Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2010 г. г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-3584/2010 по иску прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Ангарска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, указав в обосновании своих исковых требований, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что администрацией Мегетского муниципального образования не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 6 ФЗ от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Федерального закона. Первичные меры пожарной безопасности согласно ст. 63 ФЗ от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» включают в себя, в частности: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. В Мегетском муниципальном образовании, населенные пункты которого расположены в лесных массивах (д. Зверево, д. Стеклянка, д. Ключевая, р.п. Мегет), администрацией ММО не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). На территории ММО: д.Зверево, д.Стеклянка, д.Ключевая, р.п. Мегет, не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. При наличии в д.Зверево 48 усадеб, в д.Стеклянка 98 усадеб, в д.Ключевая 3-х усадеб в этих населенных пунктах для целей пожаротушения отсутствуют переносные пожарные потопомпы. На территории п.Мегет у пожарных гидрантов, а также по направлению к ним по ул.Нагорная, по ул.Трактовая, по ул.Садовая отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника. Населенные пункты д.Зверево и д.Стеклянка, имеющие в радиусе 200 м естественные водоисточники (р. Стеклянка) не обеспечены подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Таким образом, администрацией ММО не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, в связи с чем велика вероятность возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, а также их распространения. На основании чего прокурор города Ангарска просит обязать администрацию Мегетского муниципального образования выполнить в полном объеме обязательные требования пожарной безопасности, установленные пунктами 31, 90, 94, 112, 114 правил пожарной безопасности в Российской Федерации: разработать и выполнить мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных минерализованных противопожарных полос, исключающих перенос огня при лесных пожарах) деревни Зверево, Стеклянка, Ключевая, п.Мегет; установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в деревнях Зверево, Стеклянка, Ключевая, п.Мегет; обеспечить приобретение переносной пожарной мотопомпы в д. Зверево, Стеклянка, Ключевая; установить у пожарных гидрантов в п.Мегет, а также по направлению движения к ним по ул. Нагорная, Трактовая, Садовая поселка соответствующие указатели, выполненные с использованием световозращающих покрытий, с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника; в населенных пунктах Зверево и Стеклянка устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х 12м. к естественному водоему р.Стеклянка для установки пожарного автомобиля и забора воды в любое время года.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Ангарска Румянцева А.А., действующая на основании прав по должности, на иске настаивала.
Представитель третьего лица – отдела государственного пожарного надзора по Ангарскому району Карнаухов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора города Ангарска поддержал, суду пояснил, что администрацией ММО не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, что создает угрозу распространению огня во время пожара и переброса его с лесного массива на жилые постройки. Поскольку пожар может возникнуть в ночное время, отсутствие на территории населенных пунктов Мегетского муниципального образования средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, делает невозможным своевременное оповещение граждан о возникновении пожара и лишает их возможности начать тушение пожара до приезда пожарной команды. Отсутствие в населенных пунктах переносные пожарные потопомп, а также отсутствие в районе естественных водоисточников подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, препятствует быстрому тушению пожаров, поскольку для заполнения пожарной машины водой необходимо возвращаться в г. Ангарск или к иному водоисточнику. Приезжающие на место пожара пожарные бригады не знают расположение гидрангтов на местности, а отсутствие соответствующих указателей с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника, усложняет работу пожарных, тратится время для их поиска. Считает, что со стороны администрации Мегетского муниципального образования допущены нарушения норм пожарной безопасности, тем самым ставит в незащищенное состояние жизнь и здоровье и имущество граждан, как постоянно проживающих на территории Мегетского муниципального образования, так и находящихся там временно. Нарушение требований пожарной безопасности администрацией ММО создает угрозу причинения жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара.
Представитель ответчика - Администрации Мегетского муниципального образования Иванова О.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представив суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Из отзыва на иск следует, что годовой бюджет Мегетского муниципального образования составляет 10-12 миллионов рублей и складывается в основном из доходов от налоговых поступлений. Такого размера денежных средств на осуществление всех предусмотренных законодательством РФФ полномочий поселений явно недостаточно. В пожароопасный период текущего года администрацией ММО было организовано патрулирование территорий вокруг населенных пунктов и лесных массивов с помощью сотрудников пожарной части, созданных добровольных пожарных отрядов; проведена проверка наличия, готовности и целостности пожарных гидрантов, утепление колодцев, где они расположены; совместно с сотрудниками МЧС проведена работа с населением с целью противопожарной пропаганды, обучения населения правилам пожарной безопасности. В стадии разработки находится муниципальная программа на 2011-2014 годы, в рамках которой планируется провести необходимые работы, для исполнения которой в полном объеме администрация рассчитывает на оказание финансовой помощи со стороны бюджета Ангарского муниципального образования. Для выполнения всех пунктов предписания ОГПН требуется достаточно большой объем финансирования и более длительный срок, в связи с чем, администрацией направлены запросы мэру АМО.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные суду доказательства, суд находит иск прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мегетского муниципального образования о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» каждый имеет право на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Федерального закона.
