О понуждении устранения нарушений правил пожарной безопасности



Дело № 2-3600-10

30 ноября 2010 года г. Ангарск

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ангарский городской суд Иркутской области

в составе: председательствующего судьи Свиридовой М.А.,

при секретаре Шайдуровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Одинского муниципального образования о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности прокурор города Ангарска, обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что администрацией Одинского муниципального образования не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии ст. 6 ФЗ от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Федерального закона. Первичные меры пожарной безопасности согласно ст. 63 ФЗ от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» включают в себя, в частности: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. В Одинском муниципальном образовании, населенные пункты которого расположены в лесных массивах (с. Одинск, деревня Ивановка), администрацией ОМО не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). При наличии в деревне Якимовка 99 усадеб, в деревне Ивановка 67 усадеб, в этих населенных пунктах для целей пожаротушения отсутствуют переносные пожарные мотопомпы. На территории села Одинск у 3-х пожарных гидрантов, расположенных около МОУ СОШ № 16, электробойлерной, а также по направлению к ним по улицам Победы и Рабочая отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника. Населенные пункты с. Одинск, деревни Якимовка и Ивановка, имеющие в радиусе 200 м естественные водоисточники (реки Китой и Тойсук), не обеспечены подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Таким образом, администрацией ОМО не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, в связи с чем велика вероятность возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, а также их распространения. На основании чего прокурор города Ангарска просит обязать администрацию Одинского муниципального образования выполнить в полном объеме обязательные требования пожарной безопасности, установленные пунктами 30, 31, 90, 94, 112, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации: разработать и выполнить мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных минерализованных противопожарных полос, исключающих перенос огня при лесных пожарах) в с. Одинск, деревне Ивановка; обеспечить приобретение переносной пожарной мотопомпы в д. Зверево, Стеклянка, Ключевая; установить у пожарных гидрантов в с. Одинск, а также по направлению движения к ним по улицам Победы, Рабочая села соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника; в населенных пунктах Одинск, Якимовка, Ивановка устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х 12м к естественному водоему – рекам Китой и Тойсук, для установки пожарного автомобиля и забора воды в любое время года.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора города Ангарска Шебалкова И.В., действующий на основании прав по должности, на иске настаивала.

Представитель третьего лица – отдела государственного пожарного надзора по Ангарскому району Кашапова Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора города Ангарска поддержал, суду пояснил, что администрацией ОМО не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, что создает угрозу распространению огня во время пожара и переброса его с лесного массива на жилые постройки. Факт передачи мотопомп для использования деревнями Якимовкой и Ивановкой ответчиком не представлен, поскольку нет доказательств о приеме указанного оборудования на баланс. В Одинске защитная полоса сделана в виде опашки трактором, однако указанные работы приняты не были, акт не составлялся. В деревне Ивановка противопожарная полоса отсутствует. Считает, что со стороны администрации Одинского муниципального образования допущены нарушения норм пожарной безопасности, тем самым ставит в незащищенное состояние жизнь и здоровье и имущество граждан, как постоянно проживающих на территории Одинского муниципального образования, так и находящихся там временно. Нарушение требований пожарной безопасности администрацией ОМО создает угрозу причинения жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара.

Представитель ответчика – Глава Одинского МО Антонов И.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. В представленном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствии. В письменном пояснении на иск указал, что указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточников, а также у гидрантов, имеющих в поселении, пока не приобретены ввиду отсутствия денежных средств, данные указатели планируется приобрести в 2011 году, переносные пожарные мотопомпы приобретены. В настоящее время заключен договор на выполнение проектных работ на оборудование площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарного автомобиля. В заимке Ивановка защитная противопожарная полоса, исключающая возможность переноса огня при лесных пожарах на жилые дома была выполнена 29 сентября 2010 года, с северо-западной стороны с. Одинск опашка была выполнена 28 сентября 2010 года.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит иск прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Одинского муниципального образования о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» каждый имеет право на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу статьи 6 Федерального закона от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Федерального закона.

Первичные меры пожарной безопасности согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Далее по тексту Федеральный закон) включают в себя, в частности: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Статьей 6 этого же Федерального закона установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее по тексту Правила пожарной безопасности), утверждены Правила противопожарной безопасности в населенных пунктах, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления в силу статьи 151 Федерального закона.

