О признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2010 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-3721/2010 по иску Миронюк Н. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Миронюк Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, указав в обоснование исковых требований, что 25 лет она осуществляла педагогическую деятельность. 30.07.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.02.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 09.08.2010 года ответчиком вынесено решение, которым ей отказано в установлении пенсии. Основанием для принятия указанного решения явился, в том числе, отказ ответчика зачесть в суммарную продолжительность педагогического стажа периоды ее работы с 12 января 19** года по 30 июня 19** года, с 15 июля 19** года по 21 августа 19**года, с 23 августа 19** года по 26 августа 19** года, с 29 августа 19** года по 29 октября 19** года, с 1 ноября 19** года по 1 февраля 20** года в должности *** Муниципального образовательного дошкольного учреждения № ** города Ангарска, так как указанное учреждение не предусмотрено Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, 1991, 1999, 2000 года; а также период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 4 мая 19** года по 31 августа 19** года. Истец считает, что отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в данной части является незаконным, так как весь период она работала и фактически исполняла те же обязанности воспитателя детского учреждения № ** и в связи с изменением наименования учреждения его цели задачи не изменялись, она выполняла обязанности, соответствующие должности «***».

В связи с чем, истец просит признать незаконным решение № ** от 9 августа 2010 года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области в части не включения в суммарную продолжительность педагогической деятельности, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.20** № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов ее работы с 12 января 19** года по 30 июня 19** года, с 15 июля 19** года по 21 августа 19**года, с 23 августа 19** года по 26 августа 19** года, с 29 августа 19** года по 29 октября 19** года, с 1 ноября 19** года по 1 февраля 20** года в должности *** Муниципального образовательного дошкольного учреждения № ** города Ангарска, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 4 мая 19** года по 31 августа 19** года; обязать ответчика зачесть указанные периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии; назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику – с 30 июля 2010 года.

В судебном заседании истец Миронюк Н.В. исковые требования поддержала, изложив доводы, содержащиеся в исковом заявлении.

Представитель ответчика Шишков А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Миронюк Н.В. не признал, просил отказать в иске, полагая, что как решение №** от 9 августа 2010 года УПФ РФ об отказе в назначении пенсии является законным и обоснованным. Оспариваемые истцом периоды не зачтены в специальный трудовой стаж для назначении пенсии на льготных условиях, так как наименование учреждения, в котором работала истец, не предусмотрено Списками 1991, 1999, 2002 годов, в результате чего стаж на соответствующих видах работ составил всего 20 лет 6 месяцев 27 дней при требуемом стаже в 25 лет. При этом, представитель ответчика не оспаривает то обстоятельство, что фактически весь оспариваемый период работы в должности исполняющего обязанности заместителя заведующего, истец фактически работала *** учреждения, поскольку эти обстоятельства проверялись при решении вопроса о назначении пенсии, подтверждены первичными бухгалтерскими документами, имеющимися в материалах пенсионного дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд находит иск Миронюк Н.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из оспариваемого решения следует, что ответчиком включены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы Миронюк Н.В. (***) (л.д.7-11).

Ответчиком не зачтены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы истца: (***).

Согласно сведениям из трудовой книжки истца в оспариваемые периоды она работала в должности *** Муниципального образовательного дошкольного учреждения № ** города Ангарска.

При рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии истцу, ответчиком было установлено то обстоятельство, что весь спорный период Миронюк Н.В. фактически работала ***, что подтверждено имеющимися в пенсионном деле Миронюк Н.В. тарификационными списками, штатными расписаниями, лицевыми счетами, приказами по личному составу.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.20** № 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.20** № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, включают наименование учреждений – детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а также наименование должностей – ***.

Следовательно, действие Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесены дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В соответствии с Типовым положением о детском дошкольном учреждении, утвержденном приказом Министерства просвещения СССР от 29 января 1985 года № 16 детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Указанное типовое положение определяет различные типы и структуру детских дошкольных учреждений.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677, дошкольные образовательные учреждения - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады разного вида.

Все виды муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений без какого-либо исключения, перечисленные в типовых положениях, и названы в Списках 1991, 1999, 2002 годов.

Из исторической справки от 30 июля 2010 года, выданной муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида №**», детское учреждение № ** было передано в отдел дошкольного воспитания администрации города Ангарска на основании приказа № 228 от 21.07.19** года. Наименование «муниципальное образовательное дошкольное учреждение № **» изменено на наименование «муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № **» на основании постановления мэра Ангарского муниципального образования № 336 от 02.02.2001 г..

