Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2010 г. г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-3181/2010 по заявлению Бровякова Ю. А. о признании незаконным отказа администрации города Ангарска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство жилого дома и градостроительного плана земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Бровяков Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа главы города Ангарска в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: г.Ангарск, ***, и о возложении на Администрацию города Ангарска обязанность выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: г.Ангарск, ***, а также градостроительный план земельного участка по адресу: г.Ангарск, ***, которые принадлежат истцу на праве собственности. В обоснование своих требований истец указал, что отказывая в выдаче разрешения, глава Администрации ссылался на генеральный план города Ангарска, утвержденный решением Думы от 28.12.2009г., согласно которому земельный участок истца теперь расположен в зоне 4-5этажной жилой застройки, где строительство индивидуального строительства запрещено, поэтому выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома не представляется возможным. Отказ главы истец находит незаконным, поскольку градостроительные регламенты могут сочетать в пределах одной территориальной зоны, в том числе жилой зоне, различные виды как уже существующего, так и только еще планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, во- вторых, в жилой зоне, состоящей из зоны застройки среднеэтажными жилыми домами допускается размещение зон застройки индивидуальными жилыми домами, а, в-третьих, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если только использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В порядке статьи 39 ГПК РФ истец представил уточненное исковое заявление, в котором не меняя оснований, оформил свое заявление в соответствие с требованиями главы 25 ГПК РФ и привел дополнительные основания своим требованиям, указав, что оспариваемый отказ главы города Ангарска от 02.08.2010г. №1897/09-2 об отказе в выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома не соответствует требованиям пункта 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской федерации и нарушает его права и законные интересы как собственника, в том числе ущемляет права на застройку принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка, проведению на нем работ по строительству индивидуального жилого дома, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях. В отношении спорного земельного участка какие-либо ограничения прав не установлены и не зарегистрированы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок *** №*** от 07.06.20**г.. После оформления прав на земельный участок по адресу: г.Ангарск, ***, пользуясь правомочиями собственника и с учетом разрешенного вида использования данного земельного участка заявитель решил возвести на нем жилой дом, пригодный для жилья, соблюдая при этом требования градостроительных норм, регламентирующих порядок получения разрешения на строительство. Глава города Ангарска не уведомил собственника об изъятии принадлежащего ему земельного участка для муниципальных (государственных) нужд. Кроме того, представленные ответчиком Правила землепользования и застройки г.Ангарска, утвержденные решением Думы г.Ангарска от 01.10.2008г. №158-14гД, которые включают в себя карту градостроительного зонирования с указанием территориальных зон, но не прошли кадастровый учет. Все это свидетельствует об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителем строительства нового индивидуального жилого дома. Отказ в выдаче разрешения на строительство свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований. На основании чего Бровяков Ю.А. просит признать отказ главы города Ангарска в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: г.Ангарск, *** незаконным; в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца, обязать Администрацию города Ангарска выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: г.Ангарск, ***, а также градостроительный план земельного участка по адресу: г.Ангарск, ***.
В судебное заседание Бровяков Ю.А. не явился, о времени и месте его извещен судом надлежащим образом, под расписку; представил суду в письменной форме заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя Долгих О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования Бровякова Ю.А. поддержала, изложив доводы, содержащиеся в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Ангарска Прасолов Р.О., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований Бровякова Ю.А., полагая, что заявление является необоснованным, поскольку отказ заявителю в выдаче разрешения на строительство основан на Генеральном плане города Ангарска, утвержденном Думой 28.12.2009г., согласно которому земельный участок истца расположен в зоне застройки средней этажности, а Правилами землепользования и застройки города Ангарска установлены градостроительные регламенты с видами разрешенного использования для каждой функциональной зоны, согласно которым в зоне среднеэтажной застройки строительство индивидуальных жилых домов запрещено.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства в их совокупности, суд находит требования Бровякова Ю.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решения, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими своих прав и свобод.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).
Судом установлено, что Бровякову Ю. А., на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: г.Ангарск, ***, кадастровый номер: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности *** от 07.06.20**г. на основании договора купли-продажи от 18.05.20** года, зарегистрированного в установленном законом порядке 02.06.20** года (л.д.12). Указанный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.
На земельном участке расположен жилой дом общей площадью 36 кв.м., инв. № ***, лит. **, кадастровый номер ***, который также принадлежит Бровякову Ю.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** от 07.06.20**г. на основании договора купли-продажи от 18.05.20** года, зарегистрированного в установленном законом порядке 02.06.20** года (л.д.11).
В связи с тем, что указанный жилой дом находится в непригодном для проживания состоянии, заявитель, как собственник этого дома и земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, принял решение о строительстве на принадлежащем ему земельном участке нового жилого дома с целью улучшения своего жилищного положения. Для чего ООО «Стройпроект» был разработан проектный план жилого дома и другой застройки земельного участка.
16.07.20**г. Бровяков Ю.А. обратился к главе города Ангарска с заявлением и необходимыми документами, в котором просил разрешить ему строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке и подготовить градостроительный план данного земельного участка.
