Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2010 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Губаревич И.И., при секретаре Усиковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2728-10 по иску Хамловой Т. И. к администрации города Ангарска о признании недействительным и отмене решения жилищной комиссии администрации города Ангарска в части переустройства и перепланировки жилых помещений, возложении обязанности провести переустройство и перепланировку жилых помещений с учетом мнения нанимателя жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Хамлова Т.И. обратилась в суд с иском к администрации города Ангарска о признании недействительным и отмене решения жилищной комиссии администрации города Ангарска в части переустройства и перепланировки жилых помещений, возложении обязанности провести переустройство и перепланировку жилых помещений с учетом мнения нанимателя жилого помещения.
В обоснование требований Хамлова Т.И. указала, что она проживает в квартире по адресу: город Ангарск, *** (ранее квартира ** в бывшем общежитии МЖК-3) на основании договора социального найма жилого помещения. 1 апреля 20** года она обратилась с заявлением к мэру города Ангарска с просьбой о пересмотре проекта перепланировки присоединения нежилых помещений бывшего общежития МЖК-3. 29 апреля 20** года она получила ответ от ДУМИ администрации города Ангарска, в котором было указано, что распределение жилых площадей происходило в соответствии с проектом переустройства и перепланировки здания, с которым она была согласна, поэтому внести изменения в техническую документацию не представляется возможным. Данный ответ не содержит достаточных оснований к отказу о пересмотре проекта перепланировки пятиэтажного общежития МЖК-3. Решение по вопросу присоединения нежилых помещений в здании МЖК-3 было принято необъективно без учета ее мнения, так как в плане от 30 ноября 20** года переустройства и перепланировки ее подписи нет. Она действительно подписала 12 ноября 20** года предварительный план переустройства, по которому холл с окном переходит к соседям из ** квартиры. Позднее она обратилась к мэру города Ангарска с заявлением о разделении холла между квартирами № ** и № ** в равных частях, обосновав причину, по которой подала это заявление. К тому же на нижних этажах холл был разделен поровну между соседними квартирами. Ее заявление от 23 ноября 20** года не было принято во внимание, в итоге был утвержден план перепланировки, по которому к квартире № ** отошел холл с окном. То есть раздел нежилого помещения в виде холла с окном для целей перепланировки произошел неравнозначно. Она считает, что в данном случае нарушено ее право на приобретение дополнительной жилой площади в виде холла с окном, так как при составлении плана перепланировки необходимо было получить согласие всех граждан, занимающих жилые помещения, к которым будут присоединены нежилые помещения. Своего согласия на присоединение холла с окном к квартире № ** она не давала, что подтверждается ее заявлением от 23 ноября 20** года и проектом перепланировки от 30 ноября 20** года, где отсутствует ее подпись, подтверждающая ее согласие на перепланировку нежилых помещений в порядке, который указан в плане.
В судебном заседании истица Хамлова Т.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить ее требования, пояснив по существу дела, что по адресу: город Ангарск, ***, она проживает с 20** года. Ранее указанный дом являлся общежитием МЖК-3 квартирного типа и принадлежал ФГУП «Ангарский электролизный химический комбинат», номер занимаемой квартиры был **. Жилое помещение в указанном общежитии она получила в связи с трудовыми отношениями на себя и членов своей семьи - мужа, дочь и внучку. Все они состоят на регистрационном учете и постоянно проживают по указанному адресу. В 20** года общежитие было передано в собственность муниципального образования город Ангарск. Собственником общежития стало муниципальное образование город Ангарск. Договоры найма жилых помещений в общежитии с новым собственником с ними не заключались. В августе 20** года собственник общежития принял решение присоединить к жилым помещениям холлы в здании общежития, так как холлы были большие, использовались не по назначению, и жильцы просили присоединить их к прилегающим квартирам. В сентябре 20** года был составлен план перепланировки жилых помещений, которые прилегают к холлам. Ее квартира № ** и соседская квартира № ** прилегают к холлу. Соседи из квартиры № ** обратились к ней с просьбой, чтобы она дала согласие на перепланировку, в результате которой к их квартире будет присоединена большая часть холла с окном. Она сначала отказалась, а 12 ноября 20** года согласилась с таким вариантом перепланировки и подписала акт. Впоследствии она передумала и 23 ноября 20** года написала заявление о своем несогласии с таким вариантом перепланировки. Но ее заявление не было рассмотрено. Перепланировка была проведена по варианту, согласованному ею 12 ноября 20** года. Она считает, что в данном случае нарушены ее жилищные права, так как фактически перепланировка произведена без ее согласия. Часть холла с окном должна была быть присоединена к ее квартире, как это было сделано на других этажах дома. В настоящее время перепланировка завершена, общежитию присвоен статус жилого дома, произведена перенумерация квартир, со всеми жильцами заключены договоры социального найма. В результате произведенной перепланировки размер занимаемого ее семьей жилого помещения увеличился, так как к квартире была присоединена часть коридора. 12 апреля 20** года с ней также заключен договор социального найма жилого помещения.