Из устава муниципального образовательного дошкольного учреждения №** за 1993 год следует, что оно создано на основании решения Малого совета №228 от 21.07.19**г. как муниципальное образовательное учреждение общеразвивающего вида, зарегистрировано постановлением мэра города Ангарска от 31.08.1993г. № 1797 и является учреждением дошкольного образования. Целью его создания являлось воспитание детей дошкольного возраста, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития, обучение и развитие, уход и оздоровление детей.

Аналогичные положения содержатся в уставе, утвержденном в 20** году (пункты 1.1., 2), в соответствии с которым дошкольное учреждение, являющееся местом работ истца, было переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №**». Весь период работы истца в том же дошкольном учреждении, на том же рабочем месте после переименования дошкольного учреждения Управлением Пенсионного фонда включен истцу в стаж на соответствующих видах работы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что образовательное дошкольное учреждение, в котором истец работала с 19** года, полностью соответствуют признакам образовательного учреждения, названного в пункте 2 статьи 18 Федерального закона «Об образовании». Доказательств, опровергающих данный вывод суда о том, что указанное образовательное дошкольное учреждение не относится к детскому саду, то есть к тем дошкольным учреждениям, которые названы в Типовом положении и в Списках 1991, 1999, 2002 годов суд ответчиком не представлено.

Тот факт, что в наименовании указанных учреждений в определенный период времени не содержалось понятия «Детский сад», не может служить основанием, для отказа включить вышеуказанные периоды работы в стаж истцу для назначения ей пенсии за выслугу лет.

Вывод суда соответствует требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также требованиям части 1 статьи 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Миронюк Н.В. (***) в должности *** Муниципального образовательного дошкольного учреждения № ** города Ангарска, то есть 5 лет 27 дней, подлежат зачёту в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Суд не может признать законным обжалуемое решение Пенсионного фонда и в части не включения истцу период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Как следует из материалов дела, отпуск по уходу за ребёнком был предоставлен Миронюк Н.В. в период её работы в средней школе № ** города Братска в должности ***. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе представленным ответчиком расчетом трудового стажа и оспариваемым решением, не оспариваются ответчиком, который согласен, что истец работала в должности и в учреждении, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии. Согласно указанным документам период работы истца в школе №** засчитан в стаж на соответствующих видах работ, за исключением периода, когда истец находилась в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трех лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1996 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РСФСР). Данным законом статья 167 КЗоТ была изложена в новой редакции.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Период нахождения Миронюк Н.В. в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 04.05.19** года по 31.08.19** года имел место быть до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1.

В этот же период действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 19** года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 19** года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, в силу названных выше норм Миронюк Н.В. имеет право на включение в специальный стаж периода нахождения её в отпуске по уходу за ребенком во время работы в должности учителя школы №** г. Братска с 04.05.19**г. по 31.08.19**г., который подтверждается записью в трудовой книжке истца.

С учетом оспариваемых периодов, педагогический стаж истца на момент её обращения с заявлением о назначении пенсии составил 25 лет 10 месяцев 24 дня из расчета:

20 лет 6 месяцев 27 дней по решению УПФ

+ 5 лет по решению суда, за периоды

(***)

- что превышает требуемый стаж 25 лет.

В связи с чем, имеются основания для возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании обязанности по назначению истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно статье 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что днём приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления Миронюк Н.В. со всеми необходимыми документами является 30 июля 2010 года.

Пункт 23 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» предусматривает что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Таким образом, приходя к выводу о том, что истцу незаконно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, суд удовлетворяет требования Миронюк Н.В. о назначении ей пенсии со дня обращения заявлением о назначении пенсии, то есть с 30 июля 2010 года.

На основании изложенного руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Миронюк Н. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 9 августа 2010 года №** в части не включения Миронюк Н. В. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов работы с 12 января 19** года по 30 июня 19** года, с 15 июля 19** года по 21 августа 19**года, с 23 августа 19** года по 26 августа 19** года, с 29 августа 19** года по 29 октября 19** года, с 1 ноября 19** года по 1 февраля 20** года в должности *** Муниципального образовательного дошкольного учреждения № ** города Ангарска.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 9 августа 2010 года №** в части не включения Миронюк Н. В. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 4 мая 19** года по 31 августа 19** года.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области включить Миронюк Наталье Владимировне в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с 12 января 19** года по 30 июня 19** года, с 15 июля 19** года по 21 августа 19**года, с 23 августа 19** года по 26 августа 19** года, с 29 августа 19** года по 29 октября 19** года, с 1 ноября 19** года по 1 февраля 20** года в должности *** Муниципального образовательного дошкольного учреждения № ** города Ангарска, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 4 мая 19** года по 31 августа 19** года.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Миронюк Н. В. пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 30 июля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 6 декабря 2010 года.

СУДЬЯ: Черткова С.А.