству, о передаче ему в долгосрочную аренду под ведение сельского хозяйства, а именно под пчеловодство, смежного с его земельным участком, участка расположенного в Усольском участковом лесничестве Технического участка № * в квартале № **. Ответом от 30.03.20** года территориальным управлением лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству отказало ему в предоставлении указанного земельного участка, мотивируя тем, что на испрашиваемый участок леса оформляются документы дачным некоммерческим товариществом «Элит» с целью размещения на данном участке дачного поселка с последующим переводом земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения. Считает, что отказ Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству не основан на законе, у Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области отсутствуют основания для передачи указанного участка дачному некоммерческому товариществу «Элит». Просит признать незаконным решение территориального управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству от 30.03.20** года об отказе в предоставлении ему в долгосрочную аренду под ведение сельского хозяйства, а именно под пчеловодство.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования, просит признать незаконным действие территориального управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству, выразившиеся в отказе в предоставлении ему в безвозмездное срочное пользование для ведения сельского хозяйства, а именно под пчеловодство, смежного с его лесным участком, расположенного в Усольском участковом лесничестве Технического участка № * в квартале № **. В качестве обоснования заявления указал, что в ходе судебного заседания представитель Усольского лесничества пояснил, что ответ от 30.03.20** года является отказом, а не решением. Его право на получение требуемого участка леса закреплено в ст. 38 Лесного кодекса РФ. Порядок предоставления участков леса для пчеловодства предусмотрен также Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14.05.2010 года № 161. Из содержания ответа на его заявление следует, что он обращался с заявлением о предоставлении ему участка, и он не знает о каком праве пользования шла речь - об аренде или безвозмездного пользования. Независимо от того, о каком праве шла речь, ему должны были предоставить участок только на праве безвозмездного срочного пользования. Считает основания, по которым ему было отказано в предоставлении участка леса, незаконными.
Заявитель Черняков А. А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснял, что отказ лесничества является формальным. Для пчелы главное открытый лес. В спорном участке расположен сосновый лес, который подойдет для ведения пчеловодства, и он желает заниматься на нем пчеловодством.
Представитель заявителя Усольцев Е. А, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что Черняков А. А. обратился с заявлением о предоставлении ему участка для занятия пчеловодством, в чем ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что для ведения пчеловодства предоставляются земельные участки с опушками, прогалинами. Считает отказ незаконным, он ограничивает право заявителя занятия сельским хозяйством, в том числе пчеловодством. Их требования основаны на положениях Лесного кодекса.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Территориального управления Агентства управления лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству Смиркин В. В., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что Чернякову А. А. в предоставлении лесного участка в Усольском участковом лесничестве Технического участка № * в квартале № ** отказано правомерно. В Приказе Министерства природных ресурсов России № 124 от 10.05.2007 года предусмотрено, что для занятия пчеловодством в первую очередь, предоставляются участки на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях. Данный участок полностью покрыт лесной растительностью. Они готовы предоставить Чернякову А. А. любой другой участок, находящийся рядом с истребуемым участком. Указание в отказе Чернякову А. А. в предоставлении лесного участка для ведения сельского хозяйства о том, что на спорный лесной участок оформляются документы дачным некоммерческим товариществом «Элит» с целью размещения на данном участке дачного поселка с последующим переводом земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не является основополагающим, поскольку этот вопрос решается длительное время и на уровне Правительства РФ. Единственным основанием для отказа в предоставлении участка является требование Приказа № 124 от 10.05.2007 года о предоставлении для пчеловодства в первую очередь прогалин, участка на опушке леса. На сегодняшний день спорный лесной участок свободен, никому не передан в аренду либо в пользование на иных правовых основаниях.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя Усольцева Е. А, представителя заинтересованного лица Смиркина В. В., исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Черняков А. А. 29.01.20** года обратился в Управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству с заявлением о предоставлении ему в аренду лесного участка в квартале **, технический участок № * для ведения пчеловодства.
Письмом от 30.03.20** года, подписанного начальником территориального управления по Усольскому лесничеству, ему отказано в предоставлении участка леса, расположенного в Усольском участковом лесничестве Техническом участке № * квартала ** под ведение сельского хозяйства, а именно под пчеловодство, поскольку на данный участок оформляются документы дачным некоммерческим товариществом «Элит» с целью размещения на данном участке дачного поселка с последующим переводом земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения. Также в письме указано, что согласно п. 12 раздела III Приказа № 124 от 10.05.2007 года Министерства природных ресурсов России лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его права и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 38 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
Частью 3.1. статьи 38 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 4 указанной статьи Лесного кодекса, правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом № 124 от 10.05.2007 года «Об утверждении правил использования лесов для ведения сельского хозяйства» утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства. Указанные Правила действовали в спорный период.
В пункте 14 Правил указано, что в качестве кормовой базы для медоносных пчел используются лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения. Лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях.
Таким образом, анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что лесные участки для ведения сельского хозяйства, могут предоставлять для занятия пчеловодством, прямого запрета на предоставление участка леса для ведения сельского хозяйства, в том числе для ведения пчеловодства, положения Лесного кодекса и Приказа № 124 от 10.05.2007 года не содержат. При этом лесной участок должен быть предоставлен на условиях безвозмездного срочного пользования.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что правила ведения сельского хозяйства применяются во всех лесных районах Российской Федерации (кроме северного оленеводства), а в отношении северного оленеводства - в лесных районах, расположенных в лесорастительной зоне притундровых лесов и редкостойной тайги и таежной лесорастительной зоне Российской Федерации.
Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства, также закреплено, что:
1) запрещается ведение сельского хозяйства в зеленых зонах и лесопарках. Использование лесных участков для ведения сельского хозяйства не должно препятствовать праву граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах;
2) использование лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества.
Также статьей 27 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В части 2 статьи 27 Лесного кодекса указано, что допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Представителем заинтересованность лица не предоставлено доказательств того, что спорный лесной участок не может быть предоставлен заявителю по указанным выше причинам, то есть лесной участок находится в зеленых зонах и лесопарках, а также ввиду запрета на осуществление ведения сельского хозяйства на данном участке в силу причин, указанных ст. 27 Лесного кодекса.
Таких обстоятельств судом установлено не было.
Ссылка представителя заинтересованного лица на пункт 14 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, которым предусмотрено предоставление лесных участков для размещения ульев и пасек, в первую очередь на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях, суд находит несостоятельной.
Содержанием указанного пункта предлагается предоставлять, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях, что не исключает предоставление непосредственно самого лесного участка для размещения ульев и пасек.
В основаниях отказа от 30.03.20** года также указывается то обстоятельство, что на спорный участок оформляются документы дачным некоммерческим товариществом «Элит» с целью размещения на данном участке дачного поселка с последующим переводом земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности Правительством Российской Федерации.
Сведения о том, что спорный участок лесного фонда (или его часть) изъят из лесного фонда (осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель) в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя Чернякова А. А. о том, что основания отказа в предоставлении истребуемого лесного участка незаконны и необоснованны, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, в связи с чем, заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Чернякова А. А. о признании незаконными действий территориального Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству, выразившихся в отказе в предоставлении лесного участка для ведения сельского хозяйства, удовлетворить.
Признать незаконными действия территориального Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству, выразившиеся в отказе в предоставлении Чернякову А. А. лесного участка для ведения сельского хозяйства, а именно под пчеловодство, расположенного в Усольском участковом лесничестве техническом участке № *, квартал № **.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней с даты составления мотивированного текста решения, то есть с 06 сентября 2010 года.
Судья Бутина Е.Г.
Решение вступило в силу 25.10.2010 г.