О признании недействительным постановления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Уваровой М.Ф. с участием

истца Астафьева О.В.,

представителя ответчика Плотниковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-567-11 по иску Астафьева О. В. к Администрации города Ангарска, Администрации Ангарского муниципального образования о признании недействительным постановления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о восстановлении его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Астафьев О.В. обратился с иском к Администрации г.Ангарска о восстановлении в списках очередников на улучшение жилищных условий и компенсации морального вреда, указав, что в 19** году в связи с сокращением вооруженных сил и в соответствии с Положением о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами приказом № 15502 от 06.11.1992г. № 027 ПМ он уволен в запас по пункту «А» статьи 46 по выслуге установленного срока. В период службы с 19** года по 19** год он с семьей проживал в служебном жилом помещении в п.Чаган Баскарайского района семипалатинской области, которое сдал после увольнения со службы. 28 августа 19** года он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, уволенное с военной службы по сокращению штатов без предоставления жилья. Приказом № 2092 от 17.06.2004г. он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает снятие го с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий противоречащим действующему законодательству. Предусмотренные законодательством основания для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствуют. Своего жилья он не имеет, проживает в доме родителей своей жены в п.Никелей Качугского района. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, так как проживает на значительном расстоянии от областного центра и от г.Ангарска, имеет ряд заболеваний, которые не может лечить постоянно и своевременно, так как в районной больнице отсутствуют для этого условия. Его супруга является инвалидом 2 группы, требует постоянного ухода. Обучение его сына в отдаленной привозной школе не дало возможность получить достойное образование. С учетом уточненного иска просит признать недействительным Постановление и.о. мэра А.П. Козлова № 2092 от 17.06.2004г. о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию г.Ангарска восстановить его в списках очередников на улучшение жилищных условий; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, расходы на оплату госпошлины в размере 200 рублей, расходы на юридические услуги в размере 2000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Ангарского муниципального образования.

В судебном заседании Астафьев О.В. поддержал исковые требования в полном объеме, привел доводы аналогичные изложенным в исковых заявлениях.

Представитель ответчика администрации г.Ангарска Басмова Е.А., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения на иск, указав, что Администрация города Ангарска не нарушала права и законные интересы Астафьева О.В., так как постановление о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий издано мэром Ангарского муниципального образования. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему морального вреда. В иске просит отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Ангарска Плотникова Т.Ю. иск Астафьева О.В. не признала, пояснила, что Администрация г.Ангарска истца с учета не снимала и не ставила, права истца не нарушала. Учетное дело Астафьева О.В. в Администрации города Ангарска отсутствует, администрацией АМО не передавалось.

Представитель ответчика администрации АМО в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Ангарского муниципального образования.

Ранее 14 марта 2011 года от представителя ответчика администрации АМО Мокоян А.А., действующей на основании доверенности, поступило заявление о пропуске истцом срока для обращения в суд, в котором представитель ответчика указал, что в соответствии со ст.256 ч.1 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права. Об издании постановления мэра АМО от 17 июня 2004 года № 2092 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» истец был извещен Администрацией АМО в письменной форме в июле 2004 года, то есть уже в июле 2004 года Астафьеву О.В. стало известно о нарушении его права. Исковое заявление подано по истечении установленного законом срока, в связи с чем просит в иске отказать.

Астафьев О.В. в судебном заседании возражал против применения сроков исковой давности, пояснил, что уведомление от 26 июня 2004 года о снятии с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий он получил в конце июня или начале июля 2004 года, к уведомлению было приложено постановление мэра АМО. О том, что ему следует обратиться в суд, он не знал, так как не является юристом. Он писал письма на имя губернатора иркутской области, в министерство обороны, на имя Президента РФ. Обращаться с заявлениями в указанные органы начал в 2004 году и вел переписку в течение 6 лет. В ответах ему указывали, что он может обратиться в суд, но никто не говорил, что он должен обратиться в суд. Считает, что срок им не пропущен, просит иск удовлетворить.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Астафьева О.В. к Администрации г.Ангарска, Администрации АМО о признании незаконным постановления о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. О восстановлении его в очереди на предоставление жилья, компенсации морального вреда, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что приказом командующего ЗО Воздушной Армией верховного главного командования № 027-ПМ от 06 ноября 1992 года, старший прапорщик Астафьев О.В. уволен из Вооруженных Сил в запас по статье 46 Пункту «А» (по выслуге установленного срока службы). На день увольнения выслуга лет в ВС составила: календарная 24 года 4 месяца, в льготном исчислении 26 лет 8 месяцев. В приказе имеется указание на то, что Астафьев О.В. увольняется в связи с сокращением ВС.

В соответствии со ст.15 п.6 Закона РФ от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Астафьев О.В. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, о чем указано в приказе № 027-ПМ от 06 ноября 1992 года.

Согласно п. «в» ст.46 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами вооруженных сил СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 02.10.1985г. № 934, прапорщики и мичманы увольняются с действительной военной службы по сокращению штатов – при невозможности использования на действительной военной службе в связи с сокращением штатов или организационными мероприятиями (при отсутствии других оснований для увольнения в запас). Поскольку имелись другие основания для увольнения Астафьева О.В. в запас с военной службы, в приказе указано основание для увольнения. Предусмотренное п. «а» ст.46 указанного Положения.

