ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2010 г. г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного судопроизводства материалы гражданского дела №2-2987/2010 по иску открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут» к Маркистову А. А. о взыскании задолженности и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО ««Научно-производственная корпорация «Иркут» обратилась в суд с иском к Маркистову А.А. о взыскании задолженности, указав в обоснование иска, что на основании трудового договора от 30.06.20**г., распоряжения от 30.06.20**г. №*** ответчик был принят на работу в Иркутский авиационный завод филиал «Корпорации «Иркут» учеником ***, с 18.09.20**г. на основании дополнительного соглашения переведен на работу в цех 243 ***. 30.09.20** г. было заключено дополнительное соглашение с ответчиком, согласно которому работодатель обязался выплатить работнику в целях мотивации к работе материальную помощь в размере 15000 рублей, а работник обязался отработать у работодателя по данной профессии после получения материальной поддержки не менее трех лет. Начисленная сумма материальной помощи была выплачена ответчику в размере 42000 рублей с заработной платой за период с октября 20** года по апрель 20** года, ответчик своё обязательство отработать по указанной в соглашении профессии в течение трех лет не исполнил, был уволен приказом № *** от 24.11.20**г. за прогул с 25.11.220**г.. В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения №*** работник обязался в случае расторжения трудового договора ранее срока, определенного сторонами, возместить работодателю в трехмесячный срок сумму выплаченной материальной помощи. После получения материальной помощи, то есть с 30.04.20**г. и до увольнения ответчик отработал в корпорации 165 дней. При расторжении договора сумма задолженности за полученную материальную поддержку пропорционально неотработанному времени составила 35 671 рубль 23 копейки из расчета 42000 рублей /1095 дней х 930 неотработанных дней. С учетом удержаний, произведенных с ответчика при увольнении, долг Маркистова А.А. за полученную материальную поддержку составил 21308 рублей 67 копеек. 02.12.20**г. ответчик дал письменное обязательство добровольно возместить выплаченную материальную помощь путем внесения денежных средств в кассу филиала в срок до 25.02.20**г., которое до настоящего времени не исполнил. В связи с чем, истец просит взыскать с Маркистова А.А. суму долга в размере 21 308 рублей 67 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 839 рублей 26 копеек.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца изложили в исковом заявлении, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
Ответчик Маркистов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его извещен судом.
В соответствии со статьей 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Представитель истца не представил возражений против рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства. Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд, с учетом всех обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, находит исковые требования открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут» к Маркистову А.А. о взыскании задолженности обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В силу статьи 57 Трудового кодекса РФ, кроме обязательных для включения в трудовой договор условий, предусмотренных данной статьей, в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте; об испытании; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя; о видах и об условиях дополнительного страхования работника; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи; об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Часть 5 данной статьи предусматривает, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Судом установлено, что Маркистов А.А. состоял в трудовых отношениях с ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»: 30.06.20** года между сторонами был подписан трудовой договора, согласно которому ответчик был принят на работу в Иркутский авиационный завод филиал «Корпорации «Иркут» учеником ***, распоряжение №** от 30.06.20**г..
30 сентября 20** года сторонами трудового договора было заключено дополнительное соглашение, согласно которому работодатель в целях мотивации в работе по профессии ***, в порядке и на условиях, предусмотренных Положением «Материальная поддержка рабочих-сдельщиков Иркутского авиационного завода обязался выплатить работнику материальную помощь в размере 50000 рублей (пункт 1), а работник обязался отработать у работодателя по данной профессии после получения материальной поддержки не менее трех лет (пункт 2). Тем же пунктом предусмотрено, что в случае расторжения трудового договора ранее указанного срока, работник обязан возместить работодателю полученные денежные средства пропорционально неотработанному времени в трехмесячный срок с момента увольнения. Работник согласен на полное удержание из суммы, причитающейся к выплате при расторжении договора, подлежащей возврату материальной поддержки.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Трудового кодекса РФ Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Начисленная сумма материальной помощи была выплачена Маркистову А.А. не полностью, в размере 42000 рублей с заработной платой за период с октября 20** года по апрель 20** года, что подтверждается представленными работодателем платежными ведомостями. Однако ответчик своё обязательство отработать по указанной в соглашении профессии в течение трех лет не исполнил.
Согласно распоряжению № *** от 24 ноября 20** года ответчик уволен из ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» с 25.11.20**г. за прогул.
Таким образом, после получения материальной помощи и до увольнения ответчик отработал в корпорации 165 дней.
При расторжении договора сумма задолженности за полученную материальную поддержку пропорционально неотработанному времени составила 35671 рубль 23 копейки, исходя из приведенного истцом расчета, который не оспорен ответчиком и принимается судом: расчета 42000 рублей /1095 дней х 930 неотработанных дней. С учетом удержаний, произведенных с ответчика при увольнении, долг Маркистова А.А. за полученную материальную поддержку составил 21 308 рублей 67 копеек.
02.12.20**г. ответчик дал письменное обязательство добровольно возместить выплаченную материальную помощь путем внесения денежных средств в кассу филиала в срок до 25.02.20**г., однако до настоящего времени долг не уплатил. Иного судом не установлено, ответчик доказательств уплаты образовавшейся задолженности суду не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 207 Трудового кодекса РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Согласно статьей 249 Трудового кодекса РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Учитывая условия заключенного между сторонами соглашения о выплате материальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 этого соглашения обязательства работника по возмещению денежных средств пропорционально неотработанному времени, принимая во внимание положения статьями 56, 57, 61, 207, 249 Трудового кодекса РФ, подписанное ответчиком обязательство о добровольном возмещении суммы материальной помощи в срок до 25 февраля 20** года, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с Маркистова А.А. задолженности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора, в силу статьи 310 Гражданского кодекса не допускаются.
В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в пользу истца, в силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 839,26 руб., которые подтверждаются имеющимися в деле платежными документами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут» к Маркистову А. А. о взыскании задолженности и судебных расходов удовлетворить.
Взыскать с Маркистова А. А. в пользу открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут» задолженность в сумме 21308 рублей 67 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 839 рублей 26 копеек, всего 22147 рублей 93 копейки.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение будет изготовлено 29 сентября 2010 года.
Судья: Черткова С.А.