О признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 февраля 2011 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-679/2011 по иску Кожевниковой Н. Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Кожевникова Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, указав в обоснование исковых требований, что более 25 лет она осуществляет педагогическую деятельность. 01.12.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.02.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 07.12.2010 года ответчиком вынесено решение, которым ей отказано в установлении пенсии. Основанием для принятия указанного решения явился, в том числе, отказ ответчика зачесть в суммарную продолжительность педагогического стажа следующие периоды ее работы (***), так как данные учреждения не предусмотрены Списками профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность в которых дает право на досрочную пенсию. Считает, что отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в данной части является незаконным, так как общий педагогический стаж на момент обращения составляет 25 лет 0 месяцев 19 дней. В связи с чем, истец просит признать незаконным решение № 153 от 07.12.2010 года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в части невключения в стаж педагогической деятельности, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы с 12 августа 19** года по 1 марта 19** года в должности *** детского учреждения №*** города Ангарска, с 2 марта 19** года по 14 августа 19** года в должности *** детского учреждения №*** города Ангарска; обязать ответчика включить указанные периоды в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с 01.12.2010 года.

В судебном заседании истец Кожевникова Н.Н. исковые требования поддержала, изложив доводы, содержащиеся в исковом заявлении.

Представитель ответчика Ганюшкина С.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в иске, полагая, что оспариваемое решение Управлением Пенсионного фонда РФ в Ангарском муниципальном образовании об отказе в установлении пенсии вынесено законно и обоснованно; поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Кожевниковой Н.Н. по следующим основаниям.

Из оспариваемого решения следует, что ответчиком засчитаны в стаж на соответствующих видах работ периоды работы истца (***)- всего 23 года 0 месяцев 19 дней.

Периоды работы с 12 августа 19** года по 1 марта 19** года в должности *** детского учреждения №*** города Ангарска, с 2 марта 19** года по 14 августа 19** года в должности *** детского учреждения №*** города Ангарска, в стаж на соответствующих видах работ не включены, всего - 2 года 0 месяцев 3 дня.

Ответчиком в оспариваемом решении указано, что муниципальные образовательные дошкольные учреждения № *** и № *** города Ангарска, в которых истец работала в должности *** не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 годов.

Факт работы истца в спорные периоды в должности *** подтверждается сведениями из трудовой книжки Кожевниковой Н.Н., архивными и уточняющими справками, выданными данными учреждениями, которые приобщены к материалам настоящего дела и имеются в пенсионном деле истца.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ (в ранее действовавшей редакции, на которую ссылается истец) «О трудовых пенсиях в РФ» право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет, независимо от возраста.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, включают наименование учреждений – детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а также наименование должностей – ***.

Следовательно, действие Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесены дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В соответствии с Типовым положением о детском дошкольном учреждении, утвержденном приказом Министерства просвещения СССР от 29 января 1982 года № 16 детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Указанное типовое положение определяет различные типы и структуру детских дошкольных учреждений.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677, дошкольные образовательные учреждения - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады разного вида.

Все виды муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений без какого-либо исключения, перечисленные в типовых положениях, названы и в Списках 1991, 1999, 2002 годов.

Из исторической справки от 21 января 2011 года, выданной начальником Управления образования администрации АМО следует, что детское учреждение № *** ГорОНО было передано в отдел дошкольного воспитания администрации города Ангарска с 15.12.1992 года на основании решения Малого Совета народных депутатов за № 362 от 15.12.1992г.. Наименование «Муниципальное образовательное дошкольное учреждение № ***» присвоено ему на основании постановления мэра Ангарского муниципального образования № 1800 от 31.08.1993 года, а на основании постановления мэра Ангарского муниципального образования № 4490 от 17.12.1997 года данное дошкольное учреждение было ликвидировано, помещение передано муниципальному общеобразовательному учреждению «Гимназия №**».

Из исторической справки, выданной 17.07.2008 г. муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида № ***, следует, что детское учреждение № *** было создано по решению Ангарского городского совета народных депутатов № 295 от 30.09.19** года. Постановлением мэра города Ангарска от 25.08.1992 года № 1746 оно было передано в отдел дошкольного воспитания администрации города Ангарска. Постановлением мэра города Ангарска от 03.09.1993 года № 1870 зарегистрировано «муниципальное образовательное дошкольное учреждение № ***». Это наименование было изменено на наименование «муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № ***» на основании постановления мэра Ангарского муниципального образования № 1644 от 06.06.2000 г.. А приказом Управления образования администрации АМО от 16.04.2007 года № 270 наименование изменено на «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №*** «***». Сведения, указанные в справке подтверждаются имеющимися в деле копиями перечисленных постановлений, приказов, уставов учреждения.

Из устава муниципального образовательного дошкольного учреждения детский сад общеразвивающего вида №*** за 2003 год, из уставов муниципального образовательного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №*** за 1993 год, 2000 год, 2007 год следует, что эти учреждения были созданы на основании решений Совета народных депутатов как муниципальные образовательные дошкольные учреждения, и всегда являлись учреждениями дошкольного образования детей. Целью их создания являлось воспитание, обучение и развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет.

При таких обстоятельствах, суд считает, что образовательные дошкольные учреждения № *** и № ***, в которых истец работала в спорные периоды, полностью соответствуют признакам образовательного учреждения, названного в пункте 2 статьи 18 Федерального закона «Об образовании».

Доказательств, опровергающих данный вывод суда о том, что указанные образовательные дошкольные учреждения не относится к детскому саду, то есть к тем дошкольным учреждениям, которые названы в Типовом положении и в Списках 1991, 1999, 2002 годов, ответчиком суду не представлено.

Тот факт, что в наименовании указанных учреждений в определенный период времени не содержалось понятия «Детский сад», не может служить основанием, для отказа включить вышеуказанные периоды работы в стаж истцу для назначения ей пенсии за выслугу лет.

Вывод суда основан на положениях статьи 19 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также требованиям части 1 статьи 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Кожевниковой Н.Н. (***)

подлежат зачёту в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

С учетом указанных периодов, педагогический стаж Кожевниковой Н.Н. на момент её обращения с заявлением о назначении пенсии составил 25 лет 22 дня из расчета: 23 года 0 месяцев 19 дней по решению УПФ + 2 года 0 месяцев 3 дня по решению суда, - что превышает требуемый стаж 25 лет.

В связи с чем, имеются основания для возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании обязанности по назначению истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно статье 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что днём приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления Кожевникова Н.Н. со всеми необходимыми документами является 1 декабря 2010 года.

Пункт 23 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» предусматривает что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Таким образом, приходя к выводу о том, что истцу незаконно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, суд удовлетворяет требования Кожевниковой Н.Н. о назначении ей пенсии со дня обращения заявлением о назначении пенсии, то есть с 1 декабря 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кожевниковой Н. Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 7 декабря 2010 года №153 в части невключения Кожевниковой Н. Н. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов работы с 12 августа 19** года по 1 марта 19** года в должности *** детского учреждения №*** города Ангарска, с 2 марта 19** года по 14 августа 19** года в должности *** детского учреждения №*** города Ангарска.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области включить Кожевниковой Н. Н. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с 12 августа 19** года по 1 марта 19** года в должности *** детского учреждения №*** города Ангарска, с 2 марта 19** года по 14 августа 19** года в должности *** детского учреждения №*** города Ангарска.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Кожевниковой Наталье Николаевне пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 1 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 7 февраля 2011 года.

СУДЬЯ: Черткова С.А.