О возложении обязанности предоставить скидку



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2011 года Ангарский городской Иркутской области в составе председательствующего судьи Е. Г. Бутиной, при секретаре Е. Ю. Распопиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 886-101 по иску Деркач О.В. к Обществу с ограниченной ответственности «Ангарская ТеплоСбытовая Компания», Открытому акционерному обществу «Иркутскэнерго» о возложении обязанности предоставить скидку, произвести перерасчет, о взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Деркач О. В. обратилась в суд с иском, указывая, что 08.04.20** года ее семья стала многодетной, в ней родился третий ребенок. Дети прописаны и проживают с ними в трехкомнатной квартире по адресу г. Ангарск, ***. Согласно Указу № 431 от 05.05.1992 года Президента РФ «О мерах социальной поддержки многодетных семей», для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. Для того, чтобы воспользоваться правом на указанную меру социальной поддержки 16.10.20** года она направила в адрес ответчика письменное заявление с просьбой предоставить их семье скидку за пользование горячей водой и отоплением. В письменном ответе, ООО «АТСК» ей было отказано в предоставлении 30-ти процентной скидки при начислении платы со ссылкой на то, что между Министерством финансов РФ и Министерством социальной защиты населения РФ не разработан порядок и условия возмещения расходов. Считает, что ее право, как многодетной семьи, нарушено. Просит обязать ответчика предоставить для ее многодетной семьи скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением и горячей водой с апреля 20** года на срок до 31.10.20** года (до достижения старшим ребенком возраста 18 лет), возместить убытки, понесенные ее семьей, путем перерасчета оплаты за пользование отоплением и горячим водоснабжением за период с апреля 20** года по декабрь 20** года в размере 3266 рублей 19 коп., возместить убытки в виде оплаченной госпошлины в сумме 800 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец Деркач О. В. уточнила исковые требования, указав, что просит обязать ответчика предоставить скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением и горячим водоснабжением с октября 20** года, обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за отопление и горячее водоснабжение с октября 20** года, взыскать в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей. От исковых требований в части взыскания убытков в размере 3266 рублей 19 копеек, компенсации морального вреда в размере 1000 рублей отказалась. Отказ принят судом, о чем вынесено определение.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов Иркутской области, Министерство финансов РФ, Управление министерства социального развития, опеки и попечительства, Управление Федерального казначейства по Иркутской области и Деркач В. И..

Определением суда от 19.04.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Иркутскэнерго».

Деркач О. В. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что на исковых требованиях о возложении обязанности на ответчика предоставить ее семье скидку в размере не ниже 30% установленной платы за горячее водоснабжение и отопление. Также пояснила, что с письменным заявлением о предоставление скидки в ООО «АТСК» она обратилась 16.10.20** года, но скидку ей не предоставили. Она также обращалась в Управление социальной защиты населения, опеке и попечительства, но там ей пояснили, что это не входит в их компетенцию.

Представитель ответчика ООО «АТСК», ОАО «Иркутскэнерго» Тимофеев Р. В., действующий на основании доверенностей, исковые требования Деркач О. В. не признал, дал пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях. В письменных возражениях на иск указал, что 05.05.1992 года Президент РФ Указом № 431 «О социальной поддержки многодетных семей» постановил, что правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, и электроэнергией. Также п. 3 Указа Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. До настоящего времени порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер до настоящего времени не разработаны. Понимая необходимость социальной поддержки многодетных семей ООО «АТСК» неоднократно обращалось в Главное финансовое управление Иркутской области, Главное управление СЗН Иркутской области и органы социальной защиты г. Ангарска по вопросу предоставления 30% скидки многодетным семьям и определения порядка возмещения понесенных расходов. По всем запросам от компетентных органов ООО «АТСК» получены ответы, содержание которых сводится к тому, что финансирование расходов бюджетов не предусмотрено. Считает, что поскольку Указ № 431 Президента РФ не имеет прямого указания на то, что энергоснабжающая организация (в данном случае ООО «АТСК») обязана предоставлять 30% скидку за свой счет. Надлежащим ответчиком по данному спору считает Министерство финансов РФ, полагает, что ООО АТСК» не нарушало прав истца на предоставление скидки, в связи с чем считает исковые требования Деркач О. В. не подлежащими удовлетворению. Просит в иске Деркач О. В. к ООО «АТСК» отказать.