02.08.20**г. письмом №*** глава администрации города Ангарска сообщил заявителю о невозможности выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома и подготовки градостроительного плана земельного участка (л.д.9). Свой отказ в выдаче разрешения на строительство глава города Ангарска мотивировал ссылкой на генеральный план города Ангарска, утвержденный решением Думы города Ангарска от 28.12.2009г. №391-35гД, в соответствии с которым земельный участок по адресу: г.Ангарск, ***, расположен в зоне жилой застройки средней этажности в 4-5 этажа, состоящей из секционных многоквартирных домов с объектами обслуживания населения, а Правилами землепользования и застройки города Ангарска, утвержденными решением Думы города Ангарска от 01.10.2008г. №158-14гД, установлены градостроительные регламенты с видами разрешенного использования для каждой функциональной зоны, согласно которым в жилой зоне среднеэтажной застройки 4-5 этажей строительство объектов индивидуального жилищного строительства запрещено.
Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» к решениями относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, они могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Оспариваемое Бровяковым Ю.А. решение главы администрации города Ангарска от 02.08.2010г. №1897/09-2 об отказе в выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома судом не может быть признано законным, поскольку это решение нарушает права заявителя по распоряжению земельным участком, находящимся в его собственности, создает препятствия в их осуществлении, тогда как и земельное, и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
В соответствии со статьей 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе распоряжаться им любым образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Любые земельные участки могут использоваться только в приделах определяемых их целевым назначением.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. При этом в указанную статью непосредственно была включена дополнительная обязанность для собственников земельных участков - своевременно приступать к использованию земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройки или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство (реконструкцию) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 11 указанной статьи установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Определенные ограничения прав собственника предусмотрены подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пунктом 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право поводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
В силу пункта 1, подпункта 4 пункта 2, пунктов 3-6 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом, федеральными законами и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, органами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Исходя из смысла статьи 56 Земельного кодекса РФ и статьи 280 Гражданского кодекса РФ ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и быть известны собственнику. Так, ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и оно не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, а только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включения их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
Регистрируя в установленном законом порядке свое право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Ангарск, ***, принадлежащий заявителю, какие-либо ограничения права собственности Бровякова Ю.А. не были установлены и не были зарегистрированы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок серия ***от 07.06.20**г..
В соответствии с подпунктами 1,3 статьи 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Согласно статье 280 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением.
Отказывая Бровякову Ю.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном в планируемой зоне застройки среднеэтажными (4-5 этажей) многоквартирными домами, глава администрации города Ангарска не уведомил заявителя об изъятии принадлежащего ему земельного участка на основании принятого решения об изъятии данного земельного участка для муниципальных (государственных) нужд.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными, параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и сочетания таких размеров и параметров.
Согласно подпункту 2 пункта 2, пункту 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В случае, если использование указанных в п.8 земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, то в силу пункта 10 статьи 36 Градостроительного Кодекса РФ в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Таким образом, градостроительные регламенты предусматривают в пределах одной территориальной зоны, в том числе жилой зоне различные виды как уже существующего, так и только еще планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; в жилой зоне, состоящей из зоны застройки среднеэтажными жилыми домами допускается размещение зон застройки индивидуальными жилыми домами, при этом земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если только использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Отказывая в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с разрешенным видом использования индивидуальное жилищное строительство со ссылкой на Правила землепользования и застройки города Ангарска, глава администрации города Ангарска не указал, что использование земельного участка и индивидуального жилого дома, возводимого на данном участке, может быть опасно для жизни или здоровья, человека, в том числе для окружающей среды, тогда как только в указанных случаях может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Согласно пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственном кадастре недвижимости» (с изменениями, вступившими в силу с 01.03.2010) определен состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах (статья 10 ФЗ).
Так, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; 2) описание местоположения границ таких зон; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; 5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту «б» статьи 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового Учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Правила землепользования и застройки г.Ангарска, утвержденные решением Думы г.Ангарска от 01.10.2008г. №158-14гД, на которые в обжалуемом отказе сослался глава администрации города Ангарска, включают в себя карту градостроительного зонирования с указанием территориальных зон, которые не прошли кадастровый учет, не зарегистрированы в установленном законом порядке.
На основании чего, у главы администрации города Ангарска отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа Бровякову Ю.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, оспариваемое заявителем решение нарушает его права как собственника, оно не соответствует закону, что является исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием к удовлетворению заявления Бровякова Ю.А..
Разрешение на строительство на земельном участке согласно пункту 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. В соответствии со статьей 44, пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ именно органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка осуществляет подготовку градостроительного плана в течение тридцати дней со дня поступления соответствующего заявления и утверждает его. На основании чего на администрацию города Ангарска может быть возложена обязанность выдать разрешение на строительство жилого дома по адресу: г.Ангарск, ***.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Бровякова Ю. А. о признании незаконным отказа администрации города Ангарска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство жилого дома и градостроительного плана земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации города Ангарска в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутская область, город Ангарск, ***.
Обязать администрацию города Ангарска устранить допущенное нарушение и выдать Бровякову Ю.А. разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутская область, город Ангарск, ***, и градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, город Ангарск, ***.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено 2 ноября 2010 года.
СУДЬЯ: Черткова С.А.