Представитель истца Шайков А.М., действующий на основании доверенности от 30 июня 20** года, исковые требования Хамловой Т.И. поддержал, просил их удовлетворить, пояснив, что требования Хамловой Т.И. являются требованиями искового характера, ответчиком при принятии решения о перепланировке жилых помещений были нарушены права истицы на дополнительную жилую площадь. Ответчиком решение о перепланировке должно было быть принято с учетом интересов истицы Хамловой Т.И. и членов ее семьи.
Третье лицо Хамлов А.А. в судебном заседании исковые требования Хамловой Т.И. поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Третье лицо Какаулина Н.А. в судебное заседание не явилась, направила телеграмму о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Наумова Л.М., действующая на основании доверенности от 28 апреля 20** года, в судебном заседании исковые требования Хамловой Т.И. не признала, просила в иске отказать, так как решением собственника о перепланировке жилых помещений путем присоединения нежилых помещений к жилым помещениям права Хамловой Т.И. не нарушены. Переустройство жилых помещений осуществлялось в соответствии с требованиями ст.26 Жилищного кодекса РФ. Согласия нанимателей в данном случае не требовалось, так как заявителем переустройства выступало муниципальное образование город Ангарск, как собственник объекта недвижимости. Собственник учитывал пожелания нанимателей, хотя это не предусмотрено законом. При проведении переустройства собственником было принято во внимание, что в семье нанимателя Самойленко Г.М., проживающей в квартире № **, имеется ребенок-инвалид-колясочник, в связи с чем, нежилое помещение было присоединено к указанной квартире. Истица Хамлова Т.И. также не возражала против такого варианта перепланировки. При перепланировке квартиры, которую занимает семья нанимателя Хамловой Т.И., жилищные права этой семьи не были нарушены, жилая площадь их квартиры не была уменьшена, а наоборот увеличилась за счет площади коридора, который был присоединен к квартире № **. В настоящее время перепланировка завершена, объект принят в эксплуатацию, зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ангарск, с нанимателями заключены договоры социального найма. Правовых оснований для удовлетворения требований Хамловой Т.И. не имеется.
Третье лицо Самойленко Л.П. с исковыми требованиями Хамловой Л.И. не согласилась, просила в иске отказать, пояснив по существу заявленных исковых требований, что с 19** года ее семья проживает в общежитии МЖК-3, которое ранее принадлежало ФГУП «Ангарский электролизный химический комбинат». Первоначально их семье была предоставлена в общежитии МЖК-3 двухкомнатная квартира № **. В их семье дочь, которая в настоящее время достигла совершеннолетия, является с детства инвалидом-колясочником. Около восьми лет назад с разрешения администрации ФГУП «Ангарский электролизный химический комбинат» к их квартире была присоединена часть холла. В 20** года общежитие было передано в собственность муниципального образования город Ангарск. Новый собственник предложил нанимателям холлы в общежитии присоединить к тем квартирам, к которым холл примыкает. Хамлова Т.И. сначала согласилась, чтобы холл был присоединен к их квартире, а затем отказалась. Тогда собственник принял решение о перепланировке в соответствии с техническим решением, в результате чего к их квартире был присоединен холл, а к квартире Хамловых часть коридора. В данный момент реконструкция квартир завершена, площадь квартир увеличилась, имеется новый технический паспорт. С жильцами заключены договоры социального найма на перепланированные жилые помещения.
Третьи лица Самойленко Г.М., Самойленко А.Г., Самойленко Е.Г. в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования Хамловой Л.И. не признали.
Изучив материалы дела, выслушав пояснение лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Хамловой Т.И. по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области от 22 июня 20** года № ***, акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования города Ангарска, утвержденного руководителем Территориального управления Росимущества по Иркутской области 5 августа 20** года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 сентября 20** года зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ангарск на общежитие блок 1 (МЖК-3) общей площадью 3880,8 кв.м., запись в реестре № ***, свидетельство о регистрации права ***.
Постановлением № *** от 28 октября 20** года главы города Ангарска блоки 1, 2, 3, 4, 5, 6 МЖК-3 общей площадью 18829,20 кв.м. объединены и присвоен адрес: Иркутская область, город Ангарск,***.
15 декабря 20** года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ангарск на общежитие блоки 1, 2, 3, 4, 5, 6 (МЖК-3) по адресу: город Ангарск, ***, выдано свидетельство о регистрации права ***.
8 декабря 20** года жилищной комиссией при администрации города Ангарска было принято решение о производстве переустройства и перепланировки здания общежития МЖК-3 согласно плану переустройства и перепланировки шифр: ***.
В связи с обращением муниципального образования город Ангарск 11 декабря 20** года решением № *** начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ангарска согласовано переустройство и перепланировка жилых помещений по адресу: город Ангарс, ***, общежитие блок 1 (МЖК-3), в соответствии с проектом ***, выполненным ООО «Фирма «Компромисс».