Как следует из материалов дела, в Одинском муниципальном образовании, населенные пункты которого, а именно: с. Одинск и деревня Ивановка - расположены в лесных массивах, администрацией ОМО не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, отсутствуют защитные минерализованные противопожарные полосы в указанных населенных пунктах, что является нарушением ст. 6, 151 Федерального закона, п.112 Правил пожарной безопасности. Как следует из письменных пояснений Главы Одинского МО Антонова И.Г., указанные мероприятия выполнены 28 и 29 сентября 2010 года. Однако письменных доказательств, что защитные минерализованные полосы выполнены в с. Одинск и деревне Ивановка, ответчик суду не представил. На землях поселений с северо-западной стороны с. Одинск выполненная опашка шириною около 1 метра не является защитной противопожарной полосой, поскольку не исключает возможность переноса огня при лесных пожарах на жилые дома.

При наличии в деревне Якимовка 99 усадеб, в деревне Ивановка 67 усадеб в этих населенных пунктах для целей пожаротушения отсутствуют переносные пожарные мотопомпы, что является нарушением требований ст.ст. 6, 151 Федерального закона п.31 Правил противопожарной безопасности.

Ответчик в отзыве указал, что мотопомпы приобретены. Действительно, согласно товарной накладной от 19.10.2010 г., администрацией Одинского МО приобретены 2 бензиновых мотопомпы МПБ-600. Однако, доказательств, что указанные мотопомпы переданы и установлены в деревнях Якимовка и Ивановка для целей пожаротушения, ответчик суду не представил.

На территории с. Одинск у пожарных гидрантов, а также по направлению к ним по улицам Победы, Рабочая, в нарушение требований ст.ст. 6, 151 Федерального закона, п.90 Правил противопожарной безопасности, отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника.

Населенные пункты Одинск, Якимовка, Ивановка, имеющие в радиусе 200 м естественные водоисточники (р. Стеклянка) в нарушение требований ст. 98 Федерального закона, п.94 Правил противопожарной безопасности, не обеспечены подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, такие площадки не оборудованы. Представленный ответчиком договор № 10332 от 30.08.2010 г. на выполнение проектных работ на площадку для размещения резервуаров для забора воды пожарными машинами подтверждает факт отсутствия подъезда с площадкой на момент проверки.

Данные факты установлены по результатам проведенной отделом государственного пожарного надзора по Ангарскому району 19 августа 2010 года проверкой, зафиксированы в Акте проверки № 2-17-1-643 от 19.08.2010 г., составленном старшим инспектором Ангарского района по пожарному надзору Кашаповой Е.А. С указанным актом 19 августа 2010 года был ознакомлен глава Одинского муниципального образования Антонов И.Г., копию которого получил, а также актом совместной проверки Одинского муниципального образования от 22.09.2010 г.

Действия сотрудников отдела государственного пожарного надзора по Ангарскому району, составленный ими Акт проверки, обстоятельства им установленные, не оспорены ответчиком - Одинским муниципальным образованием, с участием представителя которого проводилась проверка. Факт наличия нарушений, указанных выше требований Правил пожарной безопасности ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными пояснениями.

Таким образом, администрацией Одинского муниципального образования не приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований пожарной безопасности, обязанность соблюдения которых возложена на неё; не в полном объеме выполняются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, в связи с чем, велика вероятность возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, а также их распространения на территории ММО.

Статьей 1 Федерального Закона «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно проживающих на территории Одинского муниципального образования, так и находящихся там временно.

На основании чего у суда имеются основания для удовлетворения требований прокурора города Ангарска и возложения на администрацию Одинского муниципального образования обязанности выполнить в полном объеме требования пожарной безопасности, установленные пунктами 30, 31, 90, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к Одинского муниципального образования о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию Одинского муниципального образования выполнить обязательные требования пожарной безопасности в полном объеме:

разработать и выполнить мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных минерализованных противопожарных полос, исключающих перенос огня при лесных пожарах) в с. Одинск, деревне Ивановка;

обеспечить приобретение переносной пожарной мотопомпы в деревнях Якимовка и Ивановка;

установить у пожарных гидрантов в с. Одинск, а также по направлению движения к ним по улицам Победы, Рабочая села соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника;

устроить в населенных пунктах Одинск, Якимовка, Ивановка подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров к естественному водоему рек Китой и Тойсук для установки пожарного автомобиля и забора воды в любое время года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд, в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 08 декабря 2010 года.

Судья: М.А.Свиридова