Постановлением мэра города Ангарска от 28 августа 1995 года № 2144 Астафьев О.В., старший прапорщик запаса, уволенный 06.11.19**г. с военной службы по сокращению штатов, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

10 июня 2004 года в адрес начальника отдела по учету и распределению жилья АМО поступило письмо от военного комиссара города Ангарска, в котором предлагалось на очередном заседании жилищной комиссии рассмотреть вопрос о снятии с льготной очереди военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий, старшего прапорщика запаса Астафьева О.В., уволенного по выслуге лет, не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе в момент увольнения.

Постановлением мэра Ангарского муниципального образования от 17 июня 2004 года № 2092, Астафьев О.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления.

До 2006 года учет граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений относился к ведению администрации Ангарского муниципального образования, с 2006 года учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется Администрацией города Ангарска. В соответствии со справкой ДУМИ Администрации г.Ангарска, учетное дело Астафьева О.В. в администрацию города Ангарска из Администрации АМО не передавалось, учетное дело Астафьева О.В. в архиве отдела по управлению жилищным фондом Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска не числится.

Личное дело Астафьева О.В. в архивном отделе администрации Ангарского муниципального образования не значится.

В силу ч.1 ст.32 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего в период спорных правоотношений, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Часть вторая указанной статьи содержит основания для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе п.3 предусматривает такое основание, как выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных п.26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

В постановлении и.о.мэра АМО № 2092 от 17.06.2004г. имеется ссылка на п.6 пп. «а» Указанных выше правил, однако указанная норма определяет категории военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета. Основания для снятия Астафьева О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренные ст.32 Жилищного Кодекса РФ, п.26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в постановлении не указаны. В течение 9 лет, с 28 августа 1995 года по 17 июня 2004 года, Астафьев О.В. состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, все это время за ним признавалось право на внеочередное получение жилого помещения.

Учетное дело Астафьева О.В. со всеми имеющимися документами, явившимися основанием для постановки истца на учет и снятия с учета, в судебное заседание представителями ответчиков не представлено, в связи с чем в судебном заседании так же не были установлены предусмотренные законом основания для снятия Астафьева О.В. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Представителями ответчика доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных законом оснований для снятия Астафьева О.В. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Рассмотрев представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что постановление № 2092 от 17 июня 2004 года издано и.о. мэра Ангарского муниципального образования без законных оснований.

Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования Мокоян А.А. в письменном заявлении просит применить срок исковой давности к требованиям Астафьева О.В. и отказать в иске.

Согласно ст. 195 Гражданского Кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со ст.200 Гражданского Кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Статьей 196 ГПК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ст.201 Гражданского Кодекса РФ, перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

Уведомление о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с копией постановления № 2092 от 17 июня 2004 года направлено в адрес Астафьева О.В. 25 июня 2004 года и получено истцом в конце июня или в июле 2004 года, о чем пояснил Астафьев О.В. в судебном заседании. Таким образом, Астафьев О.В. узнал о снятии его с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений не позднее 31 июля 2004 года. Таким образом, срок исковой давности по заявленным требованиям начал течь 01 августа 2004 года и истек 01 августа 2007 года.

Исковое заявление о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий и компенсации морального вреда подано истцом путем направления по почте, в почтовую организацию сдано 28 сентября 2010 года и поступило в Ангарский городской суд 01 октября 2010 года, то есть по истечении срока исковой давности. Исковое заявление о признании недействительным постановления № 2092 от 17 июня 2004 года сдано истцом в почтовую организацию 29 декабря 2010 года и поступило в ангарский городской суд 11 января 2011 года, то есть по истечении срока исковой давности.

На основании изложенного суд считает установленным факт пропуска истцом Астафьевым О.В. сроков для обращения в суд с иском к Администрации Ангарского муниципального образования, Администрации города Ангарска о признании недействительным постановления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о восстановлении его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Анализируя основания, на которые истец ссылается в обоснование доводов об отсутствии факта пропуска срока, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд Астафьевым О.В. пропущен без уважительных причин, поскольку никаких уважительных причин, связанных с личностью истца, таких как тяжелая болезнь или беспомощное состояние, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи, суду не представлено.

Незнание закона не является уважительной причиной пропуска установленного законом срока для обращения в суд, не может служить основанием для его восстановления. Так же не может являться уважительной причиной пропуска срока обращение истца за разрешением спора в государственные органы.

Уважительные причины пропуска срока, и соответственно, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют.

Заявление о восстановлении пропущенного срока от истца не поступало.

Основания для приостановления течения срока исковой давности, предусмотренные ст.202 ГК РФ, а так же для перерыва срока исковой давности, предусмотренные ст.203 ГК РФ по настоящему делу отсутствуют.

В силу ст. 199 ГПК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 12,15 ноября 2001 г. №15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, то при наличии заявления надлежащего лица, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Таким образом, учитывая, что срок обращения в суд за разрешением спора пропущен истцом Астафьевым О.В. без уважительных причин, суд приходит к выводу, что в иске Астафьеву О.В. должно быть отказано.

В соответствии со ст.207 Гражданского Кодекса РФ, с истечением срока давности по главному требованию, истекает срок давности и по дополнительным требованиям. Таким образом, в удовлетворении требований Астафьева О.В. о компенсации морального вреда, так же должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Астафьеву О. В. в удовлетворении иска к Администрации города Ангарска, Администрации Ангарского муниципального образования о признании недействительным постановления и.о.мэра Ангарского муниципального образования Козлова А.П. № 2092 от 17 июня 2004 года о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о восстановлении его в прежней очереди в списках очередников на улучшение жилищных условий, о компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, которое будет изготовлено 17 мая 2011 года.

Федеральный судья С.С. Тройнина