Третье лицо Деркач В. И. исковые требования Деркач О. В. поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Иркутской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление Деркач О. В. указал, что в соответствии с Указом Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года «О социальной поддержке» многодетных семей» органам исполнительной власти краев, областей в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей, поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией. Пунктом 2 ст. 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с п.п. 24 п.2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей). Но на уровне субъекта РФ – Иркутской области, закон, регламентирующих вопрос правового регулирования и финансового обеспечения в области социальной поддержки многодетных семей не принимался. Отсутствие порядка и условий возмещения расходов на осуществления этих мер не является основанием для отказа в их предоставлении. Предоставление льгот выражается в начислении жилищно-эксплуатационными организациями оплаты за коммунальные услуги с учетом имеющихся льгот, с последующим возмещением расходов на предоставление льгот из соответствующего бюджета. В данном случае возникают межбюджетные правоотношения. В силу ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений. Обязанность РФ по возмещению расходов юридическим лицам, предоставляющим такую льготу, обусловлена самим фактом предоставления льгот многодетным семьям, имеющим право на их получение. Для предоставления такой льготы гражданин предоставляет в жилищно-эксплуатационную организацию документы, подтверждающие его право на получение данной льготы и, если гражданином представлен полный пакет документов, оформленный в соответствии с установленными требованиями, жилищно-эксплуатационная организация не вправе отказать в предоставлении такой льготы. Считает, что ответчиком ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» в предоставлении льготы Деркач О. В. отказано неправомерно.

Представитель третьего лица Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что в силу ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», администрацией Иркутской области принят закон Иркутской области от 23.12.2006 г. «О социально поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей», в соответствии с которым установлены виды и объем мер социальной поддержки многодетным семьям, малоимущим семьям и семьям одиноких родителей за счет средств областного бюджета. Указанным законом не предусмотрены меры социальной поддержки многодетным семьям по оплате коммунальных услуг. В связи с чем считает, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг многодетным семьям, а также возмещение затрат организаций ЖКХ на предоставление скидок многодетным семьям действующим законодательством на управление не возлагается.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчиков ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания», ОАО «Иркутскэнерго», третьего лица Деркач В. И., изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Деркач О. В. и Деркач В. И. являются многодетной семьей. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о рождении детей - Деркач А., 23 октября 20** года рождения, Деркач Н., 09 августа 20** года рождения, Деркач Г., 08 апреля 20** года рождения.

Данное обстоятельство также подтверждается удостоверением многодетной матери за № ***, выданной Деркач О. В. (л.д. 9).

Как следует из справки от 08.10.20** года, семья в составе Деркач О. В., Деркач В. И., Деркач А. В., Деркач Н. В., Деркач Г. В. проживает по адресу г. Ангарск, ***.

Между Деркач В. И. и ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания», 01.04.20** года заключен договор № ***, согласно которому между сторонами определены взаимоотношения по вопросам, связанным с поставкой, продажей и покупкой тепловой энергии на отопление, горячее водоснабжение, расчетом за тепловую энергию, сбором платежей и оплатой за использованную тепловую энергию.

Согласно п.п. «б» ст. 1 Указа № 431 от 05 мая 1992 года Президента Российской Федерации «О мерах социальной поддержке многодетных семей», указано на установление для многодетных семей скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Пунктом 3 Указа № 431 предусмотрено, что Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

В соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.п. 24 п. 2) предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе и решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами по гражданскому делу, что субъект Российской Федерации, то есть Иркутской областью, нормативного акта, регулирующего вопрос финансового обеспечения в области социальной поддержки многодетных семей, в том числе в части предоставления многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, не принимался.

Как следует из материалов дела, Деркач О. В. 16 октября 20** года обратилась в адрес ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» с заявлением о предоставлении ей льготы по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения как многодетной семье.

В письменном ответе на заявление истца, ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» отказала в предоставлении скидки, указав, что понимая необходимость предоставления социальной поддержки многодетных семей, ООО «АТСК» неоднократно обращалось по вопросу о мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Департамент финансов Иркутской области. Однако на их запросы им были даны ответы, из которых усматривается, что порядок и условия возмещения расходов не определены. В связи с чем ООО «АТСК» указывало, что не могут предоставить ей скидку при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение.

Суд находит данный отказ ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» в установлении Деркач О. В. скидки неправомерным.