Первичные меры пожарной безопасности согласно статье 63 Федерального закона от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» включают в себя, в частности: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Статьей 6 этого же Федерального закона установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» утверждены Правила противопожарной безопасности в населенных пунктах, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления в силу статьи 151 Федерального закона от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Как следует из материалов дела, в Мегетском муниципальном образовании, населенные пункты которого, а именно: д. Зверево, д. Стеклянка, д. Ключевая, р.п. Мегет, - расположены в лесных массивах, администрацией ММО не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, отсутствуют защитные противопожарные полосы по периметру указанных населенных пунктов, посадка лиственных насаждений, в летний период не удаляется сухая растительность, что является нарушением ст. 6, 151 Федерального закона от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.112 Правил противопожарной безопасности 01-03.
На территории ММО: д.Зверево, д.Стеклянка, д.Ключевая, р.п. Мегет, в нарушение требований ст.ст. 6, 151 ФЗ от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.114 Правил противопожарной безопасности 01-03, не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
При наличии в д.Зверево 48 усадеб, в д.Стеклянка 98 усадеб, в д.Ключевая 3-х усадеб в этих населенных пунктах для целей пожаротушения отсутствуют переносные пожарные потопомпы, что является нарушением требований ст.ст. 6, 151 ФЗ от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.31 Правил противопожарной безопасности 01-03.
На территории п.Мегет у пожарных гидрантов, а также по направлению к ним по ул.Нагорная, по ул.Трактовая, по ул.Садовая в нарушение требований ст.ст. 6, 151 ФЗ от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.90 Правил противопожарной безопасности 01-03, отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника.
Населенные пункты д.Зверево и д.Стеклянка, имеющие в радиусе 200 м естественные водоисточники (р. Стеклянка) в нарушение требований ст.ст. 6, 151 ФЗ от 23.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.94 Правил противопожарной безопасности 01-03, не обеспечены подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, такие площадки не оборудованы.
Данные факты установлены по результатам проведенной отделом государственного пожарного надзора по Ангарскому району 20 мая 2010 года проверкой, зафиксированы в Акте проверки № 2-17-424, составленном государственным инспектором Ангарского района по пожарному надзору Акуловым Р.Н. (л.д. 7-9). С указанным актом 21 мая 2010 года была ознакомлена глава Мегетского муниципального образования Власенко Т.Д., получила предписание об устранении выявленных нарушений.
Действия сотрудников отдела государственного пожарного надзора по Ангарскому району, составленный ими Акт проверки, обстоятельства им установленные, не оспорены представителями Мегетского муниципального образования, с участием которых проводилась проверка. Факт наличия нарушений, указанных выше требований Правил пожарной безопасности ответчиком не оспаривается.
Таким образом, администрацией Мегетского муниципального образования не приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований пожарной безопасности, обязанность соблюдения которых возложена на неё; не в полном объеме выполняются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, в связи с чем, велика вероятность возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, а также их распространения на территории ММО.
Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете Мегетского муниципального образования денежных средств на проведение всех противопожарных мероприятий, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие достаточного финансирования, не включение в смету расходов на содержание имущества, в том числе, на принятие мер противопожарной безопасности не исключает вину Администрации в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального Закона «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно проживающих на территории Мегетского муниципального образования, так и находящихся там временно.
На основании чего у суда имеются основания для удовлетворения требований прокурора города Ангарска и возложения на администрацию Мегетского муниципального образования обязанности выполнить в полном объеме требования пожарной безопасности, установленные пунктами 31, 90, 94, 112, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мегетского муниципального образования о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию Мегетского муниципального образования разработать и выполнить мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, а именно:
создать защитные противопожарные полосы, исключающие перенос огня при лесных пожарах в деревнях Зверево, Стеклянка, Ключевая, поселке Мегет;
установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в деревнях Зверево, Стеклянка, Ключевая, поселке Мегет;
обеспечить приобретение переносной пожарной мотопомпы в деревнях Зверево, Стеклянка, Ключевая;
установить у пожарных гидрантов в поселке Мегет, а также по направлению движения к ним по улицам Нагорная, Трактовая, Садовая поселка Мегет соответствующие указатели, выполненные с использованием световозращающих покрытий, с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника;
устроить в населенных пунктах Зверево и Стеклянка подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров к естественному водоему р.Стеклянка для установки пожарного автомобиля и забора воды в любое время года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд, в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 22 ноября 2010 года.
СУДЬЯ
С.А. Черткова