О признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2010 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-3591/20** по иску Чикатеевой М. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Чикатеева М.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, указав в обоснование исковых требований, что более 25 лет она осуществляет педагогическую деятельность в должности *** дошкольного образовательного учреждения. 28 апреля 20** года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.02.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 5 мая 20** года ответчиком вынесено решение, которым ей отказано в установлении пенсии. Основанием для принятия указанного решения явился, в том числе, отказ ответчика зачесть в суммарную продолжительность педагогического стажа следующие периоды ее работы: с 19 марта 19** года по 4 июня 20** года и с 10 июня 20** года по 14 августа 20** года, так как данные учреждения не предусмотрены Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463; Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Истец считает, что отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в данной части является незаконным, так как в указанный период она работала в должности *** детского учреждения № *** и в связи с изменением наименования учреждения его цели задачи не изменялись, она выполняла обязанности, соответствующие должности «***». В связи с чем, истец просит признать незаконным решение № 49 от 5 мая 20** года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области в части незачета в суммарную продолжительность педагогической деятельности, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды ее работы с 19 марта 19** года по 4 июня 20** года и с 10 июня 20** года по 14 августа 20** года; обязать ответчика зачесть этот период в стаж, дающий право на получение льготной пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику – с 28 апреля 20** года.

В судебном заседании истец Чикатеева М.С. исковые требования поддержала, изложив доводы, содержащиеся в исковом заявлении.

Представитель ответчика Шишков А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Чикатеевой М.С. не признал, просил отказать в иске, полагая, что решение №49 от 5 мая 20** года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области об отказе в установлении пенсии является законным и обоснованным. Оспариваемые истицей периоды, не зачтены в специальный трудовой стаж для назначении пенсии на льготных условиях, так как наименование учреждений, в которых работала истец, не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 годов, в результате чего стаж на соответствующих видах работ составил 9 лет 7 месяцев 12 дней при требуемом 25 лет.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Чикатеевой М.С. по следующим основаниям.

Из оспариваемого решения следует, что ответчиком засчитаны в стаж на соответствующих видах работ периоды работы Чикатеевой М.С. (…), всего 9 лет 7 месяцев 12 дней.

Ответчиком не зачтены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы истца с 19.03.19** по 04.06.20**, с 10.06.20** по 14.08.20** года в должности *** *** группы, *** детского сада муниципального образовательного дошкольного учреждения № *** города Ангарска, так как указанное учреждение не предусмотрено Списками 1991, 1999, 2002 годов.

Согласно сведениям из трудовой книжки истца в период с 19.03.19** по 04.06.20**, с 10.06.20** по 14.08.20** года она работала в должности *** *** группы, *** детского учреждения № *** города Ангарска, то есть 15 лет 4 месяца 20 дней. Указанный период работы истцу в специальный трудовой стаж не включен.

Между тем, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) «О трудовых пенсиях в РФ» право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет, независимо от возраста.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, включают наименование учреждений – детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а также наименование должностей – ***.

Следовательно, действие Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесены дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В соответствии с Типовым положением о детском дошкольном учреждении, утвержденном приказом Министерства просвещения СССР от 29 января 19** года № 16 детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Указанное типовое положение определяет различные типы и структуру детских дошкольных учреждений.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677, дошкольные образовательные учреждения - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады разного вида.

Все виды муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений без какого-либо исключения, перечисленные в типовых положениях, и названы в Списках 1991, 1999, 2002 годов.

Из справки от 11 августа 20** года (л.д.16), выданной муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад общеразвивающего вида № ***, детское учреждение № *** Ангарского завода БВК было передано в отдел дошкольного воспитания администрации города Ангарска на основании приказа № 1228 от 24.11. 1992 года. Наименование «муниципальное образовательное дошкольное учреждение № ***» изменено на наименование «муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № ***» на основании постановления мэра Ангарского муниципального образования № 2376 от 15.08.20** г..

Из уставов муниципального образовательного дошкольного учреждения детский сад общеразвивающего вида №*** за 2007 год, за 2009 год следует, что оно создано на основании решения Малого совета №315 от 03.11.1992г. как муниципальное образовательное дошкольное учреждение № ***, зарегистрировано постановлением мэра города Ангарска от 20.08.1993г. № 1689 и является учреждением дошкольного образования. Целью его создания являлось воспитание, обучение и развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет.

При таких обстоятельствах, суд считает, что образовательное дошкольное учреждение, в котором истец работала с 19** года полностью соответствуют признакам образовательного учреждения, названного в пункте 2 статьи 18 Федерального закона «Об образовании».

Доказательств, опровергающих данный вывод суда о том, что указанное образовательное дошкольное учреждение не относится к детскому саду, то есть к тем дошкольным учреждениям, которые названы в Типовом положении и в Списках 1991, 1999, 2002 годов ответчиком суду не представлено.

Тот факт, что в наименовании указанных учреждений в определенный период времени не содержалось понятия «Детский сад», не может служить основанием, для отказа включить вышеуказанные периоды работы в стаж истцу для назначения ей пенсии за выслугу лет.

Вывод суда соответствует требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также требованиям части 1 статьи 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Чикатеевой М.С. с 19 марта 19** года по 4 июня 20** года (15 лет 2 месяца 16 дней) и с 10 июня 20** года по 14 августа 20** года (2 месяца 4 дня) в должности *** муниципального образовательного дошкольного учреждения № *** города Ангарска, всего 15 лет 4 месяца 20 дней, подлежат зачёту в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

С учетом указанного периода, педагогический стаж на момент её обращения с заявлением о назначении пенсии составил 25 лет 2 дня из расчета: 9 лет 7 месяцев 12 дней по решению УПФ + 15 лет 4 месяца 20 дней по решению суда, - что превышает требуемый стаж 25 лет.

В связи с чем, имеются основания для возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании обязанности по назначению истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно статье 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что днём приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления Чикатеевой М.С. со всеми необходимыми документами является 28 апреля 20** года.

Пункт 23 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» предусматривает что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Таким образом, приходя к выводу о том, что истцу незаконно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, суд удовлетворяет требования Чикатеевой М.С. о назначении ей пенсии со дня обращения заявлением о назначении пенсии, то есть с 28 апреля 20** года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Чикатеевой М. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 5 мая 20** года №49 в части не включения Чикатеевой М. С. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов работы с 19 марта 19** года по 4 июня 20** года и с 10 июня 20** года по 14 августа 20** года в должности *** муниципального образовательного дошкольного учреждения № *** города Ангарска.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области включить Чикатеевой М. С. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с 19 марта 19** года по 4 июня 20** года и с 10 июня 20** года по 14 августа 20** года в должности *** муниципального образовательного дошкольного учреждения № *** города Ангарска.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Чикатеевой М. С. пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 28 апреля 20** года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 23 ноября 2010 года.

СУДЬЯ: Черткова С.А.