Суд считает, что отсутствие порядка и условий предоставления скидки не может повлиять на гарантированное право истца на предоставление ей скидки не ниже 30 процентов установленной платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п.43 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (с изменениями от 29 июля 20** г.), в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Судом установлено, что истцом по делу в адрес ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» был предоставлен полный пакет документов, подтверждающий ее право на предоставление ей меры социально защиты в виде скидки. Данный факт ответчиком не оспаривался, обратного суду не представлено.

Доводы представителя ответчиков ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» и ОАО «Иркутскэнерго» Тимофеева Р. В. в той части, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации, суд находит необоснованными.

В силу ст. 1 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В соответствии п.1 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ, участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Анализ указанных статей Бюджетного кодекса РФ, позволяет сделать вывод, что физические лица не являются участникам межбюджетных отношений, в связи с чем не могут обращаться с иском о предоставлении скидки непосредственно к Министерству финансов Российской Федерации.

Организация, предоставившая гражданину льготу, вправе обратиться с требованиями о возмещении затрат из соответствующего бюджета, в том числе к Российской Федерации в лице Министерства Финансов.

Суд считает, что требования Деркач О. В. о предоставлении скидки в размере не ниже 30 процентов уставленной платы за пользование тепловой энергией и горячим водоснабжением правомерно предъявлены к поставщику энергии – ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» и ОАО «Иркутскэнерго».

Из пояснений представителя ответчика ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» Тимофеева Р. В., а также из письменного ответа ООО «Иркутская ЭнергоСбытовая Компания» следует, что ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» с 01.01.2003 по 01.01.2011 года осуществлял функции сбыт и сбор оплаты за потребленную тепловую энергию с населения, проживающего на территории г. Ангарска и Ангарского района. С 01.01.2011 года функции сбыта и сбора платы за потребленную тепловую энергию с населения г. Ангарска ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» не осуществляет. Данные функции прекращены с 01.01.2011 года в связи-с расторжением договоров аренды тепловых сетей и купли- продажи тепловой энергии заключенных между ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» и ОАО «Иркутскэнерго». С 01.01.2011 года поставщиком тепловой энергии для потребителей тепловой энергии г. Ангарска и Ангарского района является ОАО «Иркутскэнерго». Дебиторская задолженность потребителей ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» в ОАО «Иркутскэнерго» не передавалась, в связи с чем права и обязанности относительно задолженности, возникшей до 01.01.2011 года остались за ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания».

Таким образом, при решении вопроса о возложении обязанности произвести перерасчет с даты обращения, то есть с 16 октября 20** года и по 31.12.20** года суд считает необходимым возложить данную обязанность на ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания», поскольку в указанный период именно ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» производила отпуск тепловой энергии и осуществляя сбор денежных средств, а также в силу того, что дебиторская задолженность за данный период ОАО «Иркутскэнерго» ею не передавалась, денежные средства Деркач О. В. в качестве оплаты за тепловую энергию и горячее водоснабжение были уплачены ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания».

Обязанность по предоставлению скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за горячее водоснабжение и отопление, начиная с 01.01.2011 года, следует возложить на ОАО «Иркутскэнерго», поскольку с указанной даты функцию сбыта и сбора оплаты за потребленную тепловую энергию осуществляется ОАО «Иркутскэнерго» через агента ООО «Иркутская ЭнергоСбытовая Компания».

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В пользу истца с ответчиков ООО «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» и ОАО «Иркутскэнерго» в солидарном порядке подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Деркач О. В. к Обществу с ограниченной ответственности «Ангарская ТеплоСбытовая Компания», Открытому акционерному обществу «Иркутскэнерго» о возложении обязанности предоставить скидку, произвести перерасчет, о взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Иркутскэнерго» предоставить Деркач О. В., как многодетной семье, скидку в размере не ниже 30% установленной платы за предоставление тепловой энергии и горячего водоснабжения, начиная с 01 января 2011 года.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» произвести перерасчет Деркач О. В. за пользование тепловой энергией и горячим водоснабжением с 16 октября 20** года и по 31 декабря 20** года, с учетом предоставления скидки не ниже 30% установленной платы за пользование тепловой энергией и горячим водоснабжением.

Взыскать солидарно с Общества с ограниченной ответственностью «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» и Открытого акционерного общества «Иркутскэнерго» в пользу Деркач О. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней с даты составления мотивированного текста решения, то есть с 04 мая 2011 года.

Судья Бутина Е.Г.