О предоставлении скидки за пользование газом



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2011 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области

в составе: председательствующего судьи Свиридовой М.А.,

при секретаре Резановой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-904-11 по иску Деркач О. В. к Открытому акционерному обществу по газификации и эксплуатации газового хозяйства Иркутской области ОАО «Иркутскоблгаз» о предоставлении скидки за пользование газом,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование первоначально предъявленного иска Деркач О.В. указала, что 08 апреля 20** г. ее семья стала многодетной, - родился третий ребенок. Дети прописаны и проживают с ними, родителями в трехкомнатной квартире. Согласно Указу президента Российской Федерации «о мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 431 от 05 мая 1992 г. для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. Она устно обратилась к ответчику с просьбой оформить ее семье такую скидку за пользование газом, но получила отказ. 16 октября 20** г. ею было направлено заявление в письменном виде ответчику с просьбой о предоставлении скидки. В письменном ответе ей было отказано в предоставлении скидки. Считает нарушенным право ее семьи на оплату газа со скидкой 30%. С учетом уточненного иска, просит обязать ответчика установить для ее многодетной семьи скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование газом с октября 20** г. и обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за пользование газом за период с октября 20** г.

В судебном заседании истец на иске настаивает по основаниям, изложенным в иске.

Третье лицо Деркач В.И. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ОАО «Иркутскоблгаз» Мякишева Н.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Законом Иркутской области «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» 30% скидка по оплате за бытовой газ не предусмотрена из-за отсутствия финансирования. В настоящее время ни администрацией города Ангарска, ни администрацией муниципального образования льгота для многодетных семей в виде 30% скидке по оплате бытового газа не установлены.

Представитель третьего лица – Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району Хижняк Е.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. В отзыве указала, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг многодетным семьям, а также возмещение затрат организаций ЖКХ на предоставление скидок многодетным семьям действующим законодательством на управление не возлагается.

Представители третьих лиц - министерства финансов Иркутской области, Управления федерального казначейства по Иркутской области, привлеченные определением суда, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. В отзыве на иск представитель Управления федерального казначейства по Иркутской области считает неправомерным отказ ответчика в предоставлении истцу льготы, поскольку отсутствие порядка и условий возмещении расходов на осуществление мер согласно Указу Президента Российской Федерации № 431от 05.05.1992 г. не является основанием для их предоставления.

Выслушав истца, третье лицо Деркач В.И., исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 431 от 05.02.1992 г. (в ред. Указа Президента РФ от 25.05.2003 г. № 250) для многодетных семей предусмотрена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией.

Пунктом 3 Указа № 431 предусмотрено, что Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

В соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.п. 24 п. 2) предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе и решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно Закону Иркутской области № 63-оз от 23.10.2006 г. «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей», право на меры социальной поддержки многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом имеют семьи, имеющие в своем составе трех и более детей, не достигших возраста 18 лет.

Как следует из представленных истцом доказательств, Деркач О. В. является матерью Деркач Г. 08.04.20** года рождения, Деркач А., 23 октября 20** года рождения, Деркач Н., 09 августа 20** года рождения, имеет удостоверение многодетной матери № ***, состоит на учете в управлении министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району как получатель социального пособия в соответствии с Законом Иркутской области № 63-оз.

Согласно справке с места жительства, истец с детьми и мужем Деркач В.И. зарегистрированы по адресу: г. Ангарск, ***.

Ответчиком по делу является ОАО «Иркутскоблгаз.

Согласно Уставу ОАО «Иркутскоблгаз» основными целями деятельности Общества является, в том числе, обеспечение безопасного и бесперебойного снабжения газом всех категорий потребителей, безаварийное обслуживание газовых сетей и газового оборудования. Таким образом, ответчик является поставщиком услуг по газоснабжению.

Истец, являясь потребителем услуг по предоставлению газа, производил оплату за пользование газом, что подтверждается представленными им квитанциями.

16 октября 20** г. истец направил заявление в адрес ответчика с просьбой предоставить ее многодетной семье скидку за пользование газом, предусмотренную указом президента РФ № 431.

В ответе от 02.11.20** г., ответчик отказал в предоставлении скидки 30% в связи с неполучением от Департамента Социальной защиты населения по г. Ангарску и Ангарскому району компенсации за предоставление скидки, а также отсутствием порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента № 431.

Суд считает отказ в предоставлении скидки неправомерным, поскольку отсутствие порядка и условий предоставления скидки не может повлиять на гарантированное право истца на предоставление ему скидки не ниже 30 процентов установленной платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п.43 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (с изменениями от 29 июля 20** г.), в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекс РФ (далее по тексту ЖК РФ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной порядок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В силу п. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, водоснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу изложенных выше норм, истец имеет право на скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование газом в соответствии с Указом Президента № 431.

Согласно ст. 1 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В соответствии п.1 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ, участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Анализируя указанные выше статьи Бюджетного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что физические лица не являются участниками межбюджетных отношений, в связи с чем, не могут обращаться с иском о предоставлении скидки непосредственно к Министерству финансов Российской Федерации.

Организация, предоставившая гражданину льготу, вправе обратиться с требованиями о возмещении затрат из соответствующего бюджета, в том числе к Российской Федерации в лице Министерства Финансов.

Доводы ответчика о том, что предоставление данной льготы заменено на выплату денежной компенсации с 01.01.20** г. не является убедительной для суда, поскольку в соответствии с Законом Иркутской области № 37-оз от 29.06.2009 г. «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан с Иркутской области», вступившим в силу с 01.01.20** г., мер социальной поддержки в форме денежной компенсации и расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), отдельных категорий граждан, подвергшихся радиации. В указанную категорию граждан многодетные семьи не входят.

Поскольку истец обратился к ответчику за предоставлением льгот в октябре 20** г., суд считает, что ответчик обязан предоставить истцу скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование газом с октября 20** г. и произвести истцу перерасчет оплаты за пользование газом за период с октября 20** г.

В связи с чем, исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С ответчика в пользу истца подлежат удовлетворению расходы по уплате государственной пошлины в силу ст. 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Деркач О. В. удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Иркутской области ОАО «Иркутскоблгаз» предоставить для многодетной семьи Деркач О.В., проживающей по адресу: г. Ангарск, ***, скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование газом с октября 20** года, произвести перерасчет оплаты за пользование газом за период с октября 20** года.

Взыскать с Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Иркутской области ОАО «Иркутскоблгаз» расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, составленного в окончательной форме 25 апреля 2011 года.

Судья: М.А.Свиридова