21 января 20** года составлен акт о завершении переустройства и перепланировки жилых помещений в жилом доме по адресу: город Ангарск,***, собственником которого является муниципальное образование город Ангарск. В соответствии с указанным актом работы по переустройству и перепланировке жилого дома на основании решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого дома от 11 декабря 20** № *** выполнены. В результате выполненных работ жилой дом имеет следующие технические характеристики по данным обследования органа технической инвентаризации от 18 декабря 20** года: общая площадь здания 19357,5 кв.м., жилое помещение № *** (бывшее жилое помещение № **) имеет общую площадь 65,8 кв.м., из них жилой – 30,1 кв.м., жилое помещение № *** (бывшее жилое помещение № **) имеет общую площадь 76,1 кв.м., из них жилой – 50 кв.м.
Согласно постановлению № 38-г от 21 января 2010 года главы города Ангарска здание общежития, блоки 1, 2, 3, 4, 5, 6 (МЖК-3), по адресу: город Ангарск, ***, переведено в многоквартирный жилой дом.
21 апреля 20** года муниципальному образованию город Ангарск выдано свидетельство *** о государственной регистрации права собственности на многоквартирный жилой дом по адресу: город Ангарск, ***, взамен свидетельства о регистрации права ***.
8 февраля 2010 года между муниципальным образованием город Ангарск и Самойленко Г.М. заключен договора № *** социального найма жилого помещения - трехкомнатной квартиры общей площадью 76,1 кв.м., из них жилой ** кв.м., по адресу: город Ангарск, ***.
12 апреля 20** года между муниципальным образованием город Ангарск и Хамловой Т.И. заключен договора № *** социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры общей площадью 65,8 кв.м., из них жилой 30,1 кв.м., по адресу: город Ангарск, ***.
Доводы истицы Хамловой Т.И. о том, что в результате произведенной перепланировке нарушены ее жилищные права, так как перепланировка по присоединению холла к жилому помещению № ***, произведена без учета ее мнения, не основаны на законе.
Согласно п.1 ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство либо перепланировка жилых помещений должны осуществляться с соблюдением требований законодательства РФ и по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке и переустройстве жилого помещения.
Пункт 2 ст.26 Жилищного кодекса РФ определяет перечень документов, которые представляются собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом в орган местного самоуправления для принятия решения о переустройстве или перепланировке жилого помещения.
Законом не предусмотрено наличие письменного согласия нанимателя и членов его семьи, занимающих жилое помещение на основании договора социального найма, в случае, если заявителем переустройства или перепланировки жилых помещений является собственник жилого помещения.
Судом установлено, что в данном случае перепланировка жилых помещений № *** и № *** по адресу: город Ангарск, ***, была проведена собственником жилых помещений – администрацией муниципального образования город Ангарск.
Проект перепланировки был утвержден решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ангарска № *** от 11 декабря 20** года. Данное решение никем в установленном законом порядке не оспорено.
В судебном заседании истица Хамлова Т.И. поясняла, что первоначально она была согласна с тем, что помещение холла будет присоединено к квартире № ***, но впоследствии передумала, подав заявление о том, чтобы холл был разделен поровну между квартирами № *** и № ***.
Из представленных суду доказательств усматривается, что в результате произведенной перепланировки площади жилых помещений – квартиры № *** и квартиры № ***, увеличились. Данное обстоятельство истицей Хамловой Т.И. и третьим лицом Самойленко Л.П. не оспаривалось в судебном заседании.
Доводы истицы Хамловой Т.И. о том, что ее семья нуждается в дополнительной жилой площади, не могут быть приняты судом во внимание. Из пояснений истицы следует, что ни она, ни члены ее семьи не состоят на учете в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств того, что истица или члены ее семьи нуждаются в дополнительной жилой площади не представлено.
Кроме того, судом установлено, что в настоящее время на перепланированное жилое помещение № *** истица Хамлова Т.И. заключила договор социального найма, фактически согласившись с перепланировкой указанного жилого помещения в том виде, в каком оно передано ей по договору социального найма от 12 апреля 20** года. Жилое помещение № *** в перепланированном виде также передано по договору социального найма № *** 8 февраля 20** года нанимателю Самойленко Г.М. Указанные договоры социального найма жилых помещений в установленном законом порядке не расторгнуты и не признаны недействительными.
Учитывая, что истицей Хамловой Т.И. суду не представлено доказательств нарушения ее жилищных прав оспариваемым ею решением от 8 декабря 20** года жилищной комиссии администрации города Ангарска, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в иске должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Хамловой Т. И. к администрации города Ангарска о признании недействительным и отмене решения от 8 декабря 20** года жилищной комиссии администрации города Ангарска в части переустройства и перепланировки жилых помещений – квартиры № *** (ранее квартира № **) и квартиры № *** (ранее квартира № **) в здании общежития МЖК-3 по адресу: город Ангарск, ***, возложении обязанности провести переустройство и перепланировку жилых помещений -квартиры № *** (ранее квартира № **) и квартиры № *** (ранее квартира № **) в здании общежития МЖК-3 по адресу: город Ангарск, ***, с учетом мнения нанимателя Хамловой Т. И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 24 августа 2010 года.
Судья - И.И.Губаревич
Решение вступило в силу 30.09.2010 г.