О защите избирательных прав



Дело № 2-4029-10

16 декабря 2010 года г. Ангарск

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ангарский городской суд Иркутской области

в составе: председательствующего судьи Свиридовой М.А.,

при секретаре Шайдуровой А.А.,

с участием прокурора Лейдерман Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Батуева С.В. о защите избирательных прав,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование заявления о признании незаконным и отмене пункта 1 решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов в Думу Ангарского муниципального образования Иркутской области от 05.08.2010 года № 6 «О порядке проверки подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Думы Ангарского муниципального образования в многомандатном избирательном округе № 1№» Батуев С.В. указал, что пункт 1 оспариваемого решения противоречит Федеральному закону от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принят с превышением установленной компетенции окружной избирательной комиссии. Согласно указанному закону, должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого дл регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайно выборки (жребия). В силу Закона Иркутской области № 72-ОЗ от 11.12.2003 г. «О муниципальных выборах в Иркутской области», проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, содержащихся в подписных листах. Указанными законами определено, что порядок проверки подписей и подписных листов устанавливается исключительно законом, а не решением окружной избирательной комиссии. Просит признать незаконным и отменить пункт 1 решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов в Думу Ангарского муниципального образования Иркутской области от 05.08.2010 года № 6 «О порядке проверки подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Думы Ангарского муниципального образования в многомандатном избирательном округе № 1№».

В судебном заседании Батуев С.В. на заявлении настаивает по основаниям, изложенном в нем.

Представитель заинтересованного лица – председатель окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 Кривоносова Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрении дела извещена надлежаще. В представленном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, возражает против удовлетворения заявления Батуева С.В., указав, что согласно п.4 ст. 59 Закона Иркутской области № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, содержащихся в подписных листах. Закон устанавливает минимальное количество подписей, подлежащих проверке, но не устанавливает верхнего предела количества подписей, которое может быть проверено. Обязанность избирательной комиссии проверять соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах предусмотрена п.1 ст. 59 указанного Закона. Решение № 6 от 05.08.2010 года «О порядке проверки подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Думы Ангарского муниципального образования в многомандатном избирательном округе № 1№» было принято окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № 1 именно в рамках данных полномочий, и принятие указанного решения является гарантией обеспечения равных условий для кандидатов в реализации их пассивных избирательных прав.

Заинтересованное лицо – председатель Ангарской территориальной избирательной комиссии Мазина В.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Батуева С.В. изложив доводы, указанные в возражении, согласно которым в силу п.3 ст. 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «…проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть…». Пунктом 4 ст. 59 закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» предусмотрено, что проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, содержащихся в подписных листах. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Требования указанных законов в полном объеме соблюдены окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № 1в пункте 1 решения № 6 от 05.08.2010 г., которая действовала в пределах полномочий, без превышения компетенции, в соответствии с указанными законами.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора Лейдерман Н.Л., полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления Батуева С.В. не имеется, суд находит заявление Батуева С.В. о признании незаконным и отмене пункта 1 решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №1 от 05.08.2010 года №6 необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с п.п. 10, 11 п.1 ст. 42 Закона Иркутской области от 11.12.2003 г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» окружная избирательная комиссия при подготовке и проведении муниципальных выборов депутатов проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, в том числе достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, регистрирует кандидатов.

В силу п.1 статьи 59 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 г. N 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» комиссия, определяющая результаты в округе, проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим кандидата, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Судом установлено, решением Ангарской территориальной избирательной комиссии № 73/354 от 07.07.2010г. были сформированы окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования, в том числе утвержден состав окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы АМО.

Решением Территориальной избирательной комиссии №73/355 от 07.07.2010г. председателем по многомандатному избирательному округу №1 назначена Кривоносова Т.В. В указанную комиссию заявитель подавал документы на регистрацию в качестве кандидата.

Окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа № 1 приняла решение № 6 от 05.08.2010 г. «О порядке проверки подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Дум Ангарского муниципального образования в многомандатном избирательном округе № 1», пунктом 1 которого предусмотрено проведение полной (сплошной) проверки достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов и необходимых для регистрации кандидатов в Депутаты Думы Ангарского муниципального образования.

Процедура проверки окружной избирательной комиссией достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, урегулирована ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», пунктом 4 которого предусмотрено, что проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, содержащихся в подписных листах. Указанная норма Закона принята в развитие п.3 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

В соответствии с указанными выше нормами федерального и областного законов, окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования 05.08.2010 г. приняла оспариваемое заявителем решение № 6 о полной (сплошной) проверке достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов и необходимых для регистрации кандидатов в Депутаты Думы Ангарского муниципального образования.

Оспариваемое решение не противоречит вышестоящим законам в области избирательного права, а именно: статьям 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 42, 59 Закона Иркутской области от 11.12.2003 г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области». Оспариваемое решение направлено на соблюдение принципа равенства всех кандидатов, регламентированного статьей 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 261 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица…, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В заявлении и судебном заседании заявитель не привел доводов, по которым он считает, что его избирательные права нарушены.

Более того, согласно решению Ангарского городского суда от 24.09.2010 г. по заявлению Батуева С.В. о признании незаконным решения ОИК об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского муниципального образования, определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 07.20.2010 г., действительными подписями, представленными кандидатом Батуевым С.В., признаны только 7 подписей из 142. В случае выборочной проверки представленных подписей в количестве не менее 20 процентов, этих действительных подписей (7 подписей) было бы недостаточно для регистрации заявителя.

В связи с чем, оспариваемое решение не только не противоречит закону, но и не нарушает прав заявителя.

Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что пункт 1 решения № 6 от 05.08.2010 г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 «О порядке проверки подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Думы Ангарского муниципального образования в многомандатном избирательном округе № 1» принят в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Иркутской области от 11.12.2003 г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», не противоречит указанным законам, без превышения установленной компетенции окружной избирательной комиссии.

На основании изложенного, суд считает, что заявление Батуева С.В. о признании незаконным и отмене пункта 1 решения № 6 от 05.08.2010 г. окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов в Думу Ангарского муниципального образования Иркутской области «О порядке проверки подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Думы Ангарского муниципального образования в многомандатном избирательном округе № 1» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 261 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать Батуеву С. В. в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене пункта 1 решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Ангарского муниципального образования от 05.08.2010 г. № 6 «О порядке проверки подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Думы АМО в многомандатном избирательном округе № 1».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, через Ангарский городской суд, которое будет составлено в окончательной форме 23 декабря 2010 года.

Судья: М.А.